Психология и бжд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Психология и безопасность жизнедеятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД1.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1

Психология и безопасность жизнедеятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их  влияние на безопасность жизнедеятельности.

 

     Психология  – это наука о психическом  отражении действительности в  процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько  отраслей, в том числе психология  труда, инженерная психология, психология  безопасности.

     Объектом психологии  безопасности  как науки являются  психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности  являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности. Можно сказать, что психология  безопасности изучает психологические, т.е. зависящие от человека, причины  несчастных случаев  и разрабатывает  методы и средства защиты от  них. Таким образом, психологию безопасности  можно рассматривать как основополагающий  аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли  человека как основного участника  несчастных случаев и аварий. 

Психические процессы и состояния.

     Психические  процессы составляют основу психической  деятельности и являются динамическим  отражением действительности. Без  них невозможно  формирование  знаний и приобретение жизненного  опыта. Различают познавательные, эмоциональные, и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека – это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

     Психические  состояния человека отличаются  разнообразием и  временным характером, определяют особенности психической  деятельности в конкретный момент  и могут положительно или отрицательно  сказываться на течении всех  психических процессов.

     В процессе  деятельности реакция организма  на внешние изменения не остается  постоянной. Организм стремиться  приспособиться к изменяющимся  условиям деятельности, преодолеть  трудности и опасности. При этом  возникает состояние психической  напряженности, которое канадский  физиолог Г.Селье назвал стрессом.

     Стресс проявляется  во всеобщем адаптационном синдроме  как необходимая и полезная  реакция организма на резкое  увеличение его общей внешней  нагрузки. Он состоит в целом  ряде физиологических сдвигов  в организме, способствующих повышению  его энергетических возможностей  и успешности выполнения сложных  и опасных действий. Поэтому сам  по себе стресс является не  только целесообразной защитной  реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим  успеху трудовой деятельности  в условиях помех, трудностей  и опасностей.

     Стресс оказывает  положительное влияние на результаты  труда лишь до тех пор, пока  он не превысил определенного  критического уровня. При превышении  же этого уровня в организме  развивается так называемый процесс  гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом.

     Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами.

     Можно выделить  два типа запредельного психического  напряжения – тормозной и возбудимый.

     Тормозной  тип – характеризуется скованностью  и замедленностью движений. Специалист  не способен с прежней ловкостью  производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных  реакций. Замедляется мыслительный  процесс, ухудшается воспоминание, проявляется рассеянность и другие  отрицательные признаки, не свойственные  данному человеку в спокойном  состоянии.

     Возбудимый  тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

     Длительные  психические напряжения и особенно  их запредельные формы ведут  к выраженным состояниям утомления.

     Рассмотрим  психические состояния по уровню  напряжения, так как именно этот  признак наиболее существенен  с точки зрения влияния состояния  на эффективность и безопасность  деятельности.

     Умеренное  напряжение – нормальное рабочее  состояние, возникает под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер.

     В оптимальных  условиях промежуточные и конечные  цели труда достигаются при  невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное  сохранение работоспособности, отсутствие  грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме  характеризуется высокой надежностью  и оптимальной эффективностью.

     Повышенное  напряжение – сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных  условиях. Экстремальные условия  – условия, требующие от работающего  максимального напряжения физиологических  и психических функций, резко  выходящего за пределы физиологической  нормы. Экстремальный режим –  это работы в условиях, выходящих  за пределы оптимума. Отклонения  от оптимальных условий деятельности  требуют повышенного волевого  усилия или, иначе говоря, вызывают  напряжение.

     Интеллектуальное  напряжение – напряжение, вызванное  частым обращением к интеллектуальным  процессам при формировании плана  обслуживания, обусловленное высокой  плотностью потока проблемных  ситуаций обслуживания.

     Сенсорное  напряжение – напряжение, вызванное  неоптимальными условиями деятельности  сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

     Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

     Политония – напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

     Физическое  напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой  на двигательный аппарат человека.

     Эмоциональное  напряжение – напряжение, вызванное  конфликтными условиями, повышенной  вероятностью возникновения аварийной  ситуации, неожиданностью либо длительным  напряжением различных видов.

     Напряжение  ожидания -  напряжение, вызванное  необходимостью поддержания готовности  рабочих функций в условиях  отсутствия деятельности.

     Мотивационное  напряжение – связано с борьбой  мотивов, с выбором критериев  для принятия решения.

     Утомление  – напряжение, связанное с временным  снижением работоспособности, вызванное  длительной работой.

 

 

Глава 3.4. Психологические аспекты обеспечения

безопасности жизнедеятельности

 

3.4.1. Психологические  факторы, определяющие

личную безопасность человека

 

Психология безопасности труда является важным звеном в структуре

 обеспечения безопасной  деятельности человека. Как отечественный, так и 

зарубежный опыт исследований этого направления показывает, что реше-

ние задач снижения уровня производственного травматизма и профессио-

нальных заболеваний должно включать не только инженерно-техническое

направление, но и аспекты анализа психологии работающих в производст-

венной обстановке.

 По оценке специалистов  следует, что в зависимости от объективных

и субъективных обстоятельств 60 – 90 % случаев бытового и производст-

венного травматизма происходит по вине пострадавших.

 В принципе все психологические  факторы, которые приводят к реа-

лизации опасности, разделяются на две основные группы: объективные и

субъективные.

 К группе основных  субъективных факторов относятся:

• недисциплинированность человека в отношении соблюдения мер

безопасности;

• переоценка своих профессиональных навыков;

• несоответствие уровня психологической подготовки и конкретных

 условий внешней среды (как среды обитания, так и

 производственной среды).

Объективные психологические факторы включают в себя:

• недостаточный уровень профессиональной подготовки, в том числе

в плане обучения безопасным методам труда;  130

• низкий уровень требований допуска к выполнению работ, характери-

зующихся повышенной опасностью и вредностью;

• несоблюдение эргономических требований к рабочему месту, обору-

дованию, цветовому оформлению рабочего места;

• низкий контроль состояния здоровья работающих.

На практике выше перечисленные две группы основных психологи-

ческих факторов во многих случаях являются взаимосвязанными, так как

человек воспринимает комплекс информации о состоянии внешней среды

через несколько анализаторов одновременно.

 Так как уровень  раздражителей анализаторов является  различным, то 

приоритетность психологических негативных факторов, которые могут

(или привели) к профессиональному  заболеванию или травматизму  непо-

средственно установить сложно. В связи с этим, для решения задачи обес-

печения безопасности человека в психологическом плане применяется тес-

тирование различного уровня и содержания.

 Таким образом следует, что под психологией безопасности подразу-

мевается применение знаний о психологии человека применительно к кон-

кретному состоянию системы «человек – среда обитания − производст-

венная среда» с целью обеспечения равновесия систем, т. е. безопасности

человека.

 

3.4.2. Психофизиологическое  состояние организма,

Зависимость организма от внешних раздражителей

 

 Психологией безопасности, как одним из направлений науки  «Безо-

пасность жизнедеятельности» изучаются следующие четыре основные

формы психофизиологического состояния организма человека:

Информация о работе Психология и бжд