Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Охрана труда работника была и является важнейшей социальной проблемой в каждом государстве. Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего времени. В нашей стране первый Кодекс законов о труде 1918 года также закреплял основные нормы охраны труда, в том числе нормы об особой охране труда женщин и несовершеннолетних.
В широком смысле охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

   К основным нормативным  актам об охране труда также  относятся: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г. в ред. Федерального закона от 2 марта 1998 г.  (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; разд. X ТК (в том числе гл. 41 и 42); Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда; единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты), система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты по охране труда.

   Вопросы охраны труда  в трудовом законодательстве  образуют самостоятельный правовой  институт, в котором конкретизируются  основной принцип трудового права  об обеспечении охраны труда  и соот­ветствующее субъективное право работника и его гарантии. Охрана труда как институт трудового права – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

   Институт охраны труда  включает следующие группы норм трудового права:

  1. Нормы-принципы об основных  направлениях государственной политики  в области охраны труда и  правила государственного управления  охраной труда, поскольку охраной труда управляет государство.

  2. Нормы, касающиеся права  работников на охрану труда и его гарантий.

  3. Нормы об организации системы  управления охраной труда, о  планировании и финансировании  мероприятий по охране труда,  т.е. требования по охране труда,  которые обязаны обеспечить работодатель  и его администрация;

  4. Правила по технике безопасности  и производственной санитарии.  Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

  5. Правила охраны работников, занятых на тяжелых работах  и работах с вредными или  опасными условиями труда; 

  6. Специальные нормы об охране  труда женщин, несовершеннолетних  и лиц с пониженной трудоспособностью  и работников с семейными обязанностями;

  7. Нормы, регулирующие деятельность  органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

   Все указанные группы  норм института охраны труда тесно связаны между собой.

   Кроме указанной группировки  правовых норм по охране труда,  существуют и другие классификации норм по охране труда:

- по сфере действия норм - единые  межотраслевые, отраслевые и разработанные  на их основе с учетом производственной  специфики локальные нормы по  охране труда, утверждаемые на  предприятии, в учреждении и организации;

- по субъектам – исполнителям нормативных предписаний –

◆ организационно-правовые нормы, устанавливающие обязанности администрации;

◆ материально-правовые нормы, определяющие обязанности как работодателя, так и работников по охране труда;

◆ нормы по контролю и надзору за соблюдением охраны труда, возлагающие соответствующие обязанности на органы, предусмотренные ст. 244 КЗоТ РФ (эти нормы одновременно относятся и к самостоятельному правовому институту о контроле и надзоре за соблюдением законодательства о труде – подробнее см. раздел 17);

- по форме нормативных предписаний  подзаконных актов – постановления,  положения, стандарты системы  стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, предприятий), правила и нормы (например, санитарные, строительные, безопасности и т. д.), инструкции (по безопасности, типовые отраслевые по охране труда, действующие на предприятиях инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ), организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).

   В правовом регулировании  охраны труда широко сочетаются  централизованные нормы трудового  законодательства, которые устанавливают  минимум правовых мер по охране  труда, с договорными условиями,  повышающими, конкретизирующими  этот минимум на основании  социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также  трудовых договоров.

   Перечень нормативно-правовых  актов, содержащих государственные  нормативные требования по охране  труда в России, принят постановлением  Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а Рекомендации по планированию  мероприятий по охране труда  утверждены Минтрудом России 27 февраля  1995 г. 

   Постановление Правительства  РФ от 23 мая 2000 г. установило, что  в Российской Федерации действует  система нормативных правовых  актов. Она состоит из межотраслевых  (ПОТРМ) и отраслевых (ПОТРО) правил  и типовых инструкций по охране  труда (ТИРО), строительных и санитарных  норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, правил  устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию  и строительству, гигиенических  нормативов и государственных  стандартов безопасности труда.

   На них и ориентируются  соответствующие органы и организации  при разработке региональных  и локальных актов по охране  труда. На основе этих актов  организации сами разрабатывают  и утверждают стандарты предприятия  (СТП ССБТ) и инструкции по охране  труда для работников и на  отдельные виды работ (НОТ). Профсоюзы,  их органы имеют право принимать  участие в согласовании нормативных  правовых актов по охране труда, учете их мнения.

   Государственные нормативные  требования охраны труда утверждаются  сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два года. Это сделано для того, чтобы данные требования по охране труда не отставали от технического прогресса. Пересмотр их осуществляется в порядке, установленном при принятии.

   Субъекты РФ в соответствии  с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. принимают свои акты по охране труда.

   Генеральное соглашение  также предусматривает ряд обязательств трех социальных российских партнеров (объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ) по улучшению охраны труда. Это трехстороннее социально-партнерское Соглашение предусматривает создание службы охраны труда, а также институт упол­номоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, разработку новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов по охране труда.

   Другие социально-партнерские  соглашения различных уровней,  а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по  охране труда, в котором предусматриваются  различные меры по ее улучшению.

   Право работника на охрану труда, его гарантии

   В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации  и ст.2 ТК РФ, каждый гражданин  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности  и гигиены. Это право конкретизировано  в ст.219 ТК РФ и подкреплено  гарантиями, содержащимися в ст.220 ТК РФ.

   Право на охрану труда  — это право работника, реализуемое  в процессе его труда. Неработающий  гражданин не может его фактически  осуществить. С поступлением гражданина  на работу оно активно реализуется,  и обеспечить это право обязан работодатель.

   Содержание права на охрану  труда включает ряд прав (возможностей) работника (как бы право в праве), в частности на:

◆безопасное рабочее место, защищенное от воздействия опасных или вредных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

◆возмещение вреда, если произошло повреждение здоровья работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

◆получение достоверной информации от работодателя или го­сударственных и общественных органов о состоянии охраны труда на его рабочем месте, об имеющемся риске повреждения здоровья и принятых мерах по его защите от этого;

◆отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

◆обеспечение его бесплатно средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с законодательством за счет работодателя;

◆бесплатную переподготовку за счет работодателя, если приос­танавливаются или закрываются предприятие, а также в случае производственной травмы;

◆обращение с жалобой в соответствующие органы о неудовлетворительных условиях и охране труда и др.

   Первая из указанных возможностей  — получить безопасное рабочее  место — отражает и требование  дифференциации регулирования труда  женщин и несовершеннолетних до 18 лет.

   Права работника в сфере  труда подкреплены законодателем  их гарантиями (ст. 9 Федерального  закона об охране труда и  ст. 220 ТК). Гарантии права работника  на охрану труда довольно многочисленны:  правовые, экономические, социально-культурные  и политические. Гарантиями права  работника на охрану труда  будут все нормы института  охраны труда о ее организации, предупредительном и текущем надзоре и общественном профсоюзном контроле, исполнение работниками своих обязанностей, а также обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

   В законодательстве закреплены  следующие гарантии права работника  на охрану труда:

≈ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

≈ условия трудового договора должны соответствовать требованиям охраны труда: компенсации и льготы за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда

≈ в случае причинения вреда жизни  и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в  соответствии с федеральным законом и др.

   Основная экономическая  гарантия – финансовое обеспечение  планомерного непрерывного улучшения  охраны труда на производстве. Правовыми гарантиями права работника  на охрану труда будут все  нормы института охраны труда,  об ее организации, предупредительном  и текущем надзоре за охраной  труда, а также обязанности  работодателя по обеспе­чению охраны труда. Глава III этих Основ, названная «Обеспечение охраны труда», целиком посвящена таким гарантиям.

   В качестве гарантий могут  рассматриваться и обязанности  работодателя в сфере охраны  труда. Статья 14 Федерального закона  и ст. 212 ТК закрепили обязанности  работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны труда.

   Работодатель обязан обеспечить:

› применение работником средств  индивидуальной и коллективной защиты работников;

› условия труда на каждом рабочем  месте, соответствующие требованиям охраны труда;

› режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;

› расследование и учет в установленном  законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

› санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

› обязательное социальное страхование работников и др.

   Эти и другие обязанности  работодателя в то же время  означают и права работников  на их обеспечение в сфере  охраны труда.

  1. Химическое оружие. Зоны химического заражения и очаги поражения от ОВ и ОХВ. Защита населения от ОВ и ОХВ.

Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах  некоторых химических веществ. К  ним относят боевые отравляющие  вещества, а также специальные  вещества, предназначенные для уничтожения  растений (гербициды, дефолианты) .

Совершенствование химического оружия привело к  появлению бинарных отравляющих  веществ. Бинарные газы и смеси состоят  из относительно безвредных компонентов, дающих при смешивании высокотоксичные  отравляющие вещества. Принцип действия бинарных отравляющих веществ состоит  в том, что во время выстрела разрушается  перегородка между двумя нетоксичными компонентами, в результате чего происходит химическая реакция .

Информация о работе Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда