Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:47, контрольная работа
Группы социально – экономических факторов составляют общественно- политические и социально- психологические. К организационно техническим факторам относят средства труда, технологию производства, организацию производства и управления. Природные факторы могут быть географическими, биологическими и климатическими.
Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей.
Вопрос 1. Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда.
Вопрос 2.Опишите и проанализируйте 1-2 известные Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека.
Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности:
Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире.
Существуют локальные и региональные опасности.
Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы.
Укажите примеры, подтверждающие проявление аксиомы в реальной жизни.
Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют отнести помещение к особо опасным по степени опасности поражения электрическим током если:
Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95%.
В данном помещении также имеется кирпичный пол.
Температура внутри помещения может повышаться до 400С.
На входе в помещение и вокруг него обустроен земляной пол.
Укажите последствия воздействия электрического тока на организм человека и методы защиты от поражения.
Тест 3. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:
Смоделировать процесс их возникновения и развития.
Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики.
Оценить возможные поражающие факторы.
Определить возможные масштабы последствий.
Укажите правильные ответы и поясните их.
Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это:
Система наблюдения за состоянием окружающей среды.
Система управления состоянием окружающей среды.
Система оценки состояний окружающей среды.
Система прогноза состояний окружающей среды.
Приведите примеры возможностей реализации мониторинга в сфере экономической безопасности государства.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Кафедра экономики и социологии труда
По дисциплине: Безопасность жизнедеятельности
Вариан №6
Москва
2008
Вопрос 1. Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда.
Вопрос 2.Опишите и проанализируйте 1-2 известные Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека.
Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности:
Укажите примеры, подтверждающие проявление аксиомы в реальной жизни.
Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют отнести помещение к особо опасным по степени опасности поражения электрическим током если:
Укажите последствия воздействия электрического тока на организм человека и методы защиты от поражения.
Тест 3. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:
Укажите правильные ответы и поясните их.
Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это:
Приведите примеры возможностей реализации мониторинга в сфере экономической безопасности государства.
Условия труда формируются под влиянием социально – экономических факторов. Группы социально – экономических факторов составляют общественно- политические и социально- психологические. К организационно техническим факторам относят средства труда, технологию производства, организацию производства и управления. Природные факторы могут быть географическими, биологическими и климатическими.
Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей.
Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Структурная схема терминов:
Труд, требующий большой мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.
Механизированная форма труда. Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.
Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством. Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков
Конвейерный труд. Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному источению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.
Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.
Умственный труд. Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.
Формы умственного труда:
Физический труд – характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.
Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.
Умственный труд – объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 - 3000 ккал в сутки.
Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 - 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 - 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.
Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.
Такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаётся предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов за оптимальные условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. К оптимальным относят условия труда на рабочих местах, где оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам; установлены и исправны требуемые средства защиты; средства инструктажа и обучения выполнены в соответствие с требованиями; оборудование исправно.
Характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Допустимые условия труда существуют там, где6 повреждены и неисправны средства защиты (ослабление отдельных крепежных деталей).
Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомства. Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вредности:
Характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Таблица 1.
Показатели напряженности трудового процесса |
Класс условий труда | |||
Оптимальный |
Допустимый |
Напряженный труд | ||
1 |
2 |
3.1 |
3.2 | |
1. Интеллектуальные нагрузки |
Отсутствует необходимость принятия решения |
Решение простых альтернативных задач по инструкции |
Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) |
Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии алгоритма |
1.1. Содержание работы | ||||
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
Восприятие сигналов, не требуется коррекция действий |
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций |
Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. 3аключительная Оценка фактических значений параметров |
Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности |
1.3. Степень сложности задания |
Обработка и выполнение задания |
Обработка, выполнение задания и его проверка |
Обработка, проверка и контроль за выполнением задания |
Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам |
1.4. Характер выполняемой работы |
Работа по индивидуальному плану |
Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности |
Работа в условиях дефицита времени |
Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат |
2. Сенсорные нагрузки |
25% |
26-50% |
51-75% |
более 75% |
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) | ||||
2.2. Плотность сигналов (звуковых световых) и сообщений в среднем за 1 час работы |
до 75% |
75-175% |
176-300% |
Более 30% |
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения |
до 5% |
6-10% |
11-25% |
Более 25 |
3. Нагрузка на зрительный анализатор. |
более 5 мм
|
5-10 мм более 50% 1-0.3 мм до 50% менее 0.3 мм до 25 % |
1-3 мм более 50% менее 0.3 мм 25-30% |
менее 0.3 мм более 50% |
3.1. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0.5 м), при длительности сосредоточенного наблюдения % (от времени смены) | ||||
3.2. Работа с оптическими приборами (микроскопы, луп и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения % от времени смены |
25% |
26-50% |
51-75% |
более 75% |
3.3. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену) |
до 2 |
2-3 |
3-4 |
более 4 |
4. Нагрузки на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) |
Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90% |
Разборчивость слов и сигналов от 90% до 70% |
Разборчивость слов и сигналов от 70% до 50% |
Разборчивость слов и сигналов менее 50% |
5. Эмоциональные нагрузки |
Несет ответственность за выполнение отдельных элементов задания |
Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий) |
Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания) |
Несет ответственность за окончательное функциональное качество (конечной продукции, задания) |
5.1. Степень ответственности | ||||
Значимость ошибки |
Влечет за собой дополнительные усилия со стороны работника |
Влечет за собой дополнительные усилия со стороны руководства (бригадиры, мастера и т. п.) |
Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) |
Влечет за собой Повреждение оборудования. Остановку технологического процесса и возможна угроза для жизни |
5.2. Степень риска для собственной жизни |
Исключена |
- |
- |
Вероятна |
5.2. Степень риска для жизни других лиц |
Исключена |
- |
- |
Вероятна |
6. Монотонность нагрузок |
более 10 |
9-6 |
5-3 |
менее 3 |
6.1. Число элементов (приемов) необходимых для выполнения простого задания или в многократно повторяющихся операциях | ||||
6.2. Продолжительность в сек. выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций |
более 100 |
100 - 25 |
24-10 |
менее 10 |
7. Режим работы |
||||
7.1. Фактическая продолжительность рабочего дня |
6-7 часов |
8-9 часов |
10-12 часов |
более 12 часов |
7.2. Сменность работы |
Односменная Работа (без ночной смены) |
Двухсменная Работа (без ночной смены) |
Трехсменная Работа (работа в ночную смену) |
Нерегулярная Сменность (работа преимущественно в ночную смену) |