Производственная среда и проблемы её безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Содержание

Производственная среда и проблемы её безопасности...............................2
Тестовые задания..............................................................................................9
Практическое задание....................................................................................10
Список литературы.......................................................................................14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по БЖД.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Производственная среда и проблемы её безопасности...............................2

Тестовые задания..............................................................................................9

Практическое задание....................................................................................10

Список  литературы.......................................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная  среда и проблемы ее безопасности.

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма.       Вредными называют факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Опасные и вредные факторы  подразделяются на:

  • химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
  • физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;

биологические, вызванные  патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:

    • физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
    • физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
    • нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно  меняются в процессе интенсивного использования  продуктов научно-технического прогресса  и осуществления широких социально-экономических  преобразований. Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда. Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда:

  1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
  2. Механизированные формы труда.
  3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.
  4. Групповые формы труда – конвейер.
  5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
  6. Формы интеллектуального (умственного) труда.

 

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого  элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший  компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

 

    • Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
    • Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
    • Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
    • Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
    • Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

 

Успешное осуществление  различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ  умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению  работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников. Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который  вовлекаются все органы и системы  человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная  нервная система, обеспечивающая координацию  функциональных изменений, развивающихся  в организме при выполнении работы. Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.  В  процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается  объем легочной вентиляции, обусловливаемый  как учащением, так и углублением  дыхания, причем у тренированных  лиц преобладает углубленное  дыхание.

Происходят изменения  и сердечнососудистой системы, где  физическая нагрузка вызывает возрастание  минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

Из биохимических изменений  крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней  тяжести уровень сахара в крови  несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое  время и в течение восстановительного периода.

При значительных энергетических затратах возможна гипогликемическая  реакция, свидетельствующая о начинающемся истощении углеводных резервов организма  или о недостаточной их мобилизации. При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секреции и моторной функции желудка, а также замедление переваривания и всасываемости  пищи.

Мышечная работа различной  интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной  системы, в том числе и коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает  понижение корковой возбудимости, нарушение  условно-рефлекторной деятельности, а  также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного  анализаторов.

 

Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для  указанных анализаторов.

Некоторые особенности физиологических  изменений в организме имеют  место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно.

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают пульс  за счет уменьшения диастолы. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.

В настоящее время установлено, что продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию  парадоксальных реакций. При напряженной  умственной работе происходят изменения  функций дыхательной системы, причем эти же изменения удавалось получить условным раздражителем.

Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных  сосудов, в особенности сосудов  мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, от нескольких видов рецепторов (экстерорецепторов, интерорецепторов и проприорецепторов), влияет на ход умственной работы.

Установлено, что умственная работа тесно связана с работой  органов чувств, в первую очередь  зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает  в условиях тишины.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую  роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для  многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым  условием успешного выполнения работы.

Интенсивная работа, как  физическая, так и умственная, может  привести к утомлению и переутомлению.

Утомление и переутомление. Под утомлением понимают особое физиологическое  состояние организма, возникающее  после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.

Один из объективных признаков  – это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности.

Утомление связано с изменениями  физиологического состояния всего  организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие  в центральной нервной системе.

При длительном воздействии  на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью  не восстанавливает снизившуюся  за день работоспособность.

Основой для возникновения  переутомления служит постоянное несоответствие продолжительности и тяжести  работы и времени отдыха. Кроме  того, развитию переутомления могут  способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные  бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления  – различные нарушения со стороны  нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей  наблюдаются головные боли, расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.

Кроме того, хроническое  переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и  травматизма. Довольно часто это  состояние предрасполагает к  развитию неврастении и истерии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производствах  вызвано неудовлетворительными  гигиеническими условиями трудовой деятельности.

 

 

 

Тестовые задания

 

  1. В программных документах Всемирной программы действий

«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;

б) вопросам борьбы с бедностью;

в) вопросам обеспечения  здоровья населения;

г) вопросам сотрудничества в области метеорологических  исследований

Ответ:б

Повестка дня на ХХI век предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования.

 

2.  Устойчивое развитие – это:

а) процесс, позволяющий  обеспечить стабильное социально-

экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем;

Информация о работе Производственная среда и проблемы её безопасности