Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Безопасность в гражданском праве представляет собой защищенность устойчивого состояния общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, обеспечение стабильного развития имущественного оборота, обеспечение реализации субъективных гражданских прав с целью достижения максимальной эффективности правового регулирования.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Основные законодательные документы…………………………………… 3
3. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности…….4
4. Правовые и организационные аспекты обеспечения
безопасности в чрезвычайных ситуациях……………………………………...7
5. Заключение……………………………………………………………………..9
.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

правовое регулирование бж.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На тему: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Выполнил:

Студент _4 курса

______7_____ семестр

Ф.И.О. (Зыкова Лилия Мануиловна)

 

 

 

Тюмень, (2013 год)

 

 

 

    

                                   Содержание                                  

    

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Основные законодательные документы…………………………………… 3

3. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности…….4

4. Правовые и организационные  аспекты обеспечения 

безопасности в чрезвычайных ситуациях……………………………………...7

5. Заключение……………………………………………………………………..9

.

Литература.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

 

Безопасность в гражданском  праве представляет собой защищенность устойчивого состояния общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, обеспечение стабильного  развития имущественного оборота, обеспечение  реализации субъективных гражданских  прав с целью достижения максимальной эффективности правового регулирования.

Безопасность рассматривается  как атрибут системы. В основе данного понимания лежит предположение  о естественной защищенности любой  системы от разрушительного воздействия  каких-либо сил. Системный подход особенно необходим в изучении проблем  теории и практики обеспечения безопасности применительно к моделированию  негативных социальных процессов, последствий  использования достижений науки  и техники, возникновения чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. В этом аспекте безопасность в  гражданском праве выступает  как элемент стабильности развития всей системы гражданско-правовых отношений, направленный на стабилизацию социально-политической и экономической обстановки, в  том числе и посредством ограничения  отдельных гражданских прав и  свобод.

Данное определение позволяет, на мой взгляд, отразить в максимально возможной мере ключевые грани этого сложного социального феномена, интегрирующего в себе жизненно важные интересы, как отдельной личности, так и социума в целом.

Таким образом, безопасность в современных условиях, приобретая нормативное оформление в действующем  законодательстве, перестает быть некой  абстрактно-абсолютной категорией. Одновременно безопасность начинает рассматриваться  в качестве социально-правового  явления, имеющего двойственную природу. С одной стороны, безопасность есть основное условие обеспечения жизненно важных интересов личности, а также  национальных интересов государства и общества в различных сферах. С другой стороны, безопасность противопоставляется в ряде случаев свободе, поскольку ее обеспечение достигается, в том числе и с помощью ограничения субъективных прав.

 

 

  1. Основные законодательные документы

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.  
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются - Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций, правовые акты субъектов РФ  и муниципальных образований, приказы руководителей объектов экономики.

Рассмотрим  основные  законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. 
Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68–ФЗ от 21.12.1994года. 
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

 
Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. 
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти  РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых   форм.

 
Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г. 
Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством. 

  1. Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено отдельное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. 
Эти задачи реализуются через три группы норм:

нормативы качества окружающей среды;

экологические требования к  хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно  допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных  веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного  воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов. 
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. 
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых организаций. 
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности). 
Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы). 
Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель – установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

 
Охрана  труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.  
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. 
Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности». 
В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда. 
На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В нее входят: 
- государственные стандарты (ГОСТы); 
- система стандартов безопасности труда (ССБТ); 
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ; 
- санитарные правила СП; 
- гигиенические нормативы ГН; 
- правила безопасности ПБ; 
- инструкции по безопасности ИБ; 
- правила по охране труда отраслевые ПОТО; 
- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

 
Предприятия, учреждения и организации  разрабатывают и утверждают стандарты  предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и  на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных  правовых актов. 
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. 
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов: 
- к производственному оборудованию; 
- к производственным процессам; 
- к средствам защиты работающих.

 
Система стандартов безопасности труда  ССБТ насчитывает несколько сот  государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются  и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических  условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния  условий и охраны труда. 
Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы. 
В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

4. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

 

Федеральный закон  «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. 
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. 
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. 
Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении  Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

В целях проверки готовности органов управления к действиям  в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской  помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и  ТСУ проводятся на объектах экономики  ежегодно продолжительностью 8 часов. 
Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. 
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий. 
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 1975 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе. 
Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Информация о работе Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности