Речевая деятельность – основа современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:28, доклад

Краткое описание

Предмет «Русский язык» среди других школьных дисциплин имеет присущие ему воспитательные функции. Главное назначение предмета, я считаю, - обеспечить речевое развитие учащихся. Вот почему, решая эту задачу, уже в течение нескольких лет работаю над темой « Речевая деятельность- основа современного урока»

Вложенные файлы: 1 файл

Окружной семинар.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1048

(ГБОУ ЦО № 1048 ВОУОДО)

Ул. Салтыковская, д. 13Б, Москва

тел. 701-22-00, факс 701-22-11, E-mail: school1048@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Выступление  на окружном  семинаре

«Речевая деятельность – основа современного урока»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Пономарева Вера Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА COBPEMEННОГО УРОКА

 

 

 

Предмет «Русский язык» среди других школьных дисциплин имеет присущие ему воспитательные функции. Главное назначение предмета, я считаю, - обеспечить речевое развитие учащихся. Вот почему, решая эту задачу, уже в течение нескольких лет работаю над темой « Речевая деятельность- основа современного урока.»

Как известно, речевое развитие учащихся в школе предполагает три направления:

  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи школьников;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах.

Считая критерием современного урока русского языка формирование умений СЛУШАТЬ, ГОВОРИТЬ, ПИСАТЬ, ЧИТАТЬ, постоянно работаю над выработкой личностного «Я» на уроке. Стараюсь решать задачи воспитания комплексно, средствами предмета. Одна из основных задач - воспитание любви к родному языку.

Одним из факторов, определяющих воспитывающий эффект урока, считаю умелое использование при обучении речи различных текстов. Читая, слушая, записывая на уроках отрывки из различных произведений классиков русской и современной литературы, отдельные высказывания писателей и поэтов, общественных деятелей, ученики убеждаются в том, что русский язык - «язык гибкий и могучий», «звучный и богатый» (А. Герцен), «удивительно чистый и правильный» (А. Пушкин).

Текст является прекрасным средством соединения частей урока в целое, служит основой для решения воспитательных задач, базой для обучения грамматике, формирования умений и навыков правописания.

На текстах с большой эффективностью осуществляется развитие речевых навыков учащихся. Кроме того, текст помогает создать благоприятную психологическую и эмоциональную обстановку на уроке.

Па занятиях часто звучат небольшие стихотворения пейзажной лирики, отдельные строфы, целые тексты, помогая учащимся внимательнее всмотреться в «очарованье русского пейзажа», испытать радость от общения с родной природой через красоту поэтического текста.

 

Работу с текстом провожу так:

  • текст читается выразительно несколько раз учащимися после предварительного прочтения про себя. Традиционные вопросы: кто попробует прочитать? Кто может предложить другое чтение?
  • обязательно даётся оценка чтению каждого ученика;
  • проводится работа над выразительными и изобразительными средствами языка; устанавливается идея текста, тип и стиль речи;

 

Особое внимание уделяется языковому анализу: точность, правильность, эстетичность и подчинённость языка теме и идее отрывка.

Далее проводится работа по объяснению орфограмм и пунктограмм, выделению грамматической основы, а также работа по словообразованию, определению частей речи и т.д. Учащиеся с интересом воспринимают грамматический материал, рассматриваемый на примере текста.

 

Задаю постоянно вопросы:

  • Что вас поразило в тексте?
  • Каким предстаёт перед вами его автор?

 

Уверена, что такая работа с текстом способствует воспитанию эстетического вкуса школьников, обогащает их лексикон, раскрывает богатство языка. Наконец, учащиеся получают достойные образцы для подражания при построении собственных высказываний. И наконец, текст - великолепный пример непонятного в процессе перечитывания.

 

Требования к тексту:

  • текст должен быть эмоциональным;
  • интересным для учащихся, открывать что-то новое, нести новые понятия, наблюдения;
  • учитывать возрастные особенности ребят и особенности класса.
  • содержать грамматический материал но теме урока,

- быть трудным по насыщенности орфограмм, но посильным для учащихся.

Много работаю над тематическим подбором текстов не только для одного урока, а для целой серии уроков. Обращаюсь к картинам художников, музыкальным произведениям.

 

Регулярно провожу работу, связанную с этимологией слова, его лексическим значением. Ребята увлечённо пишут сочинения на темы: «О чём может рассказать слово», «Слово в биографии моей семьи» и другие.

 

Я считаю, что ребят необходимо учить слышать слово: его звуковой состав, мелодию. Например, требуется передать звуки бегущего ручья. Ученица Бурундукова Ольга пишет так:

...Идёшь по лесу. Тихо. Вдруг какой-то приятный шёпот. Может, это шуршат листья? Нет. Может, это ёжик копается в листве? Нет. Это куда-то бежит лесной ручеёк: «Уступи дорогу, уступи, спешу...»

Таких сочинений - миниатюр провожу много. Например:

«По садовой дорожке, по вершинам деревьев пробежал мелкий дождик. Он оставил на ветках висящие капельки. Они падают на землю слезинками и разбиваются со звоном.»

Систематически работаю над формированием умения учащихся строить развёрнутый ответ (полный или краткий) с использованием текста. Монологическое высказывание готовится дома по предварительным вопросам. Затем каждый учащийся подбирает или составляет текст для подкрепления своего ответа.

Язык - явление социальное присущее только человеческому обществу, средство общения. Необходимое для совместной трудовой деятельности.

Язык - знание реальной действительности. Знаешь язык - расширяются представления об окружающей жизни.

Язык - достояние народа. Вот основные понятия, которые успешно раскрываются на моих уроках.

Привожу конспекты уроков русского языка по формированию речевой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  № 1048

(ГБОУ ЦО  № 1048 ВОУОДО)

Ул. Салтыковская, д. 13Б, Москва

тел. 701-22-00, факс 701-22-11, E-mail: school1048@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока русского языка

на окружном семинаре

«Имя существительное»

5 класс

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Пономарева Вера Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания учащихся по теме и систематизировать материал: Развивать орфографическую зоркость учащихся; воспитывать интерес к языку.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: рисованные карточки «Игрушки», «Овощи», Ягоды», «Кондитерский отдел».

Запись темы урока. В универсальном магазине.

Толкование слова «универсальный».

Словарный диктант: магазин, продавец, прилавок, касса, покупатель, витрина, вещь, этаж, гастроном, бакалея и др.

 

Задание: поставить вопрос к записанным существительным, доказать, что это существительные дать определение этой части речи.

 

Синтаксический разбор предложения: Строители подарили нашему району большой универсальный магазин.

 

Учитель: Входим в магазин. Нас встречает голос диктора.

Проверка домашнего задания: путеводитель по магазину.

 

Образец: Уважаемые покупатели! В нашем магазине 2 этажа. На первом расположены бакалейный, кондитерский и молочный отделы. В отделе  «Бакалея» вы сможете купить супы-концентраты, крупы. Кондитерский отдел предлагает большой выбор конфет, вкусных тортов. В молочном отделе всегда в продаже свежие творожные изделия.

На втором этаже в отделе «Одежда» можно выбрать пальто и костюмы разных размеров и фасонов. Школьников ждут необходимые письменные принадлежности. Здесь же расположен отдел игрушек. Заходите в наш магазин!

 

Учитель: получив информацию, можем смело идти. Какие слова возьмём с собой? Как называются эти слова? «Спасибо и пожалуйста» - волшебные слова.

 

Учитель: Какой отдел из них выбираем? Конечно, игрушки.

 

Проводится работа по карточкам с рисунками игрушек.

 

Задание: используя слова витрина, игрушки, составить предложение так, чтобы обобщающее слово стояло перед однородными членами.

 

Группа учащихся отправляется в овощной отдел. Им вручают три корзины: 1,2,3 склонение. Задание: написать названия овощей и фруктов соответственно корзинам. Третья группа учащихся работает с карточками « Ягоды». Задание: с помощью слов просьба по, мама,я, купила, варенье, ягоды и название ягод, изображенных на картинке, составить предложение, Найти секрет существительных - названий ягод.

Одновременно идет работа с классом.  Диктат - молчанка. Учитель показываем предметы, ребята записывают  их названия.

 

Дополнительное задание: указать род и склонение имён существительных. Предметы: кукла, собака, машина, заяц, лампа, матрёшка, погремушка, барабан, мяч. автомат, машина, весы, Буратино.

 

Проверяются групповые задания.

Учитель: Переходим в отдел  школьника.

 

Слова для диктанта: портфель, тетрадь, пенал, ластик, ручка, альбом, карандаш, счеты, кисть, клей, линейка, кисточка, учебник.

 

Дополнительно: объяснить секрет слов.

 

Учитель: Нас приглашает отдел книг.

 

Проводится работа по тексту на доске: На прилавке лежат книги о подвиге советских солдат в войне, о победе в космосе, о жизни детей, о нашей армии.

 

Задание: приколоть буквы- окончания, указать падеж существительных.

 

Учитель: Приглашаю всех в гастрономический отдел.

 

Словарный диктант: кефир, молоко, сметана, сливки, творог, колбаса, масло, пельмени, консервы.

Задание: указать род существительных.

Учитель: В бакалейном отделе мы покупаем вермишель, макароны, крупу, сахар.

Задание: найди четвертый лишний.

ИТОГ УРОКА. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Что следует помнить о написании окончаний существительных в разных падежах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Н.П. Шульгина «Диктанты по русскому языку», 5 класс «Экзамен», 2009 г.
  2. М.М.Разумовская «Русский язык» 5 класс, «Московский учебник», 2007 г.
  3. Г.К.Лидман-Орлова  «Русский язык. Практика», «Просвещение»,     2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  № 1048

(ГБОУ ЦО  № 1048 ВОУОДО)

Ул. Салтыковская, д. 13Б, Москва

тел. 701-22-00, факс 701-22-11, E-mail: school1048@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

«Глагол»

5 класс

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Пономарева Вера Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

 

5 класс

 

ТЕМА. ГЛАГОЛ.

Цель урока:  Проследить за смысловой ролью глаголов в тексте.

Ход урока.

Запись темы:  Язык и природа.

Беседа. Что такое язык?

1 Подвижный мышечный орган в полости рта - орган вкуса, орган, участвующий в образовании звуков.

2. Система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Речь. Способность говорить.

3. Народ. Нация.

Учитель. Наш собеседник сегодня - К. Паустовский. (Портрет на доске.)

Вопрос. Какая связь между языком и природой.

После беседы: запись текста: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть множество хороших слов и названий.»

К.Паустовский.

 

Учитель. Русский язык, говоря словами Паустовского, открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Вот почему эпиграфом нашего урока мы выбрали слова: « Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять её.»

Информация о работе Речевая деятельность – основа современного урока