Чрезвычайные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:57, доклад

Краткое описание

Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие, настроение, и т.д. Следовательно, не только специалистам в этой области, но и каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.

Содержание

Введение……………………………………………............................................2
Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности……………………………………………………………………….... 3 - 8
Функционирование объектов экономики в условии чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………...8 - 11
Заключение……………………………………………………………………... 12
Список использованной литературы………………………………………......13

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………............................................2

Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности……………………………………………………………………….... 3 - 8

Функционирование  объектов экономики в  условии чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………...8 - 11

Заключение……………………………………………………………………... 12

Список использованной литературы………………………………………......13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием  в определении социального статуса  человека. Кроме этого от характера  и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят  физическое и психическое состояния  человека: его самочувствие, настроение, и т.д. Следовательно, не только специалистам в этой области, но и каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить  режим труда и отдыха, чтобы  увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.

Но этого недостаточно знать  для полномерного ведения трудовой деятельности. Так как на человека оказывает огромное воздействие  и условия, в которых он трудится.

Они влияют также и на результаты производства– производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.

Улучшение условий труда и его  безопасности приводит к снижению производственного  травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций  за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой  работы(временной и постоянной нетрудоспособности),на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда.

Чрезвычайная ситуация –  состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни  и здоровью, наносится ущерб имуществу  населения, народному хозяйству  и окружающей природной среде. Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02 – 94).

Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационной, химически, биологически, пожаро- взрывоопасных производств и технологий. В России таких производств насчитывается около 45 тысяч.

 

 

Основы физиологии труда и рациональные условия  деятельности.

Рассмотрим для начала, что такое физиология труда.

Физиология труда –  это наука, изучающая изменения  функционального состояния организма  человека под влиянием его трудовой деятельности, и обосновывающая методы и средства организации трудового  процесса, направленные на поддержание  высокой работоспособности и  сохранение здоровья работающих. Она включает в себя основные задачи, такие как:

    • Исследования физиологических параметров организма человека при различных видах работ;
    • Изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;
    • Разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости , сохранение здоровья и высокой работоспособности в течении продолжительного времени.

 

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который  вовлекаются все органы и системы  человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная  нервная система (ЦНС), обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при  выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС – головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система – нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот. Кроме того , есть вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма  на поступление раздражения рецепторов , осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом (раздражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон, из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным ( или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения попадают к мышцам и вызывают их сокращение или расслабление.

Все рефлексы разделяются  на две большие группы:

    • Безусловные – рефлексы низших отделов ЦНС, которые передаются организму наследственно.
    • Условные – корковые рефлексы, возникающие под действием материальных условий среды.

Образование условных рефлексов  есть функция коры головного мозга.

Наиболее общими особенностями  условно – рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда являются:

    1. Осознанность цели трудовой деятельности – стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;
    2. В процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только на физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком  во время трудовой деятельности, это  внешние проявления сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной  системы.

Нервная система выполняет  две основные функции:

    1. Обеспечивает нормальное взаимодействия организма с окружающей средой;
    2. Объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде  является зрение. Человек получает до 80% всей информации через зрительный анализатор. Восприятие визуальной формы ограничено пределами поля зрения (пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и головы. В пределах  угла зрения 30 – 400 условия для видения оптимальны.) Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, снабжен естественной защитой (рефлекторно закрывающиеся веки, слезная жидкость, ресницы). Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Человеческое ухо состоит  из трех основных частей:

    1. Наружное ухо;
    2. Среднее ухо;
    3. Внутреннее ухо.

Возбуждение нервных окончаний  слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука. Слуховой анализатор обладает высокой  чувствительностью , позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, отмечать изменения интенсивности и частому составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат  позволяет осуществлять трудовую деятельность человека, он состоит из:

    • Костно - опорного  аппарата( кости, суставы, сухожилия);
    • Скелетных и речевых мышц;
    • Двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Функции ДА:

    • Является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудие труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда;
    • Входит в состав рабочего механизма речи и мышления;
    • Заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую;
    • Является источником мощных нервных импульсов.

Существуют две особенности  устройства  человеческого организма:

    1. Небольшое количество кинематических пар;
    2. Возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда постоянно  меняются в процессе ускорения научно – технического прогресса. Вместе с  тем труд остается первым, основным условием существования человека.

В настоящее время различают  следующие основные формы труда :

    • Формы труда, требующие значительной мышечной энергии;
    • Механизированные формы труда;
    • Формы труда, связанные с частично автоматизированным и автоматизированным трудом;
    • Групповые формы труда – конвейерные;
    • Формы труда связанные с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд):
      1. Операторский
      1. Управленческий
      2. Творческий
      3. Медицинских работников
      4. Преподавателей
      5. Учащихся студентов.

1.Формы труда , требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют значительных затрат  в сутки – от 17 до 25 МДж (4000 – 6000 Ккал).Напряженный физический труд , стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет ряд недостатков (Неэффективность, связанная с низкой производительностью, и необходимостью перерывов на восстановление физических сил.

2.Механизированные формы  труда. При этих формах труда  энергетические затраты рабочих  в сутки 12,5 – 17МДж (3000 – 4000 Ккал). Механизация труда позволяет уменьшить характер мышечных нагрузок и усложнить программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой при этом информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с  автоматизированным производством.  При данной форме труда человек  исключается из процесса непосредственной  обработки предмета труда, который  целиком выполняют механизмы .Характерные черты этих форм труда – монотонность, высокие темп и ритм работы, нервная напряженность. При автоматизированных формах труда от работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок.

4. Групповые формы труда  – конвейерные. Особенности данной  формы – разделение  общего  процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера. При конвейерной форме требуются соответствующие темп и ритм работы. Чем проще содержание операции, тем меньше работник тратит времени на нее и тем монотоннее работа. Одно из отрицательных последствий конвейерного труда – монотония, которая выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

5. Формы труда, связанные  с управлением производственными процессами и механизмами (умственный труд). С точки зрения физиологии различают две основные формы управления производственными процессами : в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других – редких.

Умственный (интеллектуальный ) труд представлен профессиями , относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.), и профессиями вне материального производства ( ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд заключается  в переработке и анализе большого объема разнообразной информации , а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют всего 10 – 11,7 МДж (2000 – 2400 Ккал).

Информация о работе Чрезвычайные ситуации