Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:29, курсовая работа

Краткое описание

роль средств массовой информации в информационном противоборстве, информационное оружие и методы информационного противоборства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..............3

1 Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как источник информации

1.1 Становление и развитие средств массовой информации.....................................7

1.2 Социальные функции средств массовой информации в современном обществе.……………………………………………………………………….….17

2 Информационное противоборство и средства массовой информации
2.1 Информационное противоборство и информационная война………………....21

2.2 Средства массовой информации и информационное оружие……....................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……..………………………………………………..............................30

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......…………………………..............33

Вложенные файлы: 1 файл

сорокин3.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

     Манипуляция массовым сознанием («манипуляция общественным мнением») — один из способов господства и подавления воли людей путём духовного воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

     По  мнению С.Г. Кара-Мурзы, симптомами и  признаками скрытой манипуляции  могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, не когерентность высказываний и т.д.

     Манипуляцию вытупает как «акт влияния на людей  или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка» [25].

     В XX веке круг явлений, к которым стали  прилагать термин «манипуляция»  с политическим наполнением изначального определения (в техн., медиц.: «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т.п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность» [26].

     Соответственно  сформировалось и понимание термина  «манипуляция» в психологической литературе. Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда; второе — из этологии), с 1960 гг. психологи начинают использовать его — в рамках анализа межличностных отношений — и в третьем значении, из контекста политологических трудов.

     В политологии же в 1950-70-е гг. понятие  «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Советская литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» американцам, взятым в плен в годы Корейской войны и агрессии США во Вьетнаме.

     Изданный  в 1969г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает» [27]. Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.

     Так же манипуляцию определяют как:

     - вид духовного, психологического  воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

     - скрытое воздействие, факт которого  не должен быть замечен объектом  манипуляции. Как замечает профессор  Калифорнийского университета Г.  Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражен в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться» [28]. Эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные.

     - воздействие, которое требует  значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным  сознанием стала технологией,  появились профессиональные работники,  владеющие этой технологией (или  её частями).

     Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник.

     Одной из форм противодействия манипуляции  личностью является критический  анализ поступающей информации, организация  получения информации из разных источников.

     Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

     1)Использование  внушения;

     2)Перенос  частного факта в сферу общего, в систему;

     3)Использование  слухов, домыслов, толкований в неясной  политической или социальной ситуации;

     4)Метод  под названием «нужны трупы»;

     5)Метод  «страшилок»;

     6)Замалчивание  одних фактов и выпячивание  других;

     7)Метод  фрагментации;

     8)Многократные  повторы или «метод Геббельса»;

     9)Создание  лжесобытий, мистификация;

     Дезинформация — процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации.

     Цель  такого воздействия — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.

     В процессе дезинформирования, как и  манипулирования можно выделить следующие уровни:

     - усиление существующих в сознании  людей выгодных манипулятору  ценностей (идей, установок);

     - частичное изменение взглядов  на то или иное событие или обстоятельство;

     - кардинальное изменение жизненных  установок [29].

     Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году [30].

     Основные  элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой  выражает пропаганда), содержание, формы  и методы, средства или каналы пропаганды (прежде всего, СМИ - радио, телевидение, печать и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств.

     Л. Дуба и Ж. Эллюль рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, т.е. контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations (связь с общественностью) [31].

     Пропаганда  является одним из основных средств  политической манипуляции.

     Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится  довести до потребителя те или  иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.

     Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов [32].

     Стратеги  применения информационного оружия рассчитывают на массовое распространение  и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов. Получая информацию из СМИ, мы имеем возможность наблюдать широкомасштабные операции по информационному и морально-психологическому воздействию на население, государственные институты и руководство страны. Конечным результатом использования информационного оружия в социальной сфере предполагается вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.

     Основными объектами применения информационного оружия как в мирное, так и в военное время выступают:

     1)компьютерные системы и системы связи, используемые государственными и правительственными организациями

     2)информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий

     3)средства массовой информации, в первую очередь, электронные.

       Итак, СМИ и информационное оружие  тесно связаны, т.к. через СМИ  передается информация для населения,  которая и влияет на их сознание, поступки и мнения из-за того, что в ней содержится либо ложь, либо данные с мнением авторитетного источника, который в свою очередь высказал только ту часть информации, которая нужна была для него. Исходя из этого, следует, что СМИ тоже можно отнести к информационному оружию, т.к. СМИ так же используют приемы дезинформации, манипуляции и пропаганды.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современном обществе СМИ представляют собой огромный, оперативный, мобильный, круглосуточный источник информации, который включает прессу, радио, телевидение  и интернет ресурсы. СМИ информирует большую часть населения земного шара. Доступность, охват населения, масштабы влияния и само количество средств массовой информации и коммуникации, в том числе и российских постоянно увеличивается, что приводит к информационной перегрузке населения. Большое количество газет, журналов, радиостанций, телеканалов, в том числе кабельных, и сайты различного рода новостей создают огромное информационное пространство, которое охватывает все сферы жизнедеятельности общества в целом и личности в частности.

     Так же эволюционировали и функции СМИ. Если раньше СМИ лишь информировали  общество, то теперь количество функций  увеличилось, и они затрагивают  новые и немаловажные сферы жизни, такие как образование, развлечение, влияют на внешнюю и внутреннюю политику государств, формируют общественное мнение и стереотипы, что активно используется в информационном противоборстве.

     Суть  информационного противоборства заключается  в скрытом воздействии информацией  на противника с целью изменения  его поведения в выгодном плане. Влияние может быть направленно на электронные сети,  инфраструктуру, СМИ, каналы связи, радио и телекоммуникационные системы отдельных организаций и общества в целом.

Вместе  с тем СМИ являются не только объектом информационного противоборства, но и одним из видов информационного оружия, при грамотном использовании которого можно оказать значительное влияние на военную, экономическую, политическую и другие сферы жизни общества. С помощью приемов манипуляции, дезинформации и пропаганды можно изменить не только общественное мнение, но и «картину мира» практически любого человека. Все это указывает на то, что СМИ занимают важнейшее место в процессах информационного противоборства в современном обществе, являются ключевым элементом процессов информатизации и информационного развития общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

СМИ –  средства массовой информации

США –  Соединенные Штаты Америки 

Информация о работе Роль СМИ и СМК в информационном противоборстве