Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Гражданскому обществу"
Материальная культура |
Духовная культура |
связана с производством и освоением предметов и явлений мира, с изменением физической природы человека:
|
совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению:
-возникает на основе практической деятельности |
зависят от потребностей общества и человека. |
Основные функции культуры
Наименование функции |
Её содержание |
Познавательная |
формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная |
дифференциация ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) |
формирование системы норм и требований общества ко всем людям во всех сферах жизни общества (нормы морали, права, поведения) |
Информативная |
передача и обмен знаниями, ценностями, опытом поколений |
Коммуникативная |
сохранение, передача, тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение |
Социализация |
усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению; самосовершенствование |
Элементы духовной сферы жизни общества
Мораль |
Наука |
Искусство |
Религия |
Право |
Духовная жизнь охватывает нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое и правовое сознание |
Структура духовной жизни общества
духовные потребности |
духовная деятельность (духовное производство) |
духовные ценности (блага) | |
объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности |
производство сознания в особой форме, осуществляемое специализированными группами, занятыми квалифицированным трудом |
- идеи, теории, духовные ценности; - духовные общественные связи; - сам человек как существо духовное | |
Социализация личности |
Цель: воспроизводство общественного сознания в его целостности (наука, искусство, религия) |
Особенности: - продукт: реальные образования; - всеобщий характер потребления | |
Основные формы | |||
Элитарная |
Народная |
Массовая | |
создается привилегированной частью общества, либо по заказу профессиональными творцами |
создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
концертная, эстрадная музыка, поп-культура, китч без различения классов, наций… | |
Разновидности культуры | |||
Субкультура |
Контркультура | ||
часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе:
профессиональные:
досуговые:
религиозные этнические криминальные |
-оппозиция или альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре:
|
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное |
Негативное |
|
|
Б. - 7 Социальные институты общества
Социальный институт –это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
С помощью социальных институтов организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.
Характерные черты социального института:
Каждый социальный институт имеет:
Виды институтов:
- промышленные предприятия, фирмы, объединения и организации;
- деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.
(обеспечивают воспроизводство
- семья, дома семейного типа, отделы Загса, детские дома;
- образовательные учреждения
колледжи, техникумы, лицеи, университеты, академии; учреждения
дополнительного образования и т.д.)
- органы государственной власти, политические партии и движения, суд, армия…
- дворцы культуры, клубы, концертные залы, театры, религиозные
организации о движения.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют деления на мелкие институты. Например, экономические институты включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно – управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, выделяются институты парламентаризма, разделения властей и другие.
В социологии выделяют формальные и неформальные институты.
Неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.
Выделяются и так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например: криминальных структур).
В социальном управлении и контроле институты играют важную роль. Они определяют общество в целом. Любые общественные отношения осуществляются через изменения в социальных институтах.
Таким образом, социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Б. – 8 Виды человеческих знаний. Научное познание
Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Знание употребляется в разных смыслах:
Виды знания
Житейское |
- носит эмпирический характер; - основан на здравом смысле и обыденном сознании; - является основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений |
Научное |
- основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем; - достоверное обобщение фактов; - предвидение различных явлений |
Практическое |
- овладение вещами; - преобразование мира |
Художественное |
- целостное отображение мира и человека в нем; - строится на образе, а не на понятиях |
Рациональное |
- отражение реальности
в логических понятиях и - связано с рациональным мышлением |
Иррациональное |
- предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное |
Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности |