Психология и бжд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Психология и безопасность жизнедеятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД1.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

работоспособности. Действие таких стимуляторов достаточно кратковре-

менно. Прием активных стимуляторов в виде специальных лекарственных

препаратов, например, при их передозировке может вызвать отрицатель-

ный эффект. В этом случае наблюдается ухудшение самочувствия, умень-

шение подвижности и скорости реакций. На протяжении нескольких по-

следних десятилетий среди населения получило распространение употреб-

ление транквилизаторов. В настоящее время этот процесс представляет со-

бой всемирную социальную проблему. Оказывая выраженное успокоение

и предупреждая развитие неврозов, эти препараты в большинстве случаев

снижают психическую активность, замедляют реакции, вызывают апатию

и сонливость человека.

Психогенное изменение настроения, вызванное алкогольными на-

питками. Употребление алкогольных напитков в небольших количествах

не является вредным. Однако при частом их употреблении у человека раз-

вивается биологическая зависимость, которая заключается в постоянной

потребности организма в пополнении алкоголя. Такой процесс ведет к  137

развитию пьянства и перерастает в алкоголизм.

Пьянство и алкоголизм представляют серьезную проблему для БЖД.

Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и

отрицательное влияние их на работоспособность человека общеизвестны.

Так, например, статистические данные показывают, что автомобильный

травматизм в 40…60 % случаев связан с употреблением алкоголя. 64 %

смертельных случаев на производстве обусловлено приемом алкоголя и

последующими ошибочными действиями человека.

С позиций безопасности человека особое значение имеет также и по-

сталкогольная астения (похмелье). Она наблюдается в последующие дни

после употребления алкоголя. Такое психобиологическое состояние чело-

века снижает его производительность труда, ведет к заторможенности ре-

акций, снижает чувство осторожности. Специалисты, страдающие алкого-

лизмом, теряют свойственные им профессиональные навыки. Динамика

развития алкоголизма вызывает учащение их ошибок, активизирует сни-

жение способности решать сложные творческие задачи, а также быстрой и

правильной ориентации в нестандартных производственных ситуациях,

требующих оперативного принятия решений.

 

3.4.3. Рациональные  режимы труда и отдыха

 

 Одним из наиболее  важных элементов повышения эффективности 

трудовой деятельности человека является совершенствование профессио-

нальных навыков в результате производственного обучения. Обучение

придает законченность и устойчивость всем формам профессиональной

двигательной активности, является важным средством предупреждения

утомления.

Производственное обучение, с психофизиологической точки зрения

представляет собой процесс создания соответствующих образов с даль- 138

нейшим развитием и изменением психофизиологических функций челове-

ка, профессиональных навыков, в том числе приемов безопасности для

наиболее эффективного выполнения конкретной работы.

В результате обучения развивается и совершенствуется специфиче-

ский мыслительный аппарат, отдельные, необходимые для выполнения ра-

боты группы мышц, повышается точность и скорость движений, увеличи-

вается скорость восстановления физиологических функций человека после

окончания работы.

Достижение высокой производительности труда, длительной работо-

способности с одновременной рациональной интенсивностью физиологи-

ческих функций человека и сохранением его здоровья обеспечиваются

также правильной организацией режимов труда и отдыха.

Эффективность чередования периодов труда и отдыха заключается в

обеспечении длительно необходимых периодов активной равномерной

трудоспособности человека и перерывов, необходимых для восстановле-

ния его трудоспособности.

Для сохранения высокой и устойчивой работоспособности применя-

ются две взаимодополняющие формы чередования периодов труда и отды-

ха на производстве:

1 – обеденный перерыв  в середине рабочего дня;

2 – технологические кратковременные  перерывы.

Причем длительность обеденного перерыва должна устанавливаться

с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений,

столовых, организации раздачи пищи.

Необходимость введения, продолжительность и количество допол-

нительных кратковременных технологических перерывов определяется на

основании учета тяжести и напряженности труда.

Так, например, при выполнении работы, требующей значительных

усилий и участия в ее выполнении крупных мышц, для восстановления  139

трудоспособности, рекомендуются более редкие, непродолжительные пе-

рерывы, длительностью 10...12 мин.

При выполнении особо тяжелых работ более эффективным является

сочетание работы в течение 15...20 мин с отдыхом такой же продолжи-

тельности. При работах, требующих большого нервного напряжения и

внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразно введение более

частых, но более коротких перерывов по длительности составляющих

5...10 мин.

Организация процесса трудовой деятельности человека логически

связана также с возникновением еще одного вида технологических пере-

рывов – микропауз. Это нерегламентированные перерывы, которые возни-

кают объективно между последовательно следующими операциями и дей-

ствиям человека.

Таким образом, микропаузы возникают самопроизвольно и, в свою

очередь обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высоко-

го уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести рабо-

ты микропаузы составляют 9...10 % рабочего времени.

Исследования показывают, что в течение суток организм человека

по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. Так,

в соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособ-

ность человека отмечается в утреннее – с 8 до 12 ч и дневное – с 14 до 17 ч

время. В течение дня наименьшая работоспособность отмечается в период

между 12 и 14 ч, а в ночное время – с 3 до 4 ч достигает своего минимума.

Этот диапазон времени характеризуется минимальной суточной работо-

способность.

В закономерностях ритма трудовой деятельности человека выделя-

ются также ежедневные временные диапазоны адаптации человека к вы-

полняемой работе. Они составляют ~ 30 мин в начале рабочего дня и после

обеденного перерыва. По истечению этих временных отрезков у работаю- 140

щих формируется максимальная производительность труда. С учетом всех

этих закономерностей суточного цикла изменения работоспособности че-

ловека определяется сменность работы предприятий, начало и окончание

работы в сменах, виды и количество перерывов.

Научный подход в организации трудового процесса, режимов труда

и отдыха предусматривает необходимость учитывания также и динамики

трудоспособности человека на протяжении недели. Так, известно, что наи-

высшая работоспособность человека проявляется на 2-, 3- и 4-й день рабо-

ты.

В последующие дни недели она понижается, падая до минимума в

последний день работы. После выходных работоспособность человека по-

нижается вследствие действия тормозных процессов, которые развиваются

в зоне приобретенных профессиональных, психофизиологических процес-

сов, состояний и психических напряжений организма человека. В особенно-

сти ярко выражается этот вид снижения трудоспособности после отпускно-

го периода.

Эффективными элементами организации рационального режима

труда и отдыха являются производственная гимнастика и меры по психо-

физиологической разгрузке человека, в том числе функциональная музыка.

В основе положительного эффекта действия производственной гим-

настики лежит феномен активного отдыха, который выражается в сле-

дующем. Утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспо-

собность не при полном покое, а при переключении физической нагрузке

на другие мышечные группы (И. М. Сеченов).

В результате комплекса упражнений производственной гимнастики

восстанавливается полезная емкость легочной ткани, улучшается деятель-

ность сердечно-сосудистой системы, повышается функция сосудистой

системы, функциональные возможности анализаторных систем, регенери-

руется мышечная сила и активность, выносливость организма человека.  141

В основе положительного действия функциональной музыки лежит

вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый

для высококачественного выполнения любого вида работ. Так, например,

функциональная музыка способствует снижению утомляемости, улучше-

нию настроения и, как следствие, повышает работоспособность и произво-

дительность труда.

В то же время функциональную музыку не рекомендуется приме-

нять в следующих случаях:

– при выполнении работ, требующих значительной концентрации

внимания;

– при физических работах, которые занимают более 70 % рабочего

времени;

– при напряженной умственной работе, которая составляет более 70

% рабочего времени.

Функциональная музыка также не приводит к положительно-

му эффекту при большой напряженности выполняемых работ, при работе

человека на непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитар-

но-гигиенических условиях.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением,

восстановления работоспособности эффективным решением является вре-

менное перемещение работающего в другую внешнюю среду, внешние

факторы которой положительно воздействуют на организм человека. Та-

ким решением являются кабинеты релаксации или комнаты психологиче-

Информация о работе Психология и бжд