Шпаргалки по "Гражданскому обществу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Гражданскому обществу"

Вложенные файлы: 1 файл

bilety_po_obschestvu_10_klass.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

Материальная культура

Духовная культура

связана с производством и освоением предметов и явлений мира, с изменением физической природы человека:

  • материально-технические средства труда;
  • коммуникация;
  • культурно-бытовые сооружения;
  • производственный опыт;
  • умения и навыки людей…

совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению:

  • наука;
  • искусство;
  • религия;
  • мораль;
  • политика;
  • право…

-возникает на основе практической деятельности

зависят от потребностей общества и человека.


Основные функции культуры

Наименование функции

Её содержание

Познавательная

формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

дифференциация ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная)

формирование системы норм и требований общества ко всем людям во всех сферах жизни общества (нормы морали, права, поведения)

Информативная

передача и обмен знаниями, ценностями, опытом поколений

Коммуникативная

сохранение, передача, тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение

Социализация

усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению; самосовершенствование


 

Элементы духовной сферы  жизни общества

Мораль

Наука

Искусство

Религия

Право

Духовная жизнь охватывает нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое и правовое сознание


Структура духовной жизни общества

духовные потребности

духовная деятельность

(духовное производство)

духовные ценности

(блага)

объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

производство сознания в особой форме, осуществляемое специализированными группами, занятыми квалифицированным трудом

- идеи, теории, духовные ценности;

- духовные общественные  связи;

- сам человек как существо  духовное

Социализация личности

Цель: воспроизводство общественного сознания в его целостности

(наука, искусство, религия)

Особенности:

- продукт: реальные образования;

- всеобщий характер потребления

Основные формы

Элитарная

Народная

Массовая

создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами

создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

концертная, эстрадная музыка, поп-культура, китч без различения классов, наций…

Разновидности культуры

Субкультура

Контркультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе:

  • женская
  • детская
  • молодежная

профессиональные:

  • научное сообщество
  • современный бизнес и др.

досуговые:

  • по предпочитаемым занятиям в свободное время

религиозные

этнические

криминальные

-оппозиция или альтернатива  по отношению к господствующей  в обществе культуре:

  • панки;
  • битники;
  • хиппи;
  • левые радикалы;
  • андеграунд…

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

  • утверждает простые и понятные представления о мире людей, взаимоотношениях, образе жизни;
  • позволяет лучше ориентироваться в современном мире;
  • её произведения обращены непосредственно у читателю, слушателям, зрителю;
  • учитывают запросы, потребности многих людей;
  • отличительная черта – демократичность;
  • имеет свои вершины (высокое искусство): литературные, музыкальные, кинематографические и т.д.
  • снижает общую планку духовной культуры общества, т.к.потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;
  • ведет к стандартизации образа жизни, образа мыслей миллионов людей;
  • рассчитана на пассивное потребление;
  • насаждает мифы в сознании людей (миф простого парня, миф Золушки);
  • формирует искусственные потребности через массовую рекламу;
  • навязывает представления и предпочтения через современные СМИ

 

 

 

 

 

Б.  -  7    Социальные институты общества

Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Характерные черты социального института:

  • организуют человеческую деятельность, в которой существует набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные типы поведения (школа: роли учителя и ученика, семья: родители и дети);
  • он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;
  • институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;
  • социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания более или менее успешно выполняются;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Каждый социальный  институт   имеет:

  • более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;
  • набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;
  • систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;
  • конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Виды институтов:

  • Экономические институты (направлены на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества, процесса производства и распределения благ и услуг)

- промышленные предприятия, фирмы, объединения и организации;

- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.

  • Институты семьи и образования 

(обеспечивают воспроизводство и развитие членов общества);

           - семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;

            - образовательные учреждения разных  типов (ясли и детские сады, школы,

             колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения   

             дополнительного образования и т.д.)

  • Политические институты (установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами)

     - органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…

  • Культурные институты (обеспечивают сохранение духовных ценностей)

            - дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные

              организации о движения.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.

В социологии выделяют формальные и неформальные институты.

Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).

В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.

 

Таким образом, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. – 8 Виды человеческих знаний. Научное познание

Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Знание употребляется в разных смыслах:

  • как способности, умения, навыки;
  • как познавательно значимая информация;
  • как особая познавательная единица.

Виды знания

Житейское

- носит эмпирический характер;

- основан на здравом  смысле и обыденном сознании;

- является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений

Научное

- основано на понимание  действительности в её прошлом, настоящем, будущем;

- достоверное обобщение  фактов;

- предвидение различных  явлений

Практическое

- овладение вещами;

- преобразование мира

Художественное

- целостное отображение  мира и человека в нем;

- строится на образе, а  не на понятиях

Рациональное

- отражение реальности  в логических понятиях и категориях;

- связано с рациональным  мышлением

Иррациональное

- предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности

Информация о работе Шпаргалки по "Гражданскому обществу"