Общее
количество инцидентов 2005 году по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года увеличилось на 30%.
По сравнению
с 2004 годом количество опасных сближений
уменьшилось и вышло на показатели
2001 - 2002 г.г., где количество опасных
сближений было также по одному.
В 2005 году
произошел ряд инцидентов, связанных
со срабатыванием БСПС из-за:
- нарушения
технологии работы диспетчера;
- недостаточного
контроля со стороны диспетчеров за выполнением
экипажами ВС установленной схемы выхода
из района аэродрома.
Общее
состояние безопасности полетов
при ОрВД в 2005 году, по материалам расследования
авиационных инцидентов, как и
в предыдущие годы, определялось, в
основном, следующими факторами:
- нарушение
технологии работы диспетчерами;
- недостаточный
контроль со стороны руководителей полетов
и руководящего состава за организацией
работы диспетчерских смен;
- нарушение
требований правил и фразеологии радиообмена;
- неправильный
расчет продольных интервалов при следовании
ВС на одном эшелоне с различными скоростными
характеристиками;
- непринятие
мер по информированию экипажей ВС при
ухудшении метеорологической дальности
видимости на аэродроме.
Повторяемость
причин инцидентов при ОрВД говорит
о недостатках в работе руководящего
состава органов ОВД, в части
организации работы дежурных смен,
подготовки диспетчеров, позволяющей
приобретать им навыки грамотного разрешения
конфликтных ситуаций.
Профилактическая
работа по результатам расследований
АП и инцидентов
Работа
по профилактике авиационных происшествий
и инцидентов в 2005 году включала в
себя:
- анализ рекомендаций
комиссий по расследованию авиационных
происшествий и инцидентов, принятие мер
по реализации рекомендаций комиссий;
- оценку эффективности
ранее принятых профилактических мероприятий
и их корректировку с учетом накопленного
опыта;
- работу по
систематизации рекомендаций комиссий
с анализом недостатков в функционировании
авиационно-транспортной системы, приведших
к АП и серьезным инцидентам, с целью разработки
более эффективных профилактических мероприятий;
- принятие
мер по организации выполнения рекомендаций
заключений Государственного Центра "Безопасность
полетов на воздушном транспорте", выпускаемых
по результатам исследований причин отказов
авиационной техники и анализа информации
средств объективного контроля;
- контроль
за качеством проведения расследований
инцидентов комиссиями территориальных
управлений государственного авиационного
надзора и авиапредприятий;
- выпуск оперативной
информации с указанием неотложных мероприятий
по обеспечению безопасности полетов,
необходимость реализации которых возникла
при получении первых результатов расследований
авиационных происшествий и инцидентов;
- проведение
проверок обеспечения безопасности полетов
в территориальных управлениях и авиапредприятиях;
- подготовка
приказов, распоряжений и заключений по
результатам расследования авиационных
происшествий и серьезных инцидентов.
Профилактические
мероприятия разрабатывались на
основе анализа результатов расследования
авиационных событий и рекомендаций
комиссий по расследованию.
Анализ
материалов расследования авиационных
происшествий свидетельствует, что
подавляющее большинство из них
связано с недостатками в деятельности
летного состава и явились
следствием:
- частичной
утраты профессиональных навыков и, как
следствие, неспособности справиться
с нестандартной ситуацией в полете;
- неудовлетворительного
взаимодействия в экипаже;
- нарушений
правил выполнения полетов, особенно в
горной местности;
- выполнения
полетов при погоде хуже установленного
минимума;
- нарушений
правил эксплуатации авиационной техники;
- превышения
допустимой полетной массы ВС;
- недостаточной
предполетной и (или) предпосадочной подготовки
и, как следствие этого, принятия необоснованных
решений при планировании и осуществлении
полета;
- ошибочные
действия при попадании в условия, существенно
ограничивающие видимость в полете (снежный
вихрь, погодные условия хуже прогнозируемых).
Рекомендации
комиссий по расследованию авиационных
происшествий в основном были направлены
на необходимость:
- изучения
причин авиационных происшествий в территориальных
управлениях и авиапредприятиях;
- устранения
выявленных при расследовании недостатков
в деятельности конкретных авиапредприятий;
- повышения
требований, предъявляемых к личному составу;
- проведения
с личным составом занятий по изучению
особенностей эксплуатации воздушных
судов, выполнения полетов в особых условиях,
при выполнении авиационных, поисково-спасательных
и аварийно-спасательных работ;
- внесения
изменений и уточнений в эксплуатационную
документацию и проведение доработок
изделий авиационной техники.
Большинство
из предложенных комиссиями по расследованию
АП рекомендаций после их анализа
в управлениях и научно-исследовательских
организациях ГА были рекомендованы
к реализации в Распоряжениях
руководителя Ространснадзора, Заключениях
Управления инспекции по безопасности
полетов и информациях по безопасности
полетов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации
работы по повышению уровня безопасности
полётов, предотвращению авиационных
происшествий и инцидентов обеспечить
реализацию следующих мероприятий:
- на всех уровнях
активизировать работу инспекторских
органов контролю за соблюдением авиакомпаниями
и аэропортами установленных требований
при организации, обеспечении и производстве
полётов;
- на постоянной
основе осуществлять мероприятия по выявлению
и пресечению фактов незаконной деятельности
в области авиации общего назначения;
- повысить
требовательность к качеству расследований
авиационных событий, при этом обратить
внимание на правильность их классификации,
обязательность отправки оперативной
информации об инцидентах КБ - разработчикам
ВС и авиадвигателей, практиковать проведение
исследований отказавших изделий в научных
организациях, ремонтных предприятиях
и других организациях, имеющих соответствующие
возможности;
- обеспечить
контроль за соответствием уровня профессиональной
подготовки лётного состава допуску к
выполнению полётов в ожидаемых районах
и условиях;
- обеспечить
действенный контроль, с использованием
комплексного и профессионального анализа
данных средств сбора полетной информации
командно-инструкторским составом авиапредприятий,
за безусловным выполнением экипажами
своих профессиональных обязанностей
по соблюдению установленных требований
при подготовке и производстве полетов.
При этом оценивать подготовленность
экипажей к приборному пилотированию
воздушных судов в СМУ на заключительном
этапе полёта, способность анализировать
пространственное положение ВС при прохождении
ВПР и метеоусловия при принятии решения
на производство посадки. Обращать внимание
на выполнение, с необходимой точностью,
траекторий движения при маневрировании
ВС в районе аэродрома и зонах с интенсивным
воздушным движением, соблюдение требований
по выдерживанию вертикальных скоростей
для предупреждения срабатывания БСПС,
а также соблюдение установленных требований
по поддержанию допусков к выполнению
визуальных заходов на посадку и по категорированным
минимумам;
- при контроле
за выполнением полётов ВС на авиационных
работах обращать внимание на правильность
принятия решения на вылет и на обоснованность
продолжения полёта в СМУ, особенности
взаимодействия с органами ОрВД в районах
с неустойчивой радиосвязью;
- обратить
особое внимание лётного состава, выполняющего
полёты на вертолётах, на особенности
производства полётов в переходные периоды
"осень-зима" "зима-весна" на
площадки, подобранные с воздуха;
- при проведении
сезонных подготовок с лётным составом
изучить вопросы, связанные с оценкой
параметров взлёта ВС, принятием решения
на вылет с учётом внешних условий на аэродромах
вылета, назначения и запасных;
- обратить
внимание специалистов аэродромных служб
на объективность оценки состояния искусственных
и грунтовых ВПП, соблюдение правил замера
коэффициентов сцепления, своевременность
нанесения и восстановления разметки
на ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок.
Заключение
Катастрофа
самолета ТУ-134А № 65675 произошла в
следствие невыполнения командиром
ВС и вторым пилотом требований НПП
ГА-85 по уходу на второй круг с высоты
принятия решения до минимально допустимой
согласно РЛЭ при попадании в
условия ухудшенной видимости и
отсутствие надежного визуального
контакта с огнями приближения, не выдерживания
заданных параметров снижения, что
привело к непосадочному положению
самолета при заходе на посадку ночью,
с выключенными фарами, в результате чего
самолет грубо приземлился левее ВПП с
перегрузкой, превышающей допустимую,
разрушился и загорелся.
Катастрофе
сопутствовали нарушения требований
НПП ГА-85 и НСД ГА-81 руководителем
полетов, который не организовал
метеорологическое и радиотехническое
обеспечение данного полета при
смене рабочего старта, чем лишил
экипаж возможности контролировать
положение самолета относительно курса
и глиссады по показаниям приборов
в кабине, и работников АМСГ осуществлять
метеорологические наблюдения с
курсом посадки.
Литература
- Сохацкий
В.Я., Зворыгин И.Л. Безопасность полетов:
Методические указания к контрольной
работе / С-Пб: ОЛАГА, 1992г.
- Кузнецов
В.А. Анализ качества выполнения посадки
и оценка перегрузки, действующей на конструкцию
ВС (по данным регистраторов К3-63 и МСРП-12-96);
Методические указания/ Актюбинск: АВЛУГА,
1985г.
- Балясников
В.В., Никулин Н.Ф. Система обеспечения
БП: Учебное пособие / Академия ГА. С-Пб
1995г.
- Методические
рекомендации и уточненные критерии оперативной
оценки величины перегрузок при приземлении
самолетов.-М.: Гос- НИИГА, 1984.
- Курс учебно-летной
подготовки пилотов на самолете ТУ-134,
- М. Воздушный транспорт, 1981г.
- Руководство
по летной эксплуатации самолета ТУ-134.
Издание 2-е, М. Воздушный транспорт, 1980г.
- В.И. Жулев,
В.С. Иванов. Безопасность полетов летательных
аппаратов: (Теория и анализ).- М. Транспорт,
1986г.
- Кузнецов
В.А., Чугунов В.И. Альбом методических
материалов к изучению основных АП в транспортной
ГА СССР в 1982-1988г. / С-Пб,; Академия ГА, 1998г.
Балясников В.В.,
Никулин Н.Ф. и др. Обеспечение
безопасности полетов в ГА: Методические
указания по изучению курса. Л,; ОЛАГА,