Профессиональная подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:27, реферат

Краткое описание

Поскольку одним из ведущих компонентов трудовой деятельности является двигательный или физический, то вполне естественно, что выявление закономерностей его развития и функционирования и их практическая реализация исторически определились как прикладная функция физической культуры. Часть физической культуры, в ведении которой находится исследуемая функция, в последнее время все чаще получает название «профессионально-прикладная физическая культура».

Содержание

Введение
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях.
2. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
3. Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
4. ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
6. Организация, формы и система контроля ППФП студентов в вузе.
7. Специфические требования к ППФП специалистов нефтегазового
производства.
8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда в нефтегазовом
производстве.
9. Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника
нефтегазового производства.
10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового
производства по избранным специальностям.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Специальности с большой физической нагрузкой (инженеры-буровики, инженеры-геологи  и геофизики нефтяных месторождений, инженеры по сооружению и строительству трубопроводов).

Профессиографические исследования, проведенные на этих специальностях  показали, что приоритетное значение придается силовым качествам, функции внимания, эмоциональной устойчивости, координации движений. Этим специалистам для работы в экстремальных условиях (морское бурение,  геологи, геофизики, сооружение трубопроводов) необходима общая выносливость, смелость и решительность.  

  Специальности с малоподвижным характером труда (инженеры-экономисты, инженеры по вычислительной технике, правоведы, менеджеры).

  Работа всех этих специалистов заключается в координированном приспособлении всех органов и систем к выполнению двигательного задания, направленного на обеспечение повышенных требований, предъявляемых организму.

 Для всех специальностей  нефтегазового производства необходимо  развивать общительность (коммуникабельность), которая существенно повышается  при занятиях игровыми видами  спорта.

Известно, что научно-технический прогресс, увеличивая роль инженерных кадров нефтегазового производства, одновременно повышает и требования к ним как к руководителям. Труд инженеров становится все более ответственным, напряженным и сложным по содержанию. Сегодня в обязанности инженера-нефтяника входит выполнение самых разнообразных функций: общее руководство коллективом, прогнозирование и планирование производства, разработка и совершенствование технологии и оснастки, организация и охрана труда. Он занимается одновременно подбором и воспитанием кадров, материально-техническим снабжением и сбытом, оперативным управлением производства и контролем качества продукции. Инженер отвечает за обеспечение рабочего места инструментом, за ремонтное, энергетическое и транспортное обслуживание, за совершенствование организации производства и управления и др.

В то же время, механизация и автоматизация  современного нефтегазового производства, внедрение сложных технологий приводит к необходимости в целом ряде случаев использовать инженеров  непосредственно на рабочих местах.

Труд современного инженера отличается большим объёмом разнообразных  действий, включающих в работу более 2/3 мышечных групп, особенно во время  технологических и профилактических осмотров цехов, полевых испытаний оборудования, ремонта; иногда за смену он проходит до 10-12км пешком. Считается, что хорошая реакция является одним из показателей высокой квалификации специалиста и её значение возрастает по мере расширения функций автоматического управления производством.

Труд инженеров порой сопровождается значительным эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью за принятые решения, здоровье и жизнь подчинённых. Стрессы  отрицательно влияют на работоспособность людей, приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, авариям, отрицательно влияют на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Между степенью напряженности труда и сердечно-сосудистой патологией выявлена высокая корреляционная зависимость. В связи с этим для инженера исключительно важное значение имеет нервно-эмоциональная устойчивость, т.е. способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя.

Специалисты, и, прежде всего, руководители, в экстремальных и стрессовых ситуациях должны уметь управлять своими чувствами, иметь выдержку и самообладание. Эти волевые качества особенно необходимы в работе с людьми, так как обеспечивают нормальный микроклимат в коллективе.

Инженеру требуются и другие волевые качества, обусловленные необходимостью преодолевать различные трудности. Он обязан быть дисциплинированным, действовать в соответствии с существующими законами, правилами, нормами. В понятие дисциплинированности входят и добросовестное исполнение своих обязанностей, и точное выполнение указаний и распоряжений руководства. Дисциплинированность, как волевой навык, воспитывается требовательностью и развивает требовательность к себе.

Основу физической подготовленности специалиста нефтегазового производства составляет всестороннее физическое развитие, которое служит фундаментом для совершенствования всех функций организма, двигательных качеств, умений, навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что организм физически подготовленного человека в сравнении со слабо подготовленным, способен более успешно противостоять неблагоприятным воздействиям таких факторов и условий как перегревание, вибрация, укачивание, переохлаждение,  с которыми связаны некоторые виды трудовой деятельности.

Установлено, что состояние здоровья человека лишь на 10%  зависит от медицины и на 90% от уровня физической подготовленности и здорового образа жизни. Поэтому состояние физической подготовленности нуждается в постоянном развитии, совершенствовании, поскольку усложняющиеся техника и технология производства выдвигают новые высокие требования к управляющему ими специалисту. Кроме того, с возрастом профессиональные качества ухудшаются. Известно, что после 30 лет физические возможности человека резко и неравномерно снижаются: снижается быстрота, уменьшается сила, особенно выносливость при выполнении физических упражнений. К 50-ти годам у нетренированных лиц скорость мышечных сокращений составляет 60-90 % от аналогичных показателей у 20-30 летних. Особенно это сказывается на сокращении мышц туловища, предплечий, голени, бедра. Все это определяет содержание профессионально-прикладной физической подготовленности инженеров нефтегазового производства с учетом особенностей их трудовой деятельности.

Следовательно, физическая культура и спорт являются важным фактором повышения экономической эффективности современного нефтяного производства и социального развития трудовых коллективов. Поэтому, современный инженер-нефтяник должен обладать определенной суммой знаний, навыков, привычек в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач. Он должен знать основные положения системы физического воспитания и ППФП рабочих и специалистов своего производства, хорошо представлять все виды и формы производственной физической культуры, современные эффективные методы управления развитием физической культуры и спорта в коллективе. Сегодня уже недостаточно, если специалист, окончивший высшее учебное заведение, сам занимается спортом. Очень важно, чтобы он умел организовать в коллективе физкультурные мероприятия в течение и после рабочего дня, добиваться рациональной организации труда и отдыха своих сотрудников, способствовать их реабилитации и восстановлению.

 

10. Особенности ППФП студентов будущих специалистов нефтегазового

производства по избранным специальностям

 

 

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете имеются  следующие направления подготовки специалистов.

Механический факультет - ведет подготовку инженеров-механиков для нефтегазового комплекса. Без участия инженера-механика нефтяных и газовых промыслов невозможна работа бурового и нефтепромыслового оборудования, его эксплуатация,  техническое обслуживание и ремонт. Полученные в процессе обучения знания позволяют выпускнику стать квалифицированным специалистом по конструированию и проектированию новой техники. По своей квалификации инженер-механик может работать на буровых и нефтегазодобывающих предприятиях, заводах нефтепромыслового оборудования, прокатно-ремонтных цехах, машиностроительных заводах, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, а также в различных отраслях машиностроения не относящихся к нефтяному делу. Инженеры-механики в своей повседневной работе занимаются обслуживанием аппаратов и машин, их ремонтом, отвечают за качество и эффективность работы оборудования.

В трудовом процессе преобладают следующие  функции: организация и руководство  коллективом, чтение чертежей, расчетные и измерительные работы, переноска небольших тяжестей, лазание по лестницам и другие операции.

К наиболее значимым физическим качествам  относятся: статическая выносливость (от 15 до 30% рабочего времени приходиться находиться  в вынужденной позе), сила мышц рук, ног и спины, ловкость рук.

Среди психофизиологических функций выделяют: пространственно-временную ориентацию (способность к точному отмериванию амплитуды, усилий и т.д.), хорошо развитый глазомер, дифференцирование мышечных усилий.

Психические функции: умение руководить людьми, инициативность, умение переключаться с одной работы на другую, хорошо развитое внимание, память.

Навыки и умения: находиться длительное время в вынужденной позе, дифференцировать усилия, чтение чертежей, выполнять расчетные операции, переносить небольшие тяжести, умение лазить по лестницам.

Знания: знать профессиональные заболевания.

 Средства ППФП: общая физическая  подготовка на базе легкой  атлетики и силовой гимнастики, спортивные игры – бадминтон,  баскетбол, футбол.

Горный факультет готовит инженеров-буровиков, инженеров-газовиков, инженеров-геофизиков. Горный инженер ежедневно решает на работе задачи, схожие с разгадыванием кроссвордов. Они работают в тайге, пустыне, тундре или на море, преодолевая трудности и опасности на грани физических возможностей человека.

Инженер-буровик  должен уметь управлять  углублением скважины на большой  глубине, находясь на поверхности и  не видя процесса. А лишь мысленно представляя  его в своём воображении на основе ограниченного объёма косвенной  информации. Бурение идет круглосуточно и довольно часто возникают ситуации, когда её «жизнь» и вложенные  в неё затраты, достигающие нередко миллионов долларов, висят на волоске. Тогда буровикам приходится работать сутками и иногда даже рисковать жизнью, чтобы сохранить скважину.

Газовая промышленность России составляет основу экономики страны.  Выпускники  инженеры газовой  промышленности направляются на работу на станции подземного хранения газа, в научно-исследовательские институты и проектные организации. Широкий спектр географо-климатических и геолого-физических условий месторождений природного газа, многообразие состава газа, сложность процессов, протекающих при разработке месторождений, предопределяют необходимость приобретения в вузе профессиональных знаний в области геологии и химии, физики и математики, хорошее развитие физических качеств и крепкое здоровье. Такому специалисту также необходимы навыки организатора производства.

Выпускники горного факультета работают главными специалистами в  нефтедобывающей отрасли и курируют вопросы обустройства нефтяных месторождений, добычи нефти и проектирование разработки. Нефтяное месторождение представляет собой сложную систему, а процесс добычи нефти включает в себя управление движением жидкостей и газа в недрах земли на различных глубинах и при разнообразных геологических условиях, подъём жидкости по скважинам на дневную поверхность, сбор и первичную подготовку нефти и газа. Решение всех поставленных задач для такой сложной системы, как нефтяное месторождение, проводится на базе хорошего здоровья, закаленности и общей физической подготовки специалиста.

Для успешной работы горным инженерам  важно развитие таких качеств, как  сила, общая выносливость, быстрота реакции, смелость, решительность, коммуникативность, повышенная сопротивляемость температурным и токсическим воздействиям. Профессия предъявляет повышенные требования к психофизическим функциям и ряду качеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качеств наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость (при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов, продолжительность вахты от 15 до 30 дней,  дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн).

В психофизиологических функциях приоритетными  являются: вестибулярная устойчивость, пространственно-временные показатели (реакция на (переключение, распределение),  функция внимания.

Психические процессы и личностные качества: оперативное мышление, устойчивость в экстремальных ситуациях, самообладание, смелость и решительность, волевые качества.

Знания: профессиональные заболевания, оказание первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, отравлениях.

 Навыки: умение плавать, управлять  автомототранспортом.

 Средства ППФП: общая  физическая подготовка на базе  легкой атлетики, силовой гимнастики, гиревого спорта и штанги. Спортивные  игры: бадминтон, баскетбол, футбол. Проведение практических занятий по физическому воспитанию  на свежем воздухе.

Факультет трубопроводного  транспорта. Среда деятельности выпускников этого факультета широкая и разнообразная: производственно-управленческая, производственно-технологическая, производственно-конструкторская, исследовательская, педагогическая. Работают эти специалисты по эксплуатации оборудования насосных и компрессорных станций, нефтебаз и автозаправочных станций, в области эксплуатации газоперекачивающих агрегатов и особенно актуальных сегодня проблем ресурсосбережения.

Магистральный трубопровод – это  сложное техническое сооружение из линейной части трубопровода диаметром  до 1420мм, протяженностью порой до 8-10 тысяч км, десяток и сотен переходов через реки и озера, авто - и железные дороги, насосные и компрессорные станции. Все нефтепроводы и газопроводы связаны с объектами хранения и распределения продуктов – нефтебазами, газохранилищами, автозаправочными и газораспределительными станциями. Качественное проектирование и строительство, грамотная надежная эксплуатация и ремонт этих объектов по плечу только людям, имеющим специальное техническое и инженерное образование и хорошую психофизическую подготовленность.

Информация о работе Профессиональная подготовка студентов