Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

роль средств массовой информации в информационном противоборстве, информационное оружие и методы информационного противоборства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3

1 Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как источник информации

1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7

1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном обществе.……………………………………………………………………….….17

2 Информационное противоборство и средства массовой информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война………………....21

2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33

Вложенные файлы: 1 файл

сорокин3.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, в настоящее время СМИ стали оперативными мобильными, глобальными, поменяли свой статус на электронный. Если раньше были необходимы дни и недели, чтобы донести информацию до населения, то теперь скорость передачи важной информации выросли в сотни раз, проблема информационного голода сменилась проблемой информационной перегрузки. Также  эволюционировала и социальная роль СМИ. Теперь это не просто донесение информации о событиях. СМИ занимаются обучением, развлекают, просвещают, формируют общественное мнение, влияют на внутреннюю и внешнюю политику государств, используются в информационных войнах и т.д.

     1.2 Социальные функции  средств массовой информации в современном обществе 

     Функция (лат. functio) - это «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей» [17].

       Рассмотрение и анализ функций  любой системы социальной деятельности  — важнейший момент ее осмысления. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

     У СМИ имеются различные функции  в разных сферах. Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть  функций журналистики:

     1)коммуникативную  — функцию общения, налаживания  контакта, которую автор называет  исходной функцией журналистики;

     2)непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно  проявляется роль журналистики  как «четвертой власти» в обществе;

     3)идеологическую (социально-ориентирующую), связанную  со стремлением оказать глубокое  влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

     4)культурно-образовательную,  заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним  из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

     5)рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

     6)рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия) [17].

     Примером  другого подхода к определению функций СМИ является работа С. Г. Корконосенко, кокторый выделяет 4 основные сферы деятельности СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

     В каждой из этих сфер СМИ выражают свою социальную специфику:

     1)производственно-экономическую;

     2)регулирующую;

     3)духовно-идеологическую:

     4)информационно-коммуникативную. 

     Так, в экономической области она  становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

     В духовной сфере пресса выполняет  познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

     Так же, как и сбор, хранение и т. д. информации, так как это слишком  ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ [18].

     Данные  авторы (Е.П. Прохоров и С.Г. Корконосенко) по всей видимости, отождествляют функции  журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий — элементом журналистской деятельности.

     Мнение  журналиста-практика — руководителя еженедельника «Тайм», приведенное  С. Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: «Мы  по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность» [18].

     Таким образом, различные авторы по-разному  рассматривают функции средств  массовой информации. На наш взгляд функции, выполняемые СМИ в обществе можно разделить на две составляющие:

     1) гуманитарные функции СМИ —  информирование, образование, развлечение  и т.п.;

     2) политические функции СМИ —  формирование общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения.

     Эти две функции не могут существовать по отдельности, т.е. одновременно идет информирование  населения и формирование общественного сознания. Вторые названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. 

     2 Информационное противоборство и средства массовой информации 

     2.1 Информационное противоборство  и информационная  война

     Успех в экономике, политике, науке, военном  деле в решающей степени обусловлен тем, насколько быстро можно получить нужную и достоверную информацию, а также не менее важно не дать воспользоваться этой информацией конкуренту, неприятелю или противнику.

     События последнего времени показывают, что  победа даже в боевых действиях зависит  не только от того, у кого больше солдат и танков, а определяется тем, чье оружие “умнее” и насколько оно аккумулирует последние достижения науки, техники и особенно информатики.

     Обострение  информационного противоборства в  мире, последние проявления международного терроризма, диктатуры и авторитарности ряда государств повышают актуальность проблем технической защиты информации в Российской Федерации.

     Информационное  противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической  сфере по поводу влияния на те или  иные сферы социальных отношений  и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают [19].

       Интенсивное внедрение информационных технологий, рост удельного веса безопасности информации в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.

     Превращение информации в товар привело к  резкому обострению международной  конкуренции за обладание информационными  рынками, технологиями и ресурсами, а информационная сфера в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности страны. Возросшее и принимающее все более острые формы за последние годы соперничество в информационной сфере позволяет назвать это соперничество информационным противоборством.

     Суть  информационного противоборства, которое  представляет чрезвычайную угрозу национальной безопасности, в том числе и  России, состоит в достижении какой-либо страной (или группой стран) подавляющего преимущества в информационной области, позволяющего с достаточно высокой степенью достоверности моделировать поведение “противника” и оказывать на него (в явной или скрытой формах) выгодное для себя влияние. При этом можно утверждать, что страны, проигравшие информационную войну, проигрывают ее “навсегда”, поскольку их возможные шаги по изменению ситуации требуют колоссальных материальных и интеллектуальных затрат и будут контролироваться и нейтрализоваться победившей стороной [20].

        Информационное противоборство - это  война без линии фронта, а проведение  многих операций информационной войны практически невозможно обнаружить, а если такие факты и отмечаются, они с большой вероятностью остаются анонимными. Какие-либо международные, юридические нормы ведения информационной войны отсутствуют.

     Термин  «информационная война» (англ. Information war) имеет несколько определений:

     1) Воздействие на гражданское население  и (или) военнослужащих другого  государства путём распространения  определённой информации. Термин  «информационно-психологическая война»  был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная и психологическая война», в зависимости от контекста [21].

     2)В  этом смысле также используется  термин психологическая война  — психологическое воздействие  на гражданское население и  (или) военнослужащих другого  государства с целью достижения  политических или чисто военных  целей [22].

     3) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем [23].

     Невысокая стоимость технических средств, которые могут быть использованы в информационной войне, существенно  расширяет круг ее возможных участников. Ими могут быть отдельные страны и их органы разведки, преступные, террористические группировки, коммерческие фирмы и даже лица, действующие без преступных намерений.

     Все формы информационной войны сводятся к воздействию на информационную инфраструктуру противника, его телекоммуникационные системы, СМИ с целью искажения  получаемой информации, лишения его возможности получения новой или уничтожение его информационных средств, а также к обеспечению защиты собственных информационных ресурсов от аналогичных действий противника.

     Таким образом, возросшее использование  информационного ресурса во всех сферах деятельности, признание информации интеллектуальной собственностью и превращение ее в товар, разработка иностранными техническими разведками, структурами промышленного шпионажа и организованной преступности принципиально новых средств сбора и поражения информации приводят к необходимости уделять самое серьезное внимание вопросам защиты информации, информационной инфраструктуры, СМИ, населения в целом.

     2.2 Средства массовой  информации и информационное оружие

     Информационное  оружие – это комплексные технологии информационно-психологического воздействия, предназначенные для поражения центральной нервной системы человека в результате управления его высшей нервной деятельностью [24].

     В информационной войне используют, в  основном, три вида  информационного  оружия:

     1)манипуляция

     2)дезинформация

     3)пропаганда

Информация о работе Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве