Шпаргалки по "Гражданскому обществу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Гражданскому обществу"

Вложенные файлы: 1 файл

bilety_po_obschestvu_10_klass.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Виды партий:

  • кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
  • правящие и оппозиционные – в зависимости от участия в осуществлении политической власти. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
  • открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
  • революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя),  реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений

левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и  другие партии, которые выступают за интересы трудящихся);

правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть);

центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

 

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

 

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но нельзя сказать  о стабильности партийной системы.

 Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

 

Типы партийных систем

 

Однопартийная система

- в обществе функционирует  одна  партия;

- формируется при авторитарных  и тоталитарных режимах;

- идеологическая жизнь зависит от одной партии, она целиком определяет деятельность и политическую активность партий (народных фронтов национальных и других общностей)

Двухпартийная

- в обществе существует  две сильные партии, которые периодически  приходят к власти (в результате  выборов, например, республиканская  и демократическая партии в  США);

- другие партии не обладают  достаточной популярностью, чтобы прийти к власти;

- формируется в экономически  развитых странах и базируется  на мажоритарной избирательной  системе

Многопартийная

- в обществе существует  конкуренция между многими партиями, не имеющими достаточных преимуществ  перед другими;

- из-за раздробленности  политических сил образуются  партийные блоки (Франция) и партийные  блоки (Нидерланды, Финляндия);

- формируется в развитых  демократических обществах, где высокий уровень экономического развития, соблюдение прав и свобод граждан, наличие мощного среднего класса;

- складывается при пропорциональной  избирательной системе;

- В Японии, Швеции, Дании  установилась многопартийная система  с одной доминирующей партией (в выборах принимают участие 4 – 5 партий, где 1 – доминирующая  – 30 – 50 % голосов)


 

Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов.

В современном мире существуют разные демократические движения:

  • за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
  • за землю и социальные права крестьян;
  • антивоенные, антиядерные;
  • за новый экономический порядок (антиглобализм);
  • экологические;
  • против расовой и национальной дискриминации;
  • молодежные, женские, студенческие.

Отличительные признаки политических движений:

  1. стремление к воздействию на власть в нужном для них направлении;
  2. добровольное членство, либо нет процедур, связанных со членством;
  3. не имеют строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией;
  4. ориентированы на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Виды  движений: социально-политические, экологические, экономические, антивоенные, революционные, реформистские, консервативные, левые, правые, центристские.

 

 

 

Б. – 12   Источники права. Правовые акты.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облачено в определенную правовую форму. Это происходит с помощью законодательства, выражается в том или ином правовом акте, который становится обязательным для исполнения.

Источник права – это внешние официально - документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Виды источников права:

правовой обычай

- нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение;

-  обычай становится  правовым после официального  одобрения государства в качестве  источника права 

- пример: Русская Правда, Салическая Правда

судебный прецедент

 

- правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел;

-  был распространен в эпоху средневековья, утратил значение в Новое время, имеет  важное значение в наши дни в Великобритании и англоязычных странах

Правовая доктрина

- изложение правовых принципов, правоположений представителями  власти, юридической науки и практики;

- придается общеобязательное  значение;

- в настоящее время  это относится к мусульманскому  праву;

- отражено в законодательстве стран Арабского Востока

Священные книги

- священные тексты, излагающие  религиозные нормы;

- имеют общеобязательный  статус, приданный государством;

- например: Библия, Коран  и другие

Нормативно-правовой акт

- официальный письменный документ, который содержит нормы права;

- конституция государства, иные законы, подзаконные акты

Нормативно-правовой договор

- юридический документ, выражающий  взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя  каждой из них юридических  обязанностей;

- например: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и  органами государственной власти её субъектов, договоры между органами государственной власти  субъектов РФ

Международно-правовые акты

- официальные письменные  документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права;

- например: международные  договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций


 

Иерархия нормативно-правовых актов:

      Законы:

  • Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ;
  • Федеральные законы:

- федеральные конституционные законы (о конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и др.)

 

 

 

- текущие федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.)

- законы субъектов федерации (закон Саратовской области о муниципальной службе, о социальных гарантиях и др.);

       Подзаконные акты:

  • Указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные акты министерств и ведомств;
  • Решения и постановления местных органов государственной власти;
  • Решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти;
  • Нормативные акты муниципальных органов власти;
  • Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка)

     Особую группу составляют:

  • Международные договоры РФ;
  • Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. – 13  Демократические выборы. Избирательные системы

 

Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

 

Избирательная  система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, с распределением мандатов между партиями.

 

Компоненты избирательной системы

Избирательное право

Комплекс правовых норм о порядке выборов

Избирательный процесс

Комплекс действий в процессе выборов

В узком смысле – политическое право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное право)

В широком смысле – избирательные законы и иные акты (инструкции, разъяснения)

Стадии

1. подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

2. выдвижение регистрации кандидатов;

3. предвыборная агитация  и финансирование выборов;

4. голосование и подведение  итогов выборов.


 

Принципы демократического избирательного права

 

Принцип равенства

- кандидаты имеют равные  права;

- каждый депутат представляет  равное число граждан;

- равные финансовые и  прочие возможности кандидатов;

- одинаковая степень влияния  избирателей на общий результат  выборов

Принцип всеобщности

- любой дееспособный гражданин  имеет право быть избранным  и избираемым;

- 2 основных ценза: возраст  и гражданство (только граждане РФ)

Принцип тайного голосования

- тайна голосования;

- исключение возможности  давления на избирателя

Принцип непосредственности

- голосование непосредственно  за депутата

Принцип состязательности

- выборы проводятся на  альтернативной основе (существует возможность выбора);

- в России введен лишь  в 1993 году

Принцип гласности

- общественность может  осуществлять контроль за проведением  выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательном участке

Принцип свободы выборов

- любой гражданин участвует  в выборах добровольно;

- никто не вправе оказывать  давление

Принцип ограничения срока выборов

- выборы нельзя откладывать  или переносить без веских  причин, предусмотренных законодательством


 

 

 

 

Типы избирательных систем

 

Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная система

- кандидат считается избранным, если он набрал установленное законом большинство голосов.

Относительное большинство: победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Число набранных голосов может быть менее 50 %

 

- применяется в Индии, Канаде, США.

Абсолютное большинство:

- Избранным считается  кандидат, набравший абсолютное  большинство голосов, т.е. 50 % +1 голос;

 

- применяется при выборах  Президента в России, Франции.

- устанавливается прямая  ответственность избранного депутата  перед своими избирателями и  населением округа;

 

- обеспечивает партии  – победителю значительное большинство  мест в парламенте, что позволяет  формировать устойчивое правительство

- получившие незначительное  меньшинство, могут быть не представлены во властных структурах;

 

- нерезультативность выборов  может привести к повторным  выборам;

 

- практически исключает  возможность победы на выборах  маленькой партии

Пропорциональ-

ная система

- система представительства  партий и движений, основанная  на том, что каждая партия получает  в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально  количеству голосов, поданных за  её кандидатов на выборах;

 

- применяется при выборах депутатов гос. думы, при выборах в Израиле, Италии и др.

- представляет широкий  спектр политических партий, тем  самым отражая волю меньшинства;

 

- является гарантом представительства  в парламенте мелких и средних  партий

- избранные по партийным спискам депутаты ответственны перед самой партией;

 

- избиратель выбирает  не отдельных персон, а список  кандидатов, которые в большинстве  им не знакомы;

 

- появление в парламенте  множества мелких партий, которые  могут препятствовать принятию  нужных решений

Мажоритарно-пропорциональ-

ная система

- часть мест распределяется  в соответствии с мажоритарной  системой, другая часть – пропорциональной  системой;

 

- введение нижнего предела  препятствует прохождению в парламент  мелких партий;

 

- выборы в РФ проходят по мажоритарной системе:  выборы Президента РФ и по пропорциональной системе:  выборы в гос. Думу

- формируется представительный  парламент

- благоприятна  для крупных  столичных партий;

 

- партии в полном объеме  не отражают интересы своих  избирателей


 

Избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. – 14          Право в системе социальных норм

 

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм.

Социальные  нормы – это правила и образцы поведения людей в обществе, установленные и одобряемые всем обществом.

Существуют различные квалификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм:

  • нормы морали
  • нормы обычаев
  • корпоративные нормы
  • религиозные нормы

правовые нормы

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные. В отличие от иных социальных норм, нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Нормы права становятся обязательными и формально определёнными только в результате деятельности государства. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

    • Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению.
    • Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.
    • В-третьих, государство само создавало право путём издания специальных нормативных актов.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.

Функции права:

    • право оформляет структуру государства;
    • регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме;
    • закрепляет форму правления государства, форму государственного устройства и политический режим;
    • определяет организацию госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.
    • регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;
    • право закрепляет интересы наций и народностей;
    • право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом;

Информация о работе Шпаргалки по "Гражданскому обществу"