Речевая деятельность – основа современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:28, доклад

Краткое описание

Предмет «Русский язык» среди других школьных дисциплин имеет присущие ему воспитательные функции. Главное назначение предмета, я считаю, - обеспечить речевое развитие учащихся. Вот почему, решая эту задачу, уже в течение нескольких лет работаю над темой « Речевая деятельность- основа современного урока»

Вложенные файлы: 1 файл

Окружной семинар.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

Беседа. Как вы понимаете слова писателя? Можно глагол « нагнуться « заменить глаголом «всмотреться»? Со словами какого поэта перекликаются эти слова? (Рыленков. Всё в тающей дымке.)

 

Примечание: можно прочитать это стихотворение по желанию учащихся.

 

Учитель. Паустовский любил повторять: « Для полного овладения русским языком важно общение с лесами и водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под лощины. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений.»

Давайте проследим за богатством глаголов в произведениях Паустовского и сделаем вывод о роли глаголов в тексте.

Задание. К существительному гром подобрать глаголы Паустовского: гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Класс работает над поиском лексического значения каждого глагола, затем делается вывод: услышать глагол можно с помощью его толкования. Глагол помогает услышать звук, характерный для грома, передаёт движение.

 

Запись предложений Явственно вздохнул гром (олицетвореие). За окнами метались густые сумерки, иссеченные редким дождем, в непроглядной тьме ревел ливень. (метафора)

Вывод. Глаголы помогают создать образ.

 

Запись. Туча ползла по небу медленно и грозно. Изредка она ворчала глухим и протяжным громом. Казалось, что рычат исполинские тигры.

 

Вывод. Глагол помогает создать образ.

Учитель. Паустовский часто говорил: « В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.» Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Например: слово заря -одно из красивейших слов русского языка. Его никогда не говорят громко. Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями древнего сада, касаясь верхушек деревьев, занимается чистая и слабая синева. Приходилось ли вам встречать зарю'? (Устные рассказы учащихся.)

А Паустовский так рассказывает. Приход каждого дня нашей жизни - простое и величавое зрелище. И каждый, кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов почувствовал первую робкую теплоту солнца на своём лице, никогда, конечно, не забудет этого.

 

Запись текста. Приходилось ли вам видеть, как играет солнце на утренней заре'? Над проснувшейся землёй за стволами старых лип поднимается пылающий шар. Кажется, он раздувается, сияет радостным светом, играет, улыбается, подмигивает. Лёгкий золотистый туман стелется над полями, над неподвижной лентой реки. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Здравствуй, утро!

 

Беседа. Слова какой части речи несут смысловую нагрузку? Глаголы. Какого вида'? Несовершенного. Значит действие происходит в настоящем времени. Присутствуют безличные глаголы. Текст с признаками художественного стиля. Употреблены слова в переносном значении. Текст адресован любому лицу.

 

Учитель. Теперь мы напишем сочинение - миниатюру «Рассвет» (в лесу, в поле, в городе.)

 

Вопрос. Только ли глаголом можно передать действие? Чем ещё? Существительными с признаком действия.

 

Анализ текста.

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, пробирались по жёрдочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз - и по пояс в воде. Два - и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот и опора. А вот и сухой берег.

Анализ текста: роль глаголов.

ИТОГ УРОКА. Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какова роль глаголов в нашей речи?

Список использованной литературы

 

 

  1. М.М.Разумовская «Русский язык» 5 класс, «Московский учебник», 2007 г.
  2. К.Г. Паустовский «Анализ литературного произведения» «Ученик», 2003 г.
  3. Н.В.Волкова «Словесность: теория и практика. 1 часть. Тропы» , «Грамотей», 2007 г.
  4. «Русские писатели о природе»,  «Лазурь», 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Речевая деятельность – основа современного урока