Профессиональная подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:27, реферат

Краткое описание

Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».

Содержание

Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие её эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

 

6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе

 

 Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в высших учебных заведениях осуществляется на учебных занятиях и определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура». В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической  подготовки с профессиональной направленностью  в основном учебном отделении  проводятся занятия на базе общей физической подготовки и по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

ППФП студентов на учебных  занятиях проводится в форме теоретических  и практических занятий.

Цель теоретических  занятий – дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого используются теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Во время практических занятий рассматриваются вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности.

Результаты освоения теоретического, методического и практического разделов ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разработанными кафедрой физического воспитания. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре выполняется  не более 2-3 тестов. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

 В седьмом семестре по учебной дисциплине «Физическая культура» студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».

 

 

 

 

 

Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов  основного и спортивного учебных отделений

 

 

Т е с т  ы

Оценка в  очках

5

4

3

2

1

ЖЕНЩИНЫ

1. Сгибание и разгибание  рук в упоре лежа на полу, кол-во раз  

 

18

 

16

 

14

 

12

 

10

2. Проба Штанге (задержка  дыхания), с

80

70

60

50

40

МУЖЧИНЫ

1.В висе поднимание ног до касания перекладины, кол-во раз

10

7

5

3

2

2. Проба Штанге (задержка  дыхания), с

80

70

60

50

40


 

 

 Тесты по профессионально-прикладной физической подготовке студентов специального учебного отделения

 

 

 

Т е с т  ы

Оценка в  очках

5

4

3

2

1

ЖЕНЩИНЫ

1. Сгибание и разгибание  рук в упоре лежа на скамейке  (кол-во раз) 

 

16

 

14

 

12

 

10

 

8

2. Проба Штанге (задержка  дыхания),с 

50

40

35

30

25

МУЖЧИНЫ

1. В висе поднимание  ног до касания перекладины  (кол-во раз) 

 

7

 

5

 

3

 

2

 

1

2. Проба Штанге (задержка дыхания), с

50

40

35

30

25


7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового

производства

 

Современная нефтяная промышленность представляет собой чрезвычайно  многообразный комплекс подразделений, в которых занято работников более 700 профессий. Тысячи техников и инженеров управляют сложными процессами на рабочих местах, установках и в цехах. На поиски и освоение нефтяных месторождений тратятся колоссальные финансовые и материальные ресурсы, в нефтедобыче и переработке находят применение новейшие технологии, их разработкой и связанными с ними исследованиями  занимаются лучшие научные коллективы, возглавляемые выдающимися учёными современности. В результате престиж специалистов в области геологии и геофизики нефти и газа, бурения скважин и нефтедобычи, проектирования и сооружения нефтепроводов, нефтегазопереработки и нефтехимии, нефтегазовой экономики и менеджмента необычайно высок. Этим объясняются и значительное число высших учебных заведений, осуществляющих в настоящее время подготовку специалистов различного профиля и уровня для нефтегазового производства, и  стремление молодых людей во всем мире получить высшее образование в этой сфере.

Не вызывает сомнений, что труд в нефтегазовой отрасли предъявляет  повышенные  требования к здоровью, физическим и личностным качествам работников. В ряде исследований отмечается, что специалисты нефтяной и газовой промышленности работают вахтовым методом и сталкиваются  с факторами возмущающего воздействия: климатический контраст районов постоянного проживания и работы, смещение геофизических источников времени, интенсивный труд, сменяющийся длительным периодом отдыха; изменение социального окружения и психологического микроклимата вахтовых коллективов. Таким образом работают до 500 тысяч специалистов. Текучесть кадров в ряде отраслей этой промышленности достаточно высока.  Такие условия и характер труда специалистов  нефтегазового профиля вынуждает рассматривать процесс подготовки будущих специалистов как индивидуальный, предъявляя повышенные требования к уровню психической и физической готовности к профессиональной деятельности.

 В структуре готовности специалиста  выделяют: специально-трудовую, психическую  и физическую готовность.

 Сущность психофизической готовности  заключается в следующих компонентах:

--совокупность характеристик, объединяющих  статус сердечно-сосудистой системы,  биохимический  статус и росто-весовые  характеристики можно формально  рассматривать как первый компонент  профессиональной психофизической  готовности  - физиологический статус обследуемого;

--уровень переносимости  функциональных  нагрузок,  проб может рассматриваться  как второй компонент психофизической  профессиональной готовности  - функциональная устойчивость организма;

--третий компонент психофизической  готовности – физическая подготовленность;

--четвертый компонент психофизической  профессиональной готовности –  профессионально важные психические  и психофизиологические качества.

 

8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда

 в нефтегазовом производстве

 

Нефтегазовая промышленность является одной из самых механизированных отраслей, где тяжелый физический труд заменён приборами и автоматами, имеет самые разнообразные технологические  процессы.

Нефтяные вузы России готовят специалистов по 80 специальностям.  

 Несмотря на значительный  технический прогресс в нефтяной  отрасли, занятые в ней специалисты  подвергаются влиянию ряда неблагоприятных  факторов. К ним, в первую очередь, следует отнести воздействие концентраций химических веществ и пыли, шума и вибрации, неблагоприятных метеорологических условий, радиоактивных веществ и повышенной физической нагрузки при выполнении отдельных видов работ.

 Вся нефтегазовая промышленность  имеет во многом общие с  гигиенической точки зрения черты,  несмотря на различие технологических схем, применяемого сырья и получение продуктов.

Основными факторами, имеющими профессионально-гигиеническое  значение на всех нефтяных производствах, является газовый. Наблюдается различное сочетание химических соединений (от 2-х до 8-ми и более инградиентов).

Газовый фактор воздействует не изолированно, а в комбинации с рядом физических факторов производства. Наличие сочетания  влияния обоих факторов термического и физической нагрузки, оказывает  более неблагоприятное воздействие  на организм работающих. Резко возрастающая эффективность теплоотдачи отрицательно сказывается на функции кровообращения, а также на функции терморегуляции.

Например, состояние загазованности воздуха операторного помещения  на заводах углеводородом составляет от 56 мг/м до 82 мг/м при норме 30 мг/ м, а сероводородом соответственно от 6,3 до 10,1 при норме 3 мг/м. Углеводород и сероводород обнаруживается во всех рабочих помещениях.

Производственный шум  - второй по гигиенической значимости неблагоприятный  фактор в производственных помещениях  и территориях нефтегазовых предприятий. В результате внедрения комплексной механизации технологических процессов интенсивность шума, вибрации и ультразвука постепенно растёт. Предельно допустимые концентрации шума на постоянных рабочих местах инженеров-нефтяников повышены на 10- 15 децибел.

 Длительное действие шума  приводит к функциональным сдвигам  (снижение остроты слуха), что  свидетельствует о неблагоприятном  влиянии шума на организм человека.

Использование в нефтяном производстве высоких температур создает потенциальную возможность воздействия на работающих, помимо газового, также и метеорологического фактора. Имеет место комбинированное воздействие паров, газов, токсических веществ и высокой температуры. Наблюдаются повышенные температуры окружающего воздуха в летнее время года при низких уровнях относительной влажности и, наоборот, переохлаждение рабочей зоны в зимнее время. Во время работы на воздухе в зимнее время персонал подвергается действию низких температур и сильных ветров со снеговыми осадками.

 Следовательно, основными факторами,  определяющими в конечном счете  условия труда специалистов нефтегазового производства являются, загрязнение воздуха комплексом токсических веществ, средне - и высокочастотный шум, смена температуры  -- выход из теплого помещения для работы на воздухе.

 

9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника

нефтегазового производства

 

На основании изучения профессиональной деятельности специалистов нефтегазового  производства определены приоритетные прикладные физические качества, которые в наибольшей мере необходимы каждой группе специалистов.

  Решение задач ППФП возможно только после разработки профессиограммы, которая включает подробное описание условий труда, его характер и специфику.

Рассмотрим виды трудовой деятельности специалистов нефтегазового производства.

По содержанию труда: труд физический, умственный (операторский, творческий).

По средствам  труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.

По условиям труда: комфортный, экстремальный, вредный, опасный.

По организации  труда: статический, динамический, монотонный, индивидуальный, коллективный.

По требованию к субъекту труда: высокий уровень способности, профобразование, профессиональный опыт, хорошее состояние здоровья и физическое развитие, психофизическая подготовленность.

 Определение характера труда  будущих специалистов нефтегазового  производства, а также основных  факторов их производственного  утомления, позволяет разделить  все специальности на три группы.

Специальности, имеющие смешанный  характер труда: умственный, физический (инженеры-технологи, механики, инженеры автоматизации производственных процессов, инженеры по транспорту и хранению нефти и газа). Все виды этих специальностей требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, внимания, мышления. В тоже время требуется повышенная общая выносливость и сила отдельных мышечных групп, ловкость.

Информация о работе Профессиональная подготовка студентов