В конструкции ТС необходимо
предусматривать аварийный выключатель
для снижения опасности возникновения
пожара после остановки. Он должен располагаться
в легкодоступном для сидящего на своем
месте водителя, быть четко обозначенным,
иметь защитную крышку и другие средства
предотвращения случайного пользования.
Тенденция к снижению
массы автомобилей за счет
широкого применения синтетических
материалов приводит к ухудшению
противопожарных качеств. Широко
используемый в автомобилестроении
полиуретан легко воспламеняется при
столкновении автомобилей и представляет
серьезную опасность. Использование полиуретана
для отделки крыльев, изготовления корпуса
обогревателя, аккумуляторной батареи,
кожуха, вентилятора также приводит к
снижению пожарной безопасности.
В зарубежной практике
используют специальные добавки
к полиуретану, замедляющие скорость
его горения.
Для уменьшения опасности
пожаров и их последствий в
США разработан стандарт безопасности
РУ\У88302 «Горючесть материалов, используемых
для внутреннего оборудования автомобилей»,
предусматривающий ограничение времени
горения материалов.
В ряде случаев люди, не
успевшие быстро покинуть горящий
автомобиль, получают отравления
или погибают от удушья. В связи
с этим регламентируется состав газов,
выделяющихся при сгорании отделки салона,
и предельные нормы содержания токсических
веществ, превышение концентрации которых
вызывает удушье, потерю сознания и смерть
находящихся в салоне людей.
Комплектация ТС устройствами
и средствами послеаварийной
безопасности
ГОСТ Р 41.11-99 (Правила №11 ЕЭК ООН) установлены
минимальные эксплуатационные требования
безопасности к замкам и петлям боковых
дверей.
При действии продольных нагрузок замок
и фиксатор автомобильной двери должны
выдерживать предельную нагрузку 11,34 кН
в положении полного запирания и 4,53 кН
- в положении неполного запирания. При
действии поперечных нагрузок замок и
фиксатор должны выдерживать предельную
нагрузку 9,07 кН в положении полного запирания
и 4,53 кН - в положении неполного запирания.
Автомобильный дверной замок в полном
комплекте (замок, защелка, наружная дверная
ручка, барабан замка с прорезью для ключа
и все тяги) должен оставаться в положении
полного запирания при действии на него
инерционной нагрузки в любом направлении
при ускорении 30g.
Предотвращение попадания
воды в салон автомобиля при
его затоплении не регламентируется
стандартами. Данная проблема представляет
интерес для стран с хорошо
развитыми автомагистралями по берегам
морей, рек, водохранилищ.
Условия погружения в
воду зависят от скорости автомобиля,
распределения груза, препятствия,
с которым столкнулся автомобиль,
и массы воды.
Возможность спасения людей из затопленного
ТС зависит не столько от его конструкции
(герметичности), сколько от состояния
окон автомобиля (открыты или закрыты),
умения людей плавать, знания приемов
эвакуации, и, прежде всего, психологической
устойчивости водителя и пассажиров.
Требование к комплектации
ТС аптечкой первой помощи
и огнетушителем является обязательным.
В автобусах должны быть предусмотрены
обязательные места установленных
размеров для одного(ой) или нескольких
огнетушителей и аптечек.
Продолжаются разработки
ведущими автомобильными корпорациями
автоматически включающихся систем пожаротушения,
устройств, автоматически размыкающих
электрическую цепь при возникновении
аварийных замедлений; устройств автоматического
впрыска в топливный бак веществ, превращающих
бензин в трудносгораемое вещество (сочетания
галогенов, кремниевые соединения, спецсмолы).
3.Выводы
1. ДТП являются неизбежными
спутниками автомобилизации. Увеличение
скоростей и интенсивности движения
разных категорий ТС на автомагистралях
повысило вероятность катастрофических
последствий при ДТП для людей и перевозимых
грузов. Снизить тяжесть травм, уменьшить
вероятность смертельных исходов после
ДТП, обеспечить своевременную эвакуацию
материальных ценностей - функции средств
и устройств послеаварийной безопасности
автомобиля.
2. Наличие выходов соответствующей
пропускной способности - условие эвакуации
пассажиров из ТС. Поэтому для обеспечения
эвакуации пассажиров из автобусов в обязательном
порядке предусматривают запасные выходы
и обеспечивают проходы к ним. В качестве
запасных выходов в автобусе устраивают
запасные двери, запасные окна и аварийные
люки .Требования к общей конструкции,
минимальному числу и размерам запасных
выходов, а также размерам проходов регламентированы
национальными и международными стандартами.
3. Для снижения вероятности
возгорания ТС в послеаварийной
фазе системы питания, электроснабжения
и материалы отделки салона должны
соответствовать установленным требованиям
послеаварийной безопасности по размещению
и конструкции и иметь: противоударную
и коррозионную стойкость, пониженную
горючесть, а также аварийные выключатели
и предохранители.
4. Автомобиль должен быть
укомплектован надежными замками
и петлями боковых дверей, которые выдерживают
в продольном и поперечном направлении
предельные нагрузки, установленные стандартами
послеаварийной безопасности. Требование
к комплектации ТС аптечкой первой помощи
и огнетушителем является обязательным.
В автобусах должны быть предусмотрены
обязательные места установленных размеров
для одного(ой) или нескольких огнетушителей
и аптечек.
5. Вероятность спасения
людей в послеаварийной фазе
в значительной степени зависит
от оперативности и взаимодействия,
а также технической оснащенности
аварийно-спасательным оборудованием
подразделений ГИБДД, медицинской, пожарной
и водолазной спасательной служб, которые
должны обеспечить оповещение о ДТП, выезд
на место, эвакуацию, неотложную медицинскую
помощь и доставку в лечебные учреждения
пострадавших и организацию движения
после ДТП.
Литература
http://www.pegasusassist.com/bezop/master468.htm