Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:54, реферат
Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.
Введение 3
Глава I 3
Определение чрезвычайной ситуации (ЧС) 3
Техногенные ЧС 3
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России 4
Глава II 12
Группы и виды техногенных ЧС 12
Аварии на транспорте. Виды. 13
Пожары и взрывы 21
Аварии с выбросом АХОВ 23
Авария с выбросом радиоактивных веществ 26
Аварии с выбросом биологически опасных веществ 28
Обрушение зданий, сооружений 31
Аварии на электроэнергетических системах 32
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения 33
Аварии на очистных сооружениях 35
Гидродинамические аварии 35
Глава III 37
Статистика техногенных чрезвычайных ситуаций в России за 2011 год 37
Заключение 43
Список литературы 44
______________________________
Безопасность жизнедеятельности
РЕФЕРАТ
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды.
выполнила
студентка курса группы
Москва
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава I 3
Определение чрезвычайной ситуации (ЧС) 3
Техногенные ЧС 3
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России 4
Глава II 12
Группы и виды техногенных ЧС 12
Аварии на транспорте. Виды. 13
Пожары и взрывы 21
Аварии с выбросом АХОВ 23
Авария с выбросом радиоактивных веществ 26
Аварии с выбросом биологически опасных веществ 28
Обрушение зданий, сооружений 31
Аварии на электроэнергетических системах 32
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения 33
Аварии на очистных сооружениях 35
Гидродинамические аварии 35
Глава III 37
Статистика техногенных чрезвычайных ситуаций в России за 2011 год 37
Заключение 43
Список литературы 44
Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
По происхождению ЧС подразделяются на антропогенные и природные. По Причинно-следственному признаку на бесконфликтные ЧС и конфликтные ЧС. Рассматриваемые мною техногенные чрезвычайные ситуации относятся к классу антропогенных бесконфликтных ЧС.
ЧС техногенного характера (техногенная ЧС) – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может привлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Авария – это опасное техногенное происшествие, приводящее к остановке работы машины (механизма, предприятия) и требующее ремонта или замены, создающее на объекте (территории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к уничтожению материальных ценностей и наносящее ущерб окружающей природной среде.
Катастрофа – крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.
Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России.
Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.
2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"
В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.
За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.
12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"
Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.
Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.
4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом
Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.
24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН
Пожар в одном из корпусов
общежития Российского
14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"
В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.
Среди основных версий обрушения,
которые рассматривались
23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка
Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации
Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.
Проектировщиком перекрытий
рынка являлся Нодар Канчели,
конструктор "Трансвааль-парка",
крыша которого обрушилась двумя
годами ранее. Комиссия установила, что
крыша рынка обрушилась из-за обрыва
одного из тросов-вантов, на которых
она держалась. А сам обрыв
стал следствием нескольких причин, среди
которых была коррозия ванта и
внеплановая перестройка
19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"
Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".
Губернатор области Аман
Тулеев заявил, что в день аварии
на шахте устанавливалось
14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми
Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.
Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.
17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.
Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.
Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".
5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"
Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу
Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.
Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.
9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"
На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.
В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.
Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.
10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге
Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.
Информация о работе Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: группы и виды.