Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………
Презентация – это целенаправленный информационный процесс, решающий определенные задачи, это коммуникационный процесс со всеми его основными элементами. Возможны различные формы организации учебной деятельности с использованием компьютерных презентаций:
В общем случае презентация может осуществляться:
Поиск оптимальной технологии долго шел в направлении использования физических моделей и графических иллюстраций. Передача знаний через графическое изображение реализовывалась с помощью кинопроекторов, слайдпроекторов и т.д. Вследствие особенностей человеческого восприятия решающая убедительность достигалась именно с помощью слайдов, которые в ходе презентации докладчик показывал для иллюстрации его мысли. Компьютер оказался более эффективным вспомогательным средством. Его графические возможности практически безграничны. Естественно, что технология компьютерной презентации мало походит на показ классических слайдов. Но выработавшийся стереотип сегодня опирается на понятие слайда, хотя самих слайдов уже давно нет.
Сегодня существуют два основных подхода к подготовке и проведению презентации. Первый представляет собой традиционную демонстрацию набора слайдов, подготовленных на компьютере и распечатанных на прозрачной пленке. Компьютер здесь выступает в роли вспомогательного средства при подготовке слайдов, а сама технология презентации остается классической. Второй подход заключается в использовании компьютера непосредственно в демонстрации презентационных материалов. Естественно, что набор технических возможностей во втором случае гораздо шире [5].
Компьютер влияет на искусство современной презентации, и не только как средство, дающее большую свободу творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками и студентами в тематических докладах, при защите курсовых и дипломных работ. Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
Компьютерные технологии презентации обладают привлекательностью как для занятий с непосредственным участием преподавателя, так и для целей осуществления формы дистанционного обучения. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся. Временная интерактивность обеспечивает возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по учебному материалу. Интерактивность по очередности позволяет обучаемому свободно определять очередность использования фрагментов информации. Содержательная интерактивность дает возможность обучаемому изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации [13].
Повышение эффективности восприятия презентации заключается в следующем: усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе учения самого обучаемого. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивное использование компьютерных презентаций в образовании. Хотя проблемы технического оснащения презентационным оборудованием образовательных учреждений делают сомнительными перспективы применения презентаций в ходе аудиторной работы, но нет практически препятствий для повсеместного использования эффективных презентаций для целей дистанционного обучения, включая обучение с помощью компьютерных программ и сетей Интернет.
Кроме дидактических преимуществ компьютерные презентации обладают рядом достоинств, связанных с тиражированием и распространением. Созданные однажды на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде. Они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и при необходимости легко могут быть модифицированы, образования и переподготовки преподавателей. Распространяемые на магнитных носителях презентации дешевле и эффективнее печатных. Они без значительных усилий тиражируются и, следовательно, быстро станут предметом обмена.
Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации. Далее будет идти речь об одной из самых известных в мире программ в области создания компьютерных презентаций - MS PowerPoint. Программа Power Point является лидером среди систем для создания презентаций. С ее помощью текстовая и числовая информация легко превращается в профессионально выполненные слайды и диаграммы, пригодные для демонстрации перед современной весьма требовательной аудиторией [13].
Разработчики Power Point исходили из предположения, что данной программой пользуются не каждый день и поэтому программа должна быть предельно понятной для пользователя и простой в эксплуатации. Power Point предоставляет широкий выбор готовых решений, обеспечивая создание высокопрофессиональных презентаций, которые ранее могли быть созданы только профессионалами. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами.
Все презентации делятся на две группы: для индивидуального и аудиторного использования. Это очень условное деление, потому что в каждой из групп можно еще выделить несколько подгрупп. Но эти две группы имею много общего, но естественно, есть много существенных различий, которые необходимо учитывать при их создании.
Презентации могут быть линейными (линейная навигация), т.е. представление информации происходит от одного слайда к другому. Линейные презентации имеют широкое распространение, быстро создаются и играют значительную роль в образовательном процессе.
Следующая группа презентаций – интерактивные презентации (разветвленная навигация), в которых возможен поворот сюжета, т.е. возможен переход от одной темы к другой, и переходами управляет докладчик [5].
Для создания эффективной презентации авторы выделяют некоторые рекомендации. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять, что необходимо донести до аудитории. Поэтому следует просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые будут необходимы. Определить какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, поискать в Интернете или нарисовать. Далее необходимо узнать как можно больше об особенностях аудитории еще при подготовке презентации, это является очень важным шагом к успеху. В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой логически связанное звено с темой повествования и работать на общую идею презентации. Не следует перегружать слайды лишними деталями. Анимацию следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда; звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и отвлекать внимание учащихся от основной информации.
Таким образом, можно сказать, что компьютерная презентация представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Презентация является мультимедийным документом; каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Презентации обычно используются при выступлениях на конференциях и семинарах, при объяснении нового материала на уроке, для проведения опроса на уроке (и других форм интерактивного урока), они могут выступать также в качестве самостоятельных электронных документов.
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателю было сложнее найти индивидуальный подход к каждому ученику. Использование компьютерных презентаций помогает облегчить решение этой проблемы.
Общеизвестно, что использование компьютерных презентаций может сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске. Отпечатанные демонстрационные слайды раздаются учащимся по мере изучения темы, при наличии компьютера материал записывается на диск. Свои комментарии к слайдам учащиеся могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам [5]. Для преподавателя такая программа дает возможность по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам.
Одним из достоинств применения компьютерных презентаций в обучении считается повышение интереса учения, а, следовательно, и мотивации. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе не редко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, позитивно сказываются на развитии познавательного интереса. Что же касается занимательности, как условия формирования познавательного интереса, то возможности компьютерных презентаций здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании презентаций, не заслоняла собой собственно учебные цели.
Создание правильной презентации поможет учителю правильно построить и сам урок. Выделяют следующие этапы разработки презентации:
Этап 1. Начало работы
Выбор темы. Выбор темы презентации, как правило, определяется темой будущего урока, ради которого и создается данная презентация. При выборе темы необходимо также сразу определиться будет ли презентация охватывать несколько уроков в пределах одной темы, или это будет презентация для одного урока.
Этап 2. Определение содержания и дизайна презентации
Этап 3. Порядок создания презентации