Международное сотрудничество
С 1989 года нашей страной
прилагаются значительные усилия по
привлечению международных организаций,
зарубежных правительств, фирм, компаний,
неправительственных структур, а
также политиков, деятелей науки
и культуры, простых граждан к
национальным мероприятиям по преодолению
последствий чернобыльской катастрофы.
Наиболее весомыми и значимыми
международными документами по международному
чернобыльскому сотрудничеству являются
резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН (ГА ООН).
Впервые чернобыльский вопрос
был поднят в сентябре 1989 года, когда
глава делегации БССР информировал
44-ю сессию Генеральной Ассамблеи
о последствиях чернобыльской катастрофы
и официально обратился к мировому
сообществу за содействием и помощью.
Резолюция следующей сессии 45/190
явилась первым документом, заложившим
основы международного сотрудничества
по чернобыльской проблематике. Впоследствии
"чернобыльские" резолюции принимались
на пленарных заседаниях 46, 47, 48, 50, 52,
54, 56, 58 и 60-ой сессий ГА ООН.
Признанием актуальности
поднимаемых проблем стало соавторство
по проекту резолюции 60-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН со
стороны 69 государств - это самое
большое число соавторов резолюций
Генеральной Ассамблеи по Чернобылю
за последние тринадцать лет.
С целью преодоления последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС
помощь нашей стране была оказана
со стороны организаций системы
ООН, по линии программы ТАСИС
Европейского Союза, по линии Гуманитарного
офиса ЕС. Чернобыльская тематика
включена в программу технического
сотрудничества МАГАТЭ и страновую
программу ПРООН для Беларуси.
Весьма активно развивается
сотрудничество с неправительственными
организациями зарубежных стран. По
линии общественных структур ежегодно
в Республику Беларусь поступало
и продолжает поступать иностранной
безвозмездной помощи в виде товаров
на сумму порядка 50 млн. долл. США (в
основном из Германии, Канады, Италии,
КНР, Японии и ряда других стран).Необходимо
отметить, что международное чернобыльское
сотрудничество в 90-х гг. не принимало
системного характера.
В феврале 2002 года миссией
ООН был представлен доклад "Гуманитарные
последствия аварии на ЧАЭС. Стратегия
реабилитации", одной из главных
составляющих которого стали рекомендации
об изменении приоритетов международного
чернобыльского сотрудничества.Стратегия,
рассчитанная на десять лет, предусматривает
переход от чрезвычайной гуманитарной
помощи к оказанию содействия устойчивому
развитию пострадавших территорий. В
настоящее время стратегические
предложения миссии ООН находят
свою практическую реализацию в инициативах
ВОЗ, ПРООН, МАГАТЭ, других учреждений
ООН, программы ТАСИС Европейского
Союза.
Реагируя на призывы ООН,
экспертами Всемирного банка был
подготовлен документ "Беларусь:
Обзор последствий аварии на Чернобыльской
АЭС и программ по их преодолению",
в котором предложен комплекс
рекомендаций Правительству Беларуси.
Осуществление указанных мероприятий
планируется за счет кредитных средства
Всемирного банка. В настоящее время
закончена подготовка 1-го этапа
совместного кредитного проекта
Республики Беларусь и Всемирного банка
по социально-экономической реабилитации
районов, пострадавших от катастрофы на
Чернобыльской АЭС, касающегося
проведения мероприятий по повышению
энергоэффективности энергосбережения
и газификации (50 млн. долл. США). На втором
этапе планируется проведение мероприятий
по оптимизации водоснабжения в
пострадавших районах.
Несколько лет назад начали
свою работу новые чернобыльские
инициативы - Международная научно-исследовательская
и информационная сеть по Чернобылю
под эгидой ООН и Международный
форум по Чернобылю под эгидой
МАГАТЭ.
Осуществляет свою деятельность
международная программа нового
поколения "Сотрудничество для реабилитации
в регионах, пострадавших в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС",
которая направлена на устойчивое повышение
уровня жизни населения и создание
условий его безопасного проживания
в четырех районах (Славгородском,
Чечерском, Брагинском и Столинском),
пострадавших в результате катастрофы
на Чернобыльской АЭС. Реализация Программы
CORE основана на принципах сотрудничества,
межотраслевой интеграции, повышения
социальной и экономической активности
населения. Со времени начала реализации
Программы CORE было одобрено 105 проектов.
Вклад национальных и международных
партнеров составил более 3,5 миллиона
евро.
Удалось добиться инициирования
рядом депутатов Европарламента
письменной декларации о необходимости
принятия Евросоюзом действий по оказанию
помощи пострадавшим от чернобыльской
катастрофы регионам, в частности
по медицинской помощи.Чернобыльское
направление сотрудничества стало
одним из приоритетных в деятельности
Еврокомиссии, что отражается закреплением
этой тематики в Национальной программе
действий для Беларуси и проекте
Стратегии партнерства с Беларусью
в рамках программы ТАСИС. В качестве
ключевых элементов сотрудничества
названы участие в программе "Сотрудничество
для реабилитации", а также
изучение медицинских последствий
аварии для определения реальной
ситуации и потребности в помощи.
Значительный импульс
международному сотрудничеству в этой
области придала Международная
конференция "Чернобыль 20 лет спустя.
Стратегия восстановления и устойчивого
развития пострадавших регионов", которая
проходила 19-21 апреля 2006 г. в Минске
и Гомеле.
На конференции обобщен
опыт преодоления последствий чернобыльской
катастрофы, обсуждены результаты научных
исследований, эффективность предпринятых
и предпринимаемых мер, выработаны
рекомендации, определяющие стратегию
действий по преодолению последствий
аварии на Чернобыльской АЭС на последующее
десятилетие.
Заключение
Основываясь на данных анализа
социально-экономического развития территорий
Могилевской области, пострадавших
от аварии на Чернобыльской АЭС, а
можно сделать следующее заключение:
1. Реабилитация территорий
Могилевской области, пострадавших
от Чернобыльской катастрофы, продолжает
осуществляться в соответствии
с принятой Государственной программой
Республики Беларусь по минимизации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС на 2006-2010 2006-2010 гг. В ходе ее
реализации на загрязненных территориях
области продолжаются вестись
работы по:
- радиационной защите
населения, проживающего в условиях
постоянного воздействия малых
доз радиации, сохранению здоровья
пострадавших, решению проблем реабилитации
загрязненных территорий;
- реализация комплекса
мер по жизнеобеспечению населения
на загрязненных территориях
в соответствии с социально-экономическими
и радиационными паспортами;
- проведению радиационного
мониторинга и снижению неблагоприятных
экологических последствий катастрофы;
- использованию мирового
опыта и организации международного
сотрудничества по проблемам
негативных последствий катастрофы;
- совершенствованию экономического
механизма социально-экономической
реабилитации пострадавших территорий
области.
2. Учитывая правовой режим
территорий Могилевской области,
подвергшихся радиоактивному загрязнению,
одновременно в масштабе областного
региона проводится комплекс
мероприятий, направленных на
снижение негативного воздействия
указанных зон на другие территории
и наличное население.
3. Всю практическую работу
по формированию и реализации
политики реабилитации территорий
области, пострадавших от последствий
Чернобыльской катастрофы, осуществляют
в основном местные органы
власти и Министерство по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь.
4. В целом весь механизм
социально-экономической реабилитации
пострадавших территорий области
формируется в рамках построения
гражданского общества, социально
ориентированного рыночного хозяйства
и правового государства. Он
включает важнейшие политические
институты, государственные общественные
структуры, субъекты хозяйствования,
взаимодействующие в проведении
социально-экономической и экологической
политики. Более того, экономический
механизм реабилитации постепенно
переходит на согласованное принятие
решений, включая экологический
фактор как важнейший критерий
оценки их эффективности.
5. С организационной точки
зрения новый экономический механизм
социально-экономической реабилитации
пострадавших территорий области
требует положительного решения
следующих проблемных вопросов:
- четкое определение круга
лиц, нуждающихся в государственных
социальных гарантиях, и разграничение
в связи с этим социального
страхования и социальной помощи»
что будет способствовать уменьшению
иждивенческих настроений в обществе;
- введение нового механизма
финансирования социальной сферы,
обеспечивающего переход от государственного
иждивенчества к социальному
партнерству;
- повышение значимости
заработной платы в составе
доходов населения в пострадавших
районах, восстановив роль минимальной
заработной платы как важнейшего
социального норматива; одновременно
с этим довести рост реальных
доходов населения до 5-6 % в среднем
каждый год;
- постепенное сближение
минимальных размеров оплаты
труда, пенсий, стипендий, пособий
и других фиксированных доходов
населения с прожиточным минимумом
на основе опережающего их
роста по сравнению с ростом
цен;
- содействие росту доходов
населения от индивидуальной
занятости и предпринимательской
деятельности их в пострадавших
районах;
- освобождение от обложения
подоходным налогом доходы граждан
в пределах черты малообеспеченности;
- оказание конкретной
помощи беднейшим слоям населения
в пострадавших районах, предусмотрев
создание системы центров социальной
помощи, льготных и бесплатных
столовых, бань, прачечных, всемерное
расширение благотворительной деятельности;
- разработка и повышение
стимулирующей роли Единой тарифной
сетки (специально для пострадавших
районов) в регулировании оплаты
труда работников, финансируемых
и дотируемых за счет средств
бюджета;
- постоянная корректировка
направленности программы адресной
помощи отдельным категориям
населения через сельские Советы
пострадавших районов;
- создание посредством
науки методологической и методической
основы постоянного совершенствования
законодательной и другой нормативной
базы на единой концептуальной
основе для пострадавших территорий.
Ввиду особой остроты экологических
проблем на всей территории Могилевской
области, все инвестиционные проекты
должны иметь выраженную экологическую
направленность, способствовать оздоровлению
окружающей среды и в обязательном
порядке проходить принятую международными
организациями экологическую экспертизу.
6. Решая задачи социально-экономической
помощи и, прежде всего, задачи
саморазвития пострадавших территорий
в предстоящем будущем, необходимо
признать пострадавшие районы
области частью единого рыночного
пространства и принять такие
меры, чтобы уравнять их конкурентоспособностью,
вызванной спецификой загрязнения,
с предприятиями чистых регионов
при прочих равных условиях.
7. Полная реализация мероприятий
социального характера на загрязненных
территориях области предполагает,
по мнению автора, установление
особого порядка налогообложения
как льготного, так и исключающего
использование каких-либо налогов.
В частности:
- должна быть решена
задача законодательного регулирования,
финансирования здравоохранения
из негосударственных источников,
направленная на обеспечение
лечебно-профилактической помощи
населению пострадавших районов;
- учитывая, что промышленные
предприятий загрязненных зон
Могилевской области более всего
нуждаются в оснащении экологически
чистыми технологиями, представляется
целесообразней включить их в
число приоритетов в вопросах
предоставления долгосрочных кредитов
на цели приобретения новой
техники и технологий);
8. Что касается приемлемых
технологий для аграрного сектора
экономики загрязненных зон области,
то в перспективе вида работ
в сельском хозяйстве, требующих
прямых государственных инвестиций,
должны быть следующие:
а) выведение новых сортов
сельскохозяйственных культур и
разработка новых технологий производства;
б) развитие семеноводства
как отрасли обеспечивающей наименьшее
содержание радионуклидов в конечной
продукции;
9. Чтобы в целом приблизить
финансирование радиационной зоны
к решению конкретных локальных
задач по реабилитации всех
пострадавших территорий области
необходимо формировать специальные
фонды на местах. В качестве
представителей этих фондов должны
выступать органы местного управления,
самоуправления и территориально-оздоровительные
профсоюзы.
При успешной реализации этих
и других предложений пострадавшие
территории Могилевской области
смогут стать вровень с остальными
регионами республики и динамично
развиваться.