Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 02:16, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона ;
- исследование систем по обеспечению радиационной безопасности населения;
- анализ мировой практики в области радиационной безопасности;
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Исследование сущности экологических проблем
экономического развития 7
1.2. Методические особенности исследования радиационной
безопасности как фактора экологической и национальной
безопасности 19
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Мировая практика обеспечения радиационной безопасности 30
2.2. Уроки Чернобыля и Фукусимы 40
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 48
3.1. Особенности российских региональных структур
обеспечения радиационной безопасности населения 48
3.2. Факторы радиационной опасности и особенности
формирования радиационной обстановки
в Московском мегаполисе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71
Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Проблемы радиационной и экологической безопасности в условиях глобализирующегося мира».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что охрана окружающей среды и создание благоприятных условий жизнедеятельности - глобальные проблемы современности, решение которых является не только национальной задачей, но затрагивает интересы всего мирового сообщества. Среди прочих особое место занимает проблема обеспечения радиоэкологической безопасности.
Обеспечение радиационной и экологической безопасности является важнейшим условием перехода России на модель устойчивого развития, позволяющую осуществлять сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.
Объектом исследования являются региональные системы обезвреживания радиоактивных отходов, включающие специализированные предприятия по сбору, переработке и захоронению радиоактивных отходов, образующихся в медицинских, научно-исследовательских учреждениях, сельскохозяйственных и промышленных предприятиях; отдельные хозяйствующие субъекты различных форм собственности.
Предмет исследования - эколого-экономический механизм функционирования региональных систем обезвреживания радиоактивных отходов, обеспечивающих радиационную безопасность окружающей среды и человека.
Целью данного исследования является изучение с учетом мирового опыта особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе, структур по обеспечению его радиационной безопасности и путей их совершенствования.
Для достижения этой цели в ходе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определение сущности эколого-экономических проблем обеспечения радиационной безопасности населения мезорегиона;
- исследование систем по
- анализ мировой практики в
области радиационной
- изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности.
Изучение первой задачи позволило придти к выводу о том, что принятие и реализация управленческих решений по ряду обозначенных проблем требует создания гибкой государственной политики в области экологии, направленной на предотвращение загрязнения окружающей среды и определяющей экономические пути уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности предприятий - природопользователей.
Экономическая политика государства должна способствовать созданию социально-экономической системы, которая обеспечивала бы не только высокий уровень жизни, но и высокое её качество. Последнее, как известно служит залогом дальнейшего экономического роста.
В результате исследования систем по обеспечению радиационной безопасности населения был сделан вывод о том, что для обеспечения глобальной безопасности цивилизации от радиационного воздействия сегодня требуются более глубокие и всеобъемлющие идеи, нежели идея ограничения радиационно-опасных производств и безопасного хранения радиоактивных отходов. Эти новые фундаментальные идеи нельзя выработать иначе, чем по пути поиска конструктивных методов достижения экологических целей комбинирования административного контроля и рыночных механизмов, добиваясь выполнения экологических стандартов на основе использования принципов согласительной политики и проведения в жизнь активной политики информационных связей с общественностью.
Анализ мировой практики в области радиационной безопасности показал, что преимущества атомной энергетики для окружающей среды очевидны с точки зрения пространства, меньшего загрязнения атмосферы и меньшего количества отходов. Есть и другие факторы. Например, проблема снабжения топливом, безопасности, экономии энергии, возобновляемых видов энергии, то есть проблемы, характер которых вызывает дискуссии о совместимости энергетического производства с защитой окружающей среды. Разумеется, преимущества ядерной энергии имеют смысл лишь в том случае, если безопасность абсолютно гарантирована. Основной проблемой остается социальная приемлемость этого вида энергии.
Изучение особенностей формирования радиационной обстановки в Московском регионе и структур по обеспечению его радиационной безопасности выявило, что радиоэкологическую опасность в условиях Московского региона могут представлять:
1) техногенно-изменённый
2) свободный радон и газоаэрозольные образования приземного слоя атмосферы, содержащие дочерние продукты распада радона, продукты радиоактивных выбросов ТЭЦ, АЭС, предприятий ЯТЭЦ, вторичный аэрозоль;
3) транспортируемые ИИИ, источники радиоактивности, над которыми утрачен контроль (похищенные, утерянные, несанкционированные захоронения и т.п.), радиационно-опасные объекты ведомственного подчинения, информация о которых недоступна.
В этих условиях первостепенное значение приобретает создание эффективного организационно-экономического механизма реализации законодательства в области обеспечения радиационной безопасности населения России и неотвратимости наступления ответственности за его нарушение, без чего невозможно оздоровление радиационной обстановки на региональном и национальном уровне.
По результатам проведенного исследования автором дипломной работы были сделаны следующие выводы и предложения.
Законодательно закрепленные государственные гарантии радиационной безопасности населения на практике ресурсно не обеспечены, структурно отсутствуют исполнительные органы государственной власти, ответственные за радиационную обстановку и осуществляющие управление деятельностью по обеспечению радиационной безопасности населения на федеральном и региональном уровнях.
На фоне масштабного ядерного наследия и увеличивающихся факторов потенциальной радиационной опасности в результате использования источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности объем финансирования работ по обеспечению радиационной безопасности населения на порядок меньше минимально необходимого уровня, при этом доля этих расходов в составе федерального и региональных бюджетов имеет тенденцию к снижению. Другие реальные источники финансирования радиоэкологической деятельности по охране окружающей среды и обеспечения радиационной безопасности населения до настоящего времени ни в правовом, ни в экономическом пространстве не сформированы и не встроены в механизмы функционирования рыночной экономики.
В современных условиях широкого и
недостаточно контролируемого использования
радиоактивных веществ в
В связи с этим представляется необходимым ввести в структуру региональной экономики понятие «региональная система обеспечения радиационной безопасности населения», сформировать и закрепить в правовом поле целостную структуру и экономический механизм функционирования этой системы, адекватный современным экономическим условиям и региональной специфике, на основе сочетания рыночных механизмов и государственной поддержки.
Необходимость создания государственной структуры управления радиационной безопасностью населения соответствует основополагающим принципам радиационной безопасности и мировой практике.
В дипломной работе предложена принципиальная схема и экономическая модель обеспечения радиационной безопасности населения регионов.
1. Основным структурным элементом региональной системы обеспечения радиационной безопасности населения является радиоэкологическая деятельность по следующим основным направлениям: радиоэкологический мониторинг территорий, радиационное обследование объектов, дезактивация выявленных очагов радиоактивных загрязнений, сбор и вывоз радиоактивных отходов с территории города, обезвреживание радиоактивных отходов, поддержание в безопасном состоянии сооружений длительного (многовекового) хранения радиоактивных отходов, их учет, составление радиационно-гигиенических паспортов территорий, прогнозирование радиационной обстановки на контролируемой территории, разработка и реализация мероприятий по предотвращению возникновения аварийных ситуаций.
2. При построении экономического механизма радиоэкологической деятельности наиболее важными проблемами требующими первоочередного решения являются: определение эффективного собственника и стратегического инвестора для субъекта радиоэкологической деятельности; создание конкурентной среды в сфере радиоэкологической деятельности; устранение провалов рынка; формирование структуры заказчиков, платежеспособного спроса и определение экономически обоснованного уровня затрат на проведение основных видов работ по обеспечению радиационной безопасности населения; формирование механизма экономического стимулирования радиоэкологической деятельности и снижения факторов радиационной опасности; формирование механизмов реализации экономической ответственности за радиоактивное загрязнение окружающей среды и нарушения установленных норм радиационной безопасности.
Полученные в результате настоящего исследования разработки автора могут служить конкретным инструментарием для обоснования и принятия управленческих решений в области обеспечения радиационной безопасности населения в соответствии с требованиями действующего законодательства.