Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:03, контрольная работа
Краткое описание
Психология и безопасность жизнедеятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на безопасность жизнедеятельности.
Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.
Психология и безопасность
жизнедеятельности. Психические процессы,
свойства и состояния. Психические нагрузки
и их влияние на безопасность жизнедеятельности.
Психология
– это наука о психическом
отражении действительности в
процессе деятельности человека.
В психологии выделяется несколько
отраслей, в том числе психология
труда, инженерная психология, психология
безопасности.
Объектом психологии
безопасности как науки являются
психологические аспекты деятельности.
Предметом психологии безопасности
являются психические процессы,
состояние и свойства человека,
влияющие на условия безопасности.
Можно сказать, что психология
безопасности изучает психологические,
т.е. зависящие от человека, причины
несчастных случаев и разрабатывает
методы и средства защиты от
них. Таким образом, психологию безопасности
можно рассматривать как основополагающий
аспект антропогенных опасностей,
затрагивающий проблему роли
человека как основного участника
несчастных случаев и аварий.
Психические
процессы и состояния.
Психические
процессы составляют основу психической
деятельности и являются динамическим
отражением действительности. Без
них невозможно формирование
знаний и приобретение жизненного
опыта. Различают познавательные, эмоциональные,
и волевые психические процессы
(ощущения, восприятия, память и др.).
Психическое состояние человека
– это относительно устойчивая структурная
организация всех компонентов психики,
выполняющая функцию активного взаимодействия
человека с внешней средой, представленной
в данный момент конкретной ситуацией.
Психические
состояния человека отличаются
разнообразием и временным характером,
определяют особенности психической
деятельности в конкретный момент
и могут положительно или отрицательно
сказываться на течении всех
психических процессов.
В процессе
деятельности реакция организма
на внешние изменения не остается
постоянной. Организм стремиться
приспособиться к изменяющимся
условиям деятельности, преодолеть
трудности и опасности. При этом
возникает состояние психической
напряженности, которое канадский
физиолог Г.Селье назвал стрессом.
Стресс проявляется
во всеобщем адаптационном синдроме
как необходимая и полезная
реакция организма на резкое
увеличение его общей внешней
нагрузки. Он состоит в целом
ряде физиологических сдвигов
в организме, способствующих повышению
его энергетических возможностей
и успешности выполнения сложных
и опасных действий. Поэтому сам
по себе стресс является не
только целесообразной защитной
реакцией человеческого организма,
но и механизмом, содействующим
успеху трудовой деятельности
в условиях помех, трудностей
и опасностей.
Стресс оказывает
положительное влияние на результаты
труда лишь до тех пор, пока
он не превысил определенного
критического уровня. При превышении
же этого уровня в организме
развивается так называемый процесс
гипермобилизации, который влечет за собой
нарушение механизмов саморегуляции и
ухудшение результатов деятельности,
вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий
критический уровень, иногда называют
дистрессом.
Таким образом,
гипермобилизация организма приводит
к чрезмерным формам психического состояния,
которые называются дистрессом или запредельными
формами.
Можно выделить
два типа запредельного психического
напряжения – тормозной и возбудимый.
Тормозной
тип – характеризуется скованностью
и замедленностью движений. Специалист
не способен с прежней ловкостью
производить профессиональные действия.
Снижается скорость ответных
реакций. Замедляется мыслительный
процесс, ухудшается воспоминание,
проявляется рассеянность и другие
отрицательные признаки, не свойственные
данному человеку в спокойном
состоянии.
Возбудимый
тип – проявляется гиперактивностью,
многословностью, дрожанием рук и голоса.
Операторы совершают многочисленные,
не диктуемые конкретной потребностью
действия. Они проверяют состояние приборов,
поправляют одежду, растирают руки, в общении
с окружающими они обнаруживают раздражительность,
вспыльчивость, не свойственную им резкость,
грубость, обидчивость.
Длительные
психические напряжения и особенно
их запредельные формы ведут
к выраженным состояниям утомления.
Рассмотрим
психические состояния по уровню
напряжения, так как именно этот
признак наиболее существенен
с точки зрения влияния состояния
на эффективность и безопасность
деятельности.
Умеренное
напряжение – нормальное рабочее
состояние, возникает под мобилизирующим
влиянием трудовой деятельности. Это состояние
психической активности – необходимое
условие успешного выполнения действий.
Оно сопровождается умеренным изменением
физиологических реакций организма, проявляется
в хорошем самочувствии, стабильном и
уверенном выполнении действий. Умеренное
напряжение соответствует работе в оптимальном
режиме. Оптимальный режим работы осуществляется
в комфортных условиях, при нормальной
работе технических устройств. Обстановка
является привычной, рабочие действия
осуществляются в строго определенном
порядке, мышление носит алгоритмический
характер.
В оптимальных
условиях промежуточные и конечные
цели труда достигаются при
невысоких нервно-психических затратах.
Обычно здесь имеют место длительное
сохранение работоспособности, отсутствие
грубых нарушений, ошибочных действий,
отказов, срывов и других аномалий.
Деятельность в оптимальном режиме
характеризуется высокой надежностью
и оптимальной эффективностью.
Повышенное
напряжение – сопровождает деятельность,
протекающую в экстремальных
условиях. Экстремальные условия
– условия, требующие от работающего
максимального напряжения физиологических
и психических функций, резко
выходящего за пределы физиологической
нормы. Экстремальный режим –
это работы в условиях, выходящих
за пределы оптимума. Отклонения
от оптимальных условий деятельности
требуют повышенного волевого
усилия или, иначе говоря, вызывают
напряжение.
Интеллектуальное
напряжение – напряжение, вызванное
частым обращением к интеллектуальным
процессам при формировании плана
обслуживания, обусловленное высокой
плотностью потока проблемных
ситуаций обслуживания.
Сенсорное
напряжение – напряжение, вызванное
неоптимальными условиями деятельности
сенсорных и перцептивных систем
и возникающее в случае больших затруднений
в восприятии необходимой информации.
Монотония – напряжение,
вызванное однообразием выполняемых действий,
невозможностью переключения внимания,
повышенными требованиями как к концентрации,
так и к устойчивости внимания.
Политония – напряжение,
вызванное необходимостью переключений
внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое
напряжение – напряжение организма,
вызванное повышенной нагрузкой
на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное
напряжение – напряжение, вызванное
конфликтными условиями, повышенной
вероятностью возникновения аварийной
ситуации, неожиданностью либо длительным
напряжением различных видов.
Напряжение
ожидания - напряжение, вызванное
необходимостью поддержания готовности
рабочих функций в условиях
отсутствия деятельности.
Мотивационное
напряжение – связано с борьбой
мотивов, с выбором критериев
для принятия решения.