Тушение пожаров на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:25, реферат

Краткое описание

В течение 2012 года пожарные команды (поезда) привлекались на тушение пожаров 2,9 тыс. раз, а также 471 раз – для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силами пожарных команд (поездов) ликвидированы 137 пожаров на стационарных объектах и в железнодорожном подвижном составе, а также 684 пожара в полосе отвода, распространение которых могло привести к сбоям в движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.

Содержание

Введение
1 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте
1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях
1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами
1.3 Особенности тушения пожаров в вагонах и цистернах со сжатыми и сжиженными газами
1.4 Особенности тушения пожаров в вагонах со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами
1.5 Особенности тушения пожаров в пассажирских, рефрижераторных, дизель и электропоездах
1.6 Особенности тушения пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках
1.7 Организация тушения пожаров в железнодорожных тоннелях
2 Меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А

Вложенные файлы: 1 файл

Ramka_2 (1).doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

При возникновении пожара вблизи контактной сети, воздушной  линии электроснабжения и связанных  с ними устройств, необходимо немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам района контактной сети и в пожарную службу Действия локомотивной бригады при пожаре определены в Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Энергодиспетчер при получении сообщения о пожаре обязан немедленно назначить и отправить на место происшествия не менее двух электромонтеров с квалификационной группой не ниже четвертой, для заземления контактной сети и наблюдения за выполнением лицами, работающими по ликвидации пожара, Правил техники безопасности Фамилии электромонтеров должны быть сообщены руководителю тушения пожара.

Если пожар возник на подвижном составе или в  поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятия напряжения с контактной сети воздушной линии электроснабжения и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети воздушной линии электроснабжения и заземления, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность пережога проводов.

До снятия напряжения с контактной сети или воздушной  линии электроснабжения, тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, автомотрисы, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов воздушной линии электроснабжения, разрешается производить только углекислотными, углекислотно-бром-этиловыми, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения ближе 2 м.

Тушение указанных горящих  предметов водой, химическими, пенными  или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при  снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети и воздушной  линии электроснабжения, находящихся  под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м, при этом пожарный ствол должен быть заземлен.

Ликвидация пожара с  помощью пожарного поезда, пожарных автомобилей на электрифицированных участках железных дорог должна производиться только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения от представителя дистанции электроснабжения о снятии напряжения с проводов контактной сети или воздушной линии электроснабжения на расстоянии не менее 7 м от горящих предметов. В разрешении должен быть указан номер приказа энергодиспетчера и время снятия напряжения.

В тех случаях, когда  прибытие представителя дистанции  электроснабжения и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается передача указанного выше разрешения по средствам связи дежурному по станции с его последующей доставкой руководителю тушения пожара. Допускается тушение пожара водой со снятием напряжения с контактной сети или воздушной линии электроснабжения без их заземления. При этом напряжение с контактной сети или воздушной линии электроснабжения следует снимать в следующем порядке.

При пожаре на однопутном или двухпутном перегонах напряжение 3,3 кВ постоянного тока должно быть снято с контактных подвесок всех путей и с воздушной линии электроснабжения 6-10 кВ, проложенных по опорам контактной сети. На трехпутных и многопутных перегонах, а также на станциях напряжение должно быть снято с тех контактных подвесок и воздушной линии электроснабжения, которые расположены на расстоянии менее 7 м от горящих предметов.

При пожаре на перегоне или  станции напряжение 27,5 кВ переменного  тока должно быть снято с контактных подвесок всех путей, питающих проводов и проводов системы ДПР. Напряжение с воздушной линии электроснабжения 6, 10, 35 кВ, проходящее по опорам контактной сети, должно быть снято, если расстояние от горящих предметов до воздушной линии электроснабжения менее 7 м.

При организации тушения  пожара на электрифицированных участках запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения на расстояние менее 8 м до их заземления.

Локомотивные бригады, проводники, машинисты и помощники  машинистов, автомотористы должны быть обучены правилам пользования средствами пожаротушения и способам тушения пожара вблизи проводов контактной сети и воздушной линии электроснабжения в соответствии с действующими нормами пожарной безопасности.

Большое значение при  тушении пожаров на железнодорожном  транспорте имеют правильная организация  и тактика тушения пожаров  в подвижном составе различного назначения.

 

1.7 Организация  тушения пожаров в железнодорожных  тоннелях

Тушение пожаров в  железнодорожных тоннелях связано  с необходимостью проведения сложных работ по эвакуации и спасанию людей, привлечения большого количества сил и средств противопожарной службы и сложностью в управлении ими.

При пожарах в железнодорожных  тоннелях возможны:

- наличие большого  количества людей в вагонах;

- возникновении паники;

- быстрое распространение  огня и нагретых до высокой  температуры продуктов горения по составу поезда в стороны движения воздушного потока;

- трудность доступа  и сложность подачи огнетушащих  веществ;

- наличие электросетей  и энергооборудования, находящегося  под высоким напряжением.

При разведке пожара, кроме  выполнения общих задач, необходимо установить:

- местонахождения подвижного  состава и наличие в нем  людей;

- возможность использования  внутреннего пожарного водоснабжения,  а также специальных устройств,  систем вентиляции для предотвращения  распространения огня и продуктов горения.

При тушении пожара в  железнодорожных тоннелях РТП обязан:

- организовать оперативный  штаб на пожаре;

- разведку провести  несколькими разведывательными  группами в различных направлениях;

- немедленно организовать  эвакуацию и спасание людей,  используя для этого путевые, вентиляционные и другие тоннели;

- принять меры к  отключению силовых устройств,  установок и кабелей;

- для безопасной эвакуации  пассажиров, ограничения распространения  огня, удаления дыма определить  и организовать совместно со  службой сантехники необходимый режим вентиляции;

- для предотвращения  быстрого распространения пламени  по подвижному составу подавать  пену внутрь вагонов, организовав  вывод не горящих вагонов из опасной зоны;

- направлять одни отделения  для прокладки магистральных рукавных линий до разветвления, другие - для прокладки рабочих рукавных линий от рукавного разветвления до очага пожара и от внутреннего противопожарного.

Для тушения пожара в  подвижном составе, находящемся  в туннеле, подачу огнетушащих веществ к очагу горения организовать со стороны движения вентиляционного потока.На тушение пожара подавать ручные стволы «А» для защиты личного состава использовать водяные завесы в виде распыленных струй.

 

2 Меры по  предотвращению пожаров на железнодорожном  транспорте

Система предотвращения пожара включает в себя комплекс организационных мероприятий и технических средств.

К организационно-техническим  мероприятиям относятся: пожарно-профилактическое обслуживание, нормативно-техническая  работа, обучение населения правилам пожарной безопасности, а также противопожарная пропаганда.

Система противопожарной  защиты предназначена для быстрого обнаружения пожара, ограничения его развития, успешного тушения, защиты людей от воздействия опасных факторов и ограничения материального ущерба. Она также включает комплекс технических средств (систему обнаружения и извещения о пожаре, систему противодымной защиты, средства пожаротушения, конструкции объектов с регламентными пределами огнестойкости и горючестью и др.).

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро– и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками.

При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспла-меняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, неплотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе  необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

На локомотивах, дизель–  и электропоездах необходимо следить  за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особуюосторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в  рейс локомотивная и поездная бригада  обязаны тщательно проверить  наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

Средства связи железнодорожных  станций (информационная, диспетчерская, громкоговорящая и др.) должны использоваться для передачи информации о пожаре (аварийной ситуации), содержаться в исправном состоянии и быть доступными для работы в любое время суток. По согласованию с гарнизоном пожарной охраны МВД железнодорожная станция оборудуется прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи гарнизона.

Для обеспечения бесперебойной  работы пожарных подразделений при  тушении крупных пожаров на базе локомотивных депо станций 1-11 класса должны быть созданы пункты запаса пенообразователя из расчета 5-10 т в каждом пункте.

Депо по ремонту и  обслуживанию подвижного состава должны быть обеспечены пунктами (цехами) для производства ремонта, зарядки и испытания огнетушителей, а работники, осуществляющие зарядку и испытание огнетушителей, должны иметь специальную подготовку.

На складах жидкого  топлива и в пунктах экипировки запрещается:

курить, разводить костры, пользоваться факелами, керосиновыми, свечными, карбидными фонарями и другими источниками открытого огни;

производить заправку топливных  баков при работающих дизелях  на тепловозах и действующих форсунках на паровозах;

устанавливать при ремонте  резервуаров или трубопроводов  электрогазосварочные агрегаты (в том числе баллоны) ближе 20 м от места проведения огневых работ и выполнять огневые работы на расстоянии менее:

20 м от работающих  насосных по перекачке нефти и нефтепродуктов, от резервуаров с нефтепродуктами, канализационных колодцев и стоков, гидравлических устройств и мест утечки нефтепродуктов;

40 м при проведении  операции по наполнению (откачке)  резервуаров нефтепродуктами;

50 м от открытых  нефтеловушек и мест утечек газа и от эстакад, когда слива и налива нефтепродуктов не производится;

100 м от эстакад во  время слива и налива нефтепродуктов;

въезд на территорию склада жидкого топлива и пунктов  экипировки автомобилей, тракторов и другого механизированного транспорта допускается только при наличии специальных искрогасителей и средств пожаротушения.

эксплуатировать экипировочное  оборудование с наличием течи (подтеканий) и с неисправной предохранительной аппаратурой;

сливать нефтепродукты  при грозовых разрядах;

пользоваться металлическими предметами при открытии и закрытии крышек на цистернах и резервуарах, а также допускать установку  крышек без прокладок, оставлять открытыми люки резервуаров, сливные колодцы и лотки;

сливать загрязненное топливо  и отработанное масло в канавы, кюветы и другие непредусмотренные для этой цели места;

подогревать открытым огнем  емкости с сырой нефтью при  сливе из цистерны, а также отогревать промерзшие сливные клапаны и застывшие масла;

выполнять ремонт насосных агрегатов и трубопроводов во время их работы;

хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных  местах;

допускать посторонних  лиц в насосные станции, смазко-раздаточные, в зоны резервуарного парка и  пункты экипировки локомотивов;

Информация о работе Тушение пожаров на железнодорожном транспорте