Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:34, курсовая работа
Безопасность в гражданском праве представляет собой защищенность устойчивого состояния общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, обеспечение стабильного развития имущественного оборота, обеспечение реализации субъективных гражданских прав с целью достижения максимальной эффективности правового регулирования.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Основные законодательные документы…………………………………… 3
3. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности…….4
4. Правовые и организационные аспекты обеспечения
безопасности в чрезвычайных ситуациях……………………………………...7
5. Заключение……………………………………………………………………..9
.
Литература.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На тему: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнил:
Студент _4 курса
______7_____ семестр
Ф.И.О. (Зыкова Лилия Мануиловна)
Тюмень, (2013 год)
1. Введение………………………………………………………… 2. Основные законодательные документы…………………………………… 3 3. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности…….4 4. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях……………………………………...7 5. Заключение…………………………………………………… . Литература. |
|
1. Введение
Безопасность в гражданском
праве представляет собой защищенность
устойчивого состояния
Безопасность рассматривается
как атрибут системы. В основе
данного понимания лежит
Данное определение позволяет, на мой взгляд, отразить в максимально возможной мере ключевые грани этого сложного социального феномена, интегрирующего в себе жизненно важные интересы, как отдельной личности, так и социума в целом.
Таким образом, безопасность в современных условиях, приобретая нормативное оформление в действующем законодательстве, перестает быть некой абстрактно-абсолютной категорией. Одновременно безопасность начинает рассматриваться в качестве социально-правового явления, имеющего двойственную природу. С одной стороны, безопасность есть основное условие обеспечения жизненно важных интересов личности, а также национальных интересов государства и общества в различных сферах. С другой стороны, безопасность противопоставляется в ряде случаев свободе, поскольку ее обеспечение достигается, в том числе и с помощью ограничения субъективных прав.
Правовой основой
Другими источниками права в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности являются
- Федеральные законы, указы Президента
РФ, постановления Правительства РФ, приказы,
директивы, инструкции, наставления и
другие нормативные акты министерств,
ведомств и их нижестоящих организаций,
правовые акты субъектов РФ и муниципальных
образований, приказы руководителей объектов
экономики.
Рассмотрим
основные законодательные акты в области
обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Закон РФ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»
№ 68–ФЗ от 21.12.1994года.
Настоящий закон определяет общие для
РФ организационно-правовые нормы в области
защиты граждан РФ, иностранных граждан
и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ, всего земельного, водного,
воздушного пространства в пределах РФ
или его части, объектов производственного
и социального назначения, а также окружающей
природной среды от ЧС природного и техногенного
характера.
Закон РФ «О гражданской
обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон определяет
задачи в области гражданской обороны
и правовые основы их осуществления, полномочия
органов государственной власти РФ, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, организаций
независимо от их организационно-правовых
форм.
Постановление Правительства РФ «О
создании единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и исполнительной
власти принят еще ряд важных правовых
актов в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности. На уровне субъектов
РФ приняты правовые акты в развитие федеральных
законов применительно к условиям данного
региона. На данный момент они приведены
в соответствие с федеральным законодательством.
Экологическая
безопасность. Обеспечение экологической
безопасности на территории РФ, формирование
и укрепление экологического правопорядка
основаны на действии с марта 1992 г. Федерального
закона «Об охране окружающей природной
среды» в комплексе с мерами организационного,
правового, экономического и воспитательного
воздействия. Закон содержит свод правил
охраны окружающей природной среды в новых
условиях хозяйственного развития и регулирует
природоохранительные отношения в сфере
всей природной среды, не выделяя ее отдельные
объекты, охране которых посвящено отдельное
законодательство. Задачами природоохранительного
законодательства являются: охрана природной
среды (а через нее и здоровья человека);
предупреждение вредного воздействия
хозяйственной или иной деятельности;
оздоровление окружающей природной среды,
улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы
норм:
нормативы качества окружающей среды;
экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;
механизм исполнения этих требований.
К нормативам качества окружающей
природной среды относятся
Экологические требования предъявляются
всем хозяйствующим субъектам независимо
от форм собственности и подчиненности,
гражданам РФ. Органы охраны окружающей
среды и санэпиднадзора имеют право экологического
контроля и наложения запрета деятельности
на всех стадиях – проектирования, размещения,
строительства, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации объектов. Закон гарантирует
право граждан на здоровую и благополучную
природную среду, закрепляет полномочия
граждан и общественных экологических
объединений по охране окружающей природной
среды: требовать представления экологической
информации, назначения экологической
экспертизы, обращаться в административные
и судебные органы с заявлением о приостановлении
или прекращении деятельности экологически
вредных объектов, обращаться с исками
о возмещении вреда, причиненного здоровью
и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается
в сочетании экономических методов хозяйствования
с административно-правовыми мерами обеспечения
качества окружающей природной среды.
Экономический механизм охраны окружающей
среды предполагает финансирование, кредитование,
льготы при внедрении экологически чистых
технологий, при начислении налогов. С
другой стороны, он осуществляется через
изъятие части денежного дохода в качестве
платы за пользование ресурсами, налога
на экологически вредную продукцию или
продукцию, выпускаемую с применением
экологически опасных технологий. Административно-правовое
воздействие реализуется через экологическую
экспертизу, экологический контроль, меры
административно-правового пресечения
вредной деятельности, ответственность
за экологические правонарушения. Финансирование
и осуществление хозяйственных проектов
производится только после положительного
заключения экологической экспертизы.
В случае несоблюдения экологических
требований закон предусматривает приостановление
деятельности и одновременное прекращение
финансирования со стороны кредитно-финансовых
организаций.
Система экологического
контроля состоит из государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей
природной среды (мониторинг), государственного,
производственного, общественного контроля
(Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз
в части мониторинга загрязнения почв,
Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству,
Комитет по геологии, Федеральный надзор
России по ядерной и радиационной безопасности).
Государственные стандарты являются основными
нормативно-техническими документами,
устанавливающими общие требования к
конкретным видам природопользования.
Они дают признаки и методики определения
степени воздействия на окружающую среду
различных загрязнителей. Так, система
стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00
устанавливает требования к природопользователям
элементов биосферы (атмосферы, гидросферы,
почвы).
Проблема охраны окружающей среды, непосредственно
связанная с обеспечением безопасности
жизнедеятельности, имеет глобальный
характер. Декларация Стокгольмской конференции
ООН (1972 г.) провозгласила право человека
на жизнь в благоприятной среде. Конференция
ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно
приняла Декларацию по окружающей среде
и развитию, провозгласившую цель – установить
новое, справедливое глобальное партнерство
для сохранения, защиты и восстановления
здорового состояния и целостности экосистемы
Земли.
Охрана
труда. Основы законодательства РФ
об охране труда, как составной части обеспечения
безопасных условий жизнедеятельности
гражданина, обеспечивают единый порядок
регулирования отношений в области охраны
труда между работодателями и работниками
на предприятиях, в учреждениях и организациях
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и ведомственной
подчиненности. Основы законодательства
устанавливают гарантии осуществления
права на охрану труда и направлены на
создание условий труда, отвечающих требованиям
сохранения жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности и в
связи с ней.
Законодательство РФ об охране труда состоит
из соответствующих норм Конституции
РФ, требований Федерального закона от
30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской
Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и
издаваемых в соответствии с ними законодательных
и иных нормативных актов.
Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные
понятия, требования по охране труда, организацию
и обеспечение прав работников на охрану
труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными
нормативными требованиями охраны труда
… устанавливаются правила, процедуры
и критерии, направленные на сохранение
жизни и здоровья работников в процессе
трудовой деятельности».
В 1994 г. была создана межведомственная
комиссия на уровне заместителей министров
и ведомств РФ для координации деятельности,
привлечения компетентных организаций,
ученых и специалистов в целях реализации
Основ законодательства РФ об охране труда.
На федеральном уровне установлено, что
в РФ действует система правовых
актов, содержащих единые нормативные
требования по охране труда, которые должны
соблюдаться федеральными органами исполнительной
власти, предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности
при проектировании и эксплуатации объектов,
конструировании машин, механизмов и оборудования,
разработке технологических процессов,
организации производства и труда.
В нее входят:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- система стандартов безопасности труда
(ССБТ);
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
- санитарные правила СП;
- гигиенические нормативы ГН;
- правила безопасности ПБ;
- инструкции по безопасности ИБ;
- правила по охране труда отраслевые ПОТО;
- типовые отраслевые инструкции по охране
труда ТОИ.
Предприятия, учреждения и организации
разрабатывают и утверждают стандарты
предприятия системы ССБТ, инструкции
по охране труда для работников и
на отдельные виды работ (ИОТ) на основе
государственных правовых актов.
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов,
направленных на обеспечение безопасности
труда, сохранения здоровья и работоспособности
человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы
по видам опасных и вредных производственных
факторов:
- к производственному оборудованию;
- к производственным процессам;
- к средствам защиты работающих.
Система стандартов безопасности труда
ССБТ насчитывает несколько сот
государственных и отраслевых стандартов.
На основе ССБТ создаются новые безопасные
техника и технологии, планируются
и осуществляются мероприятия по
улучшению санитарно-
Ответственность за состояние условий
и охраны труда на предприятии возлагается
на работодателя. В обязанности последнего
входит обеспечение безопасности оборудования,
технологических процессов и применяемых
сырья и материалов, выполнение требований
законодательства и нормативных актов,
в частности организация медицинских
осмотров при поступлении на работу и
периодических осмотров в процессе работы.
В целом, как показывает практика, законодательная
база на федеральном уровне отвечает требованиям
обеспечения безопасности жизнедеятельности,
а несчастные случаи на производстве являются
следствием, как правило, грубого нарушения
требований безопасности.
4. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
Федеральный закон
«О защите населения и территорий
от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России
организационно-правовые нормы в области
защиты населения, всего земельного, водного,
воздушного пространства в пределах РФ,
объектов производственного и социального
назначения, а также окружающей природной
среды от ЧС природного и техногенного
характера.
Основные цели закона: предупреждение
возникновения и развития ЧС, снижение
размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация
ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите
населения и территорий от ЧС определяется,
исходя из принципа необходимой достаточности
и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств.
Постановлениями Правительства РФ от
24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки
населения в области защиты от ЧС» и от
2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения
об организации обучения населения в области
гражданской обороны» определены основные
задачи, формы и методы подготовки населения
в области гражданской обороны и защиты
от ЧС природного и техногенного характера.
В целях проверки готовности
органов управления к действиям
в ЧС, проведения аварийно-спасательных
работ и оказания первой медицинской
помощи проводятся комплексные учения,
командно-штабные учения и тренировки,
тактико-специальные учения с формированиями
гражданской обороны. КШУ, КШТ и
ТСУ проводятся на объектах экономики
ежегодно продолжительностью 8 часов.
Главная цель мероприятий по подготовке
населения в области гражданской обороны
и защиты от ЧС природного и техногенного
характера – минимизировать ущерб в случае
возникновения ЧС как в мирное, так и в
военное время.
За последние 20 лет стихийные бедствия
на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено
свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба
по подсчетам зарубежных специалистов
превысила 100 млрд. долларов. Масштабы
бедствий вынуждают пострадавшие страны
обращаться за международной помощью.
В составе ООН выделены подразделения,
объединяющие специалистов для ликвидации
последствий чрезвычайных происшествий.
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН был
создан исполнительный комитет по оказанию
медицинской помощи при стихийных бедствиях.
В международном Комитете Красного Креста
(МККК) объединены 125 национальных обществ
Красного Креста. В 1975 г. в Женеве создано
Международное общество медицины катастроф
(МОМК) в составе около 30 государств, задачей
общества является координация разработки
проблем медицины катастроф в международном
масштабе.
Руководство России принимает все меры
по объединению усилий всех министерств
и ведомств в предотвращении катастроф
и ликвидации их последствий, в том числе
и на законодательном уровне с привлечением
депутатов Федерального собрания.
Информация о работе Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности