Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать изменение уровня познавательного интереса у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Объект исследования: познавательный интерес и его уровень у детей 8 – 9 лет при использовании компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….......…..3
Глава I.Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..6
1.1 Теоретическое исследование вопросов формирования познавательного интереса………………………………………………………………………………6
1.2 Теоретическое исследование проблемы формирования познавательного интереса детей 8 – 9 лет……………………… ………………………………...17
1.3 Теоретическое исследование вопросов использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».……………………………………………………………....26
1.4 Теоретическое исследование вопроса формирования познавательного интереса у детей 8-9 лет с помощью компьютерных презентаций……………………………………………….………………………..33
Глава II. Экспериментальное исследование изменения познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………..42
2.1 Описание процедуры исследования …………………………………………42
2.2 Результаты исследования…………………………..…………………………46
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………….50
2.4 Практические рекомендации…………………………………………………..52
Заключение…...……………………………………………………………………..54
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

 2.2 Результаты исследования

 

После проведенного наблюдения в условиях естественного эксперимента, на традиционных уроках, в контрольной группе и экспериментальной группе были получены следующие результаты (РИС 1, РИС 2). Рис. 1. «Уровень проявления познавательного интереса в условиях  традиционного урока в контрольной группе»

 

На традиционном занятии 12 % (3 ребенка) показали высокий уровень познавательного интереса. Они понимали и принимали учебную задачу, практически не обращались за помощью, быстро выбирали способ работы адекватный поставленной задаче, выполнили дополнительное задание и могли оказывать помощь другим детям в выполнении аналогичного задания (обучать других). 

32 % (8 детей)  показали средний уровень познавательного интереса на традиционном занятии. Этим детям требовалась помощь при выполнении задания, они испытывали трудности при самостоятельном выборе способа работы, дополнительное задание эти дети не выполнили.

56 % (14 детей) показали низкий познавательный интерес на традиционном занятии. Они затруднялись самостоятельно выполнить задание, постоянно обращались за помощью педагога, им было сложно понять последовательность действий, дополнительное задание эти дети не выполнили.

Рис. 2. «Уровень проявления познавательного интереса в условиях  традиционного урока в эксперемнтальной группе»

 

12 % (3 ребенка) показали высокий уровень познавательного интереса на традиционном занятии. Они понимали и принимали учебную задачу, практически не обращались за помощью, быстро выбирали способ работы адекватный поставленной задаче, выполнили дополнительное задание и могли оказывать помощь другим детям в выполнении аналогичного задания (обучать других). 

36 % (9 детей)  показали средний уровень познавательного интереса на традиционном занятии. Этим детям требовалась помощь при выполнении задания, они испытывали трудности при самостоятельном выборе способа работы, дополнительное задание эти дети не выполнили.

    52 % (13 детей) показали низкий познавательный интерес на традиционном занятии. Они затруднялись самостоятельно выполнить задание, постоянно обращались за помощью педагога, им было сложно понять последовательность действий, дополнительное задание эти дети не выполнили.

Различия в данных полученные в результате естественного эксперимента, на традиционных уроках, в контрольной группе и экспериментальной группе не значительны.

     В результате проведенного наблюдения в условиях формирующего эксперимента в экспериментальной группе с использованием компьютерной презентации были получены следующие результаты (РИС 3)

Рис. 3. Уровень проявления познавательного интереса на уроке с использованием презентации в экспериментальной  группе

 

60 % (15 детей) показали высокий уровень познавательного интереса на занятии с использованием презентации. Они понимали и принимали учебную задачу, практически не обращались за помощью, быстро выбирали способ работы адекватный поставленной задаче, выполнили дополнительное задание и могли оказывать помощь другим детям ввыполнении аналогичного задания (обучать других). 

32 % (8 детей) показали средний уровень познавательного интереса на занятии с использованием презентации. Этим детям требовалась помощь при выполнении задания, они испытывали трудности при самостоятельном выборе способа работы, дополнительное задание эти дети не выполнили.

8 % (2 детей) показали низкий познавательный интерес на занятии с использованием презентации. Они затруднялись самостоятельно выполнить задание, постоянно обращались за помощью педагога.

 

2.3 Анализ результатов исследования

Анализ полученных результатов исследования показал следующее. (ТАБ.1)

Таблица №1

Результаты сравнения уровня познавательного интереса детей на традиционном занятии и занятии с использованием презентации.

 

Группа

Уровень познавательного интереса детей на занятии

Высокий

Средний

Низкий

КГ и ЭГ в условиях естественного эксперимента

КГ

12 %

32 %

56 %

ЭГ

12%

36%

52%

ЭГ в условиях формирующего эксперимента

60 %

32 %

8 %


Примечание: КГ – контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей 8 – 9 лет, присутствующих на традиционном занятии, проявляется низкий уровень познавательного интереса. А у детей 8 – 9 лет, присутствующих на занятии где использовались компьютерной презентации, был зафиксирован, высокий уровень познавательного интереса. Отмечается средний уровень познавательного интереса к предлагаемому материалу в обеих испытуемых группах.

 


Рис. 4. Сравнительный анализ изменения уровня познавательного интереса детей на уроках преподавания ОБЖ в контрольной и экспериментальной группе.

Сравнительный анализ уровня познавательного интереса детей 8-9 лет в условиях традиционного урока и в условиях формирующего эксперимента, то есть урока с использованием компьютерной презентации показал, что процентное количество детей с высоким уровнем увеличилось до 60 % (15 детей). Они понимали и принимали учебную задачу, практически не обращались за помощью, быстро выбирали способ работы адекватный поставленной задаче, выполнили дополнительное задание и могли оказывать помощь другим детям ввыполнении аналогичного задания (обучать других). 

        Таким образом, наблюдается тенденция изменения уровня познавательного интереса в условиях урока с использованием компьютерной презентации, при этом процентное количество детей с высоким уровнем становиться больше.

 Вывод: в результате проведенного исследования показывают, при использовании компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» уровень познавательного интереса у детей 8 – 9 лет меняется, что подтверждает выдвинутую гипотезу. При этом зафиксирована тенденция увеличения процентного количества детей с более высоким уровнем познавательного интереса

 

2.4 Практические рекомендации

В результате данной работы и процессе наблюдения эксперимента можно выделить следующие рекомендации:

 С целью изменения  уровня познавательного интереса  детей 8 – 9 лет, нужно активнее использовать  компьютерные презентации.

При планировании презентации необходимо учитывать формирование структуры и логики подачи материала.

В ходе разработки презентации учитывать металогические особенности подготовки слайдов, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

        Для исследования уровня познавательного интереса рекомендуем к использованию протокол наблюдения и ключ оценки по критериям уровня познавательной активности, разработанные А. К. Марковой.

Протокол наблюдения и ключ оценки.

1. Высокий уровень познавательной активности:

  • Активная ориентировка в новом материале;
  • Самостоятельное выделение ключевых понятий;
  • Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
  • Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

 

2.Средний уровень познавательной  активности: 

  • Познавательная активность, требующая побуждения учителя;
  • Зависимость самостоятельной работы от ситуации;
  • Преодоление трудностей при помощи учителя.

 

3. Низкий уровень познавательной активности: 

  • Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
  • Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
  • Малое приложение личных усилий в учебной работе;
  • Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Оценка:

  • по 1-5, 8, 10, 11 критериям:    2 – проявляет в течение всего занятия; 1 – слабо проявляет (ситуативно); 0 – не проявляет;
  • по 6 критерию:  2 – выполнил задание за 40 мин; 1 – выполнил задание за 60 мин; 0 – выполнил задание более чем за 60 мин;
  • по 7 критерию:  2 -  обратился за помошью к учителю не более 2 раз; 1 – обратился за помошью к учителю не более 3-4 раз; 0 – обратился за помощью к учителю более 4 раз;
  • по 9 критерию:    2 – выполняет самостоятельно с 1-2 раза; 1 – выполняет самостоятельно с 3-4 попытки; 0 – выполняет самостоятельно, количество попыток более 4;

Уровень проявления познавательного интереса

0 – 10 баллов – низкий  уровень проявления познавательного  интереса;

11 – 15 баллов – средний  уровень проявления познавательного  интереса;

16 – 22 баллов – высокий уровень проявления познавательного интереса.

Критерии:

    1. Активная ориентировка в новом материале
    2. Самостоятельное выделение ключевых понятий
    3. Понимание и принятие учебной задачи
    4. Выбор способов работы адекватных поставленной задаче
    5. Активность
    6. Время выполнения задания
    7. Количество обращений за помощью
    8. Приложение личных усилий в учебной работе
    9. Количество самостоятельных попыток выполнения  задания
    10. Выполнение дополнительного задания
    11. Способность научить другого

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа была обусловлена необходимостью выявить изменения  познавательного интереса у детей 8-9 лет в условиях использования компьютерных презентаций при преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», особенности их использования, а так же  влияние на развитие познавательного интереса.

        Направленность образовательного процесса на становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений, выдвигает исключительные требования к организации урока.  В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные. Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации. Использование компьютерных презентаций в преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивают гибкое управление процессом обучения и применение разнообразные способы и методы подачи учебной информации. Тем самым поддерживается необычность, неожиданность изложения материала, концентрированность внимания учащихся. Все эти особенности, заложенные в  компьютерных презентациях, способны не только вызвать мгновенный интерес, но и побудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, то есть содействовать развитию и устойчивости познавательного интереса у детей 8 – 9 лет. Исследование изменений  познавательного интереса учащихся в условиях использования компьютерных презентаций изучено в современной теории и практике образования недостаточно, что, в свою очередь, определила научную новизну работы и ее теоретическую значимость.

        

В результате теоретического исследования мы отметили следующее: компьютерные презентации решают еще одну важную задачу. Учеными установлено, что мышление у детей 8 – 9 лет развивается от наглядно-образного к словесно-логическому, но образное мышление – все же основной вид мышления в данный возрастной период. Конечно, младший школьник способен мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.  В современных условиях большие возможности для решения этой задачи дают именно компьютерные презентации. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами. Следует помнить, что в презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд представляет собой логически увязанное звено в теме повествования и работает в русле общей идеи презентации. Не надо перегружать слайды лишними деталями, увлекаться анимацией. Анимационные эффекты следует использовать только с целью привлечения внимания учеников к основным, ключевым моментам слайда. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и отвлекать внимание учащихся от основной (важной) информации.

Информация о работе Теоретическое исследование вопросов изменения познавательного интереса у детей 8 – 9 лет в условиях использования компьютерных презента