Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Презентация – это целенаправленный информационный процесс, решающий определенные задачи, это коммуникационный процесс со всеми его основными элементами. Возможны различные формы организации учебной деятельности с использованием компьютерных презентаций:

  1. Объяснение темы с использованием презентации.
  2. Использование учениками презентации при повторении пройденного.
  3. Сохранение отдельных слайдов в виде рисунков, к которым даются различные задания.
  4. Получение учащимися готовой презентации, затем подготовка сообщения по теме с использованием полной презентации или ее части.
  5. Получение учениками презентации с перемешанными слайдами. Они должны изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
  6. Использование учениками презентации для решения вопроса, затрагивающего лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию они должны убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответить на вопрос.
  7. Получение учениками задания по теме и папки с набором рисунков, в которых могут быть и лишние рисунки. Учащиеся должны создать презентацию по заданной теме с использование необходимых рисунков из предложенных или добавленных своих. В каждый слайд кроме рисунка необходимо добавить небольшой текстовый фрагмент.
  8. Выделение из большой презентации нужной подтемы и создание нескольких маленьких презентаций, по которым следует подготовить отдельное выступление.
  9. Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.

В общем случае презентация может осуществляться:

  • человеком без вспомогательных средств;
  • без участия человека с помощью технических средств (например, кинопоказ) [5].

Поиск оптимальной технологии долго шел в направлении использования физических моделей и графических иллюстраций. Передача знаний через графическое изображение реализовывалась с помощью кинопроекторов, слайдпроекторов и т.д. Вследствие особенностей человеческого восприятия решающая убедительность достигалась именно с помощью слайдов, которые в ходе презентации докладчик показывал для иллюстрации его мысли. Компьютер оказался более эффективным вспомогательным средством. Его графические возможности практически безграничны. Естественно, что технология компьютерной презентации мало походит на показ классических слайдов. Но выработавшийся стереотип сегодня опирается на понятие слайда, хотя самих слайдов уже давно нет.

Сегодня существуют два основных подхода к подготовке и проведению презентации. Первый представляет собой традиционную демонстрацию набора слайдов, подготовленных на компьютере и распечатанных на прозрачной пленке. Компьютер здесь выступает в роли вспомогательного средства при подготовке слайдов, а сама технология презентации остается классической. Второй подход заключается в использовании компьютера непосредственно в демонстрации презентационных материалов. Естественно, что набор технических возможностей во втором случае гораздо шире [5].

Компьютер влияет на искусство современной презентации, и не только как средство, дающее большую свободу творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками и студентами в тематических докладах, при защите курсовых и дипломных работ. Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

Компьютерные технологии презентации обладают привлекательностью как для занятий с непосредственным участием преподавателя, так и для целей осуществления формы дистанционного обучения. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся. Временная интерактивность обеспечивает возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по учебному материалу. Интерактивность по очередности позволяет обучаемому свободно определять очередность использования фрагментов информации. Содержательная интерактивность дает возможность обучаемому изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации [13].

Повышение эффективности восприятия презентации заключается в следующем:  усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе учения самого обучаемого. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивное использование компьютерных презентаций в образовании. Хотя проблемы технического оснащения презентационным оборудованием образовательных учреждений делают сомнительными перспективы применения презентаций в ходе аудиторной работы, но нет практически препятствий для повсеместного использования эффективных презентаций для целей дистанционного обучения, включая обучение с помощью компьютерных программ и сетей Интернет.

Кроме дидактических преимуществ компьютерные презентации обладают рядом достоинств, связанных с тиражированием и распространением. Созданные однажды на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде. Они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и при необходимости легко могут быть модифицированы, образования и переподготовки преподавателей. Распространяемые на магнитных носителях презентации дешевле и эффективнее печатных. Они без значительных усилий тиражируются и, следовательно, быстро станут предметом обмена.

Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Далее будет идти речь об одной из самых известных в мире программ в области создания компьютерных презентаций - MS PowerPoint. Программа Power Point является лидером среди систем для создания презентаций. С ее помощью текстовая и числовая информация легко превращается в профессионально выполненные слайды и диаграммы, пригодные для демонстрации перед современной весьма требовательной аудиторией [13].

Разработчики Power Point исходили из предположения, что данной программой пользуются не каждый день и поэтому программа должна быть предельно понятной для пользователя и простой в эксплуатации. Power Point предоставляет широкий выбор готовых решений, обеспечивая создание высокопрофессиональных презентаций, которые ранее могли быть созданы только профессионалами. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами.

Все презентации делятся на две группы: для индивидуального и аудиторного использования. Это очень условное деление, потому что в каждой из групп можно еще выделить несколько подгрупп. Но эти две группы имею много общего, но естественно, есть много существенных различий, которые необходимо учитывать при их создании.

Презентации могут быть линейными (линейная навигация), т.е. представление информации происходит от одного слайда к другому. Линейные презентации имеют широкое распространение, быстро создаются и играют значительную роль в образовательном процессе.

Следующая группа презентаций – интерактивные презентации (разветвленная навигация), в которых возможен поворот сюжета, т.е. возможен переход от одной темы к другой, и переходами управляет докладчик [5].

Для создания эффективной презентации авторы выделяют некоторые рекомендации. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять, что необходимо донести до аудитории. Поэтому следует просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые будут необходимы. Определить какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, поискать в Интернете или нарисовать. Далее необходимо узнать как можно больше об особенностях аудитории еще при подготовке презентации, это является очень важным шагом к успеху. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой логически связанное звено с темой повествования и работать на общую идею презентации. Не следует перегружать слайды лишними деталями. Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда; звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и отвлекать внимание учащихся от основной информации.

Таким образом, можно сказать, что компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Презентации обычно используются при выступлениях на конференциях и семинарах, при объяснении нового материала на уроке, для проведения опроса на уроке (и других форм интерактивного урока),  они могут выступать также в качестве самостоятельных электронных документов.

 

 

  1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций

 

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателю было сложнее найти индивидуальный подход к каждому ученику. Использование компьютерных презентаций помогает облегчить решение этой проблемы.

 Общеизвестно, что использование компьютерных презентаций  может сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Отпечатанные демонстрационные слайды раздаются учащимся по мере изучения темы, при наличии компьютера материал записывается на диск. Свои комментарии к слайдам учащиеся могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам [5]. Для преподавателя такая программа дает возможность по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам.

Одним из достоинств применения компьютерных презентаций в обучении считается повышение  интереса учения, а, следовательно,  и мотивации. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе не редко  способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, позитивно сказываются на развитии познавательного интереса. Что же касается занимательности, как условия формирования познавательного интереса, то возможности компьютерных презентаций здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании презентаций, не заслоняла собой собственно учебные цели.

Создание правильной презентации поможет учителю правильно построить и сам урок. Выделяют следующие этапы разработки презентации:

Этап 1. Начало работы

Выбор темы. Выбор темы презентации, как правило, определяется темой будущего урока, ради которого и создается данная презентация. При выборе темы необходимо также сразу определиться будет ли презентация охватывать несколько уроков в пределах одной темы, или это будет презентация для одного урока.

Этап 2.  Определение содержания и дизайна презентации

  1. Необходимо составить план будущей презентации. Желательно, чтобы план был подробным. Необходимо на бумаге нарисовать, структуру вашей презентации, схематическое изображение слайдов и прикинуть, какой текст, рисунки, фотографии или другие материалы будут включены в тот или другой слайд. Определить список рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут размещены в презентации. Подготовить текстовую часть презентации.
  2. Надо определить, будет ли презентация сопровождаться дополнительными комментариями или она предназначена для самостоятельного просмотра учениками. От этого будет зависеть объем текстовой информации располагаемой на слайдах, а также размер шрифта и вид навигации.
  3. Далее следует выбрать, сколько примерно будет слайдов в будущей презентации (их количество может потом корректироваться).
  4. Составить примерный дизайн слайдов. Необходимо продумать цветовую гамму фонов слайдов, формат заголовков (желательно, чтобы во всех слайдах был выдержан один формат) [12].

Этап 3. Порядок создания презентации

  1. Ввод и редактирование текста. Создаются текстовые слайды, на каждом слайде вводится только текстовая информация. После ввода текста, необходимо определиться с его расположением на каждом слайде, продумать его форматирование, то есть определить размер, цвет шрифта, заголовков и основного текста. При подборе цвета текста следует помнить, что текст должен быть «читаем», фон слайдов не должен «глушить». Не следует выбирать редкие виды шрифтов, их может не быть на других компьютерах, с помощью которых презентация будет демонстрироваться в учебных аудиториях. Проверить, не перегружены ли слайды текстом, возможно, придется часть текста оставить на устный доклад, а если презентация демонстрируется без сопровождения докладчика, то необходимо продумать содержание текста так, чтобы он не потерял смысл и был доступен для понимания. И не следует забывать об орфографии, ничто так не портит представление о преподавателе,  как орфографические ошибки в тексте презентации.
  2. Графики, диаграммы, таблицы. При планировании презентации графиков и диаграмм, надо продумать их расположение, определить, читаются ли надписи, и не перегружать один слайд несколькими графиками или диаграммами. В этом случае информация будет хуже восприниматься учениками. Та же самая рекомендация относиться и к таблицам: текст в них должен быть хорошо виден, для наглядности в таблицах можно применять слабую (по цвету) заливку ячеек.
  3. Изображения, рисунки, фон. Очень важным в презентации является фон слайдов. Он создает определенное настроение у аудитории и должен соответствовать теме презентации. Серьезные презентации не должны быть пестрыми, содержать яркие «ядовитые» цвета и менять цветовую гамму от слайда к слайду. Если презентация состоит из нескольких больших тем, то каждая тема может  иметь свою цветовую гамму, но не сильно отличаться от общей цветовой гаммы презентации. Не стоит делать фон слишком пестрым, это отвлекает аудиторию, и затрудняет чтение текста. Размещенные в презентации иллюстрации (графические объекты) должны быть, в первую очередь, оптимизированными, четкими и с хорошим разрешением. Графические объекты не стоит располагать в средине текста, это не самое удачное композиционное решение [12].
  4. Следующий шаг в создании презентации это – вставка анимации. С помощью анимационных эффектов можно существенно улучшить восприятие презентации и обратить внимание аудитории на наиболее важные моменты, отраженные на слайдах или в самой презентации. Прежде чем применять эффекты анимации необходимо внимательно изучить возможности внутрислайдовой и межслайдовой анимации и продумать, как и где ее стоит применить. Необходимость и тип анимации должны быть логически увязаны  со структурой доклада. Зритель должен быть готов увидеть объекты, расположенные на слайде, в определенном месте, а не бегать глазами по слайду. Можно использовать указку (простую или лазерную) или указатель мышки, для помощи зрителям в поиске тех объектов, о которых говорится. Следует делать небольшие паузы между слайдами, чтобы аудитория успела усвоить, то, что им рассказывается, проговаривать текст в среднем темпе.  Выступление должно быть энергичным, но не оглушать слушателей.
  5. Звуковое сопровождение. При включении в презентацию звукового сопровождения, надо быть очень аккуратным. Музыка не должна заглушать докладчика, раздражать слух, иметь резкие переходы, а так же усыплять слушателей. Звуковое сопровождение должно органично вписываться в тему презентации. Если нет уверенности в необходимости или выборе звукового сопровождения презентации, то лучше вовсе не устанавливать звуковое сопровождение.
  6. Доводка презентации. Доводка презентации заключается в неоднократном ее просмотре, определении временных интервалов, необходимых аудитории для освоения каждого слайда и времени их смены. Слайд должен быть на экране столько времени, чтобы аудитория могла рассмотреть, запомнить и осознать его содержимое. Между тем большой интервал между сменами слайдов снижает интерес к презентации. Возможно, при окончательном просмотре презентации придется поменять местами некоторые слайды для создания более логичной структуры презентации или внести другие коррективы.

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента