Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости ее осуществления в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Содержание

Введение
Глава 1.
Понятие экологической экспертизы
Глава 2.
Порядок организации и проведения экологической
экспертизы
2.1.
Основания для проведения государственной экологической экспертизы
2.2.
Организация проведения государственной экологической экспертизы
2.3.
Процедура проведения государственной экологической экспертизы
2.4.
Порядок работы экспертной комиссии
2.5.
Оформление и утверждение заключения государственной экологической экспертизы
2.6.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы
2.7.
Повторная государственная экологическая экспертиза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Введение


 
Глава 1. 

 
Понятие экологической экспертизы

 
3

 
Глава 2.

 
Порядок организации и проведения экологической 
 
экспертизы

 
6

 
2.1.

 
Основания для проведения государственной  экологической экспертизы

 
6

 
2.2.

 
Организация проведения государственной экологической экспертизы

 
9

 
2.3.

 
Процедура проведения государственной  экологической экспертизы

 
10

 
2.4.

 
Порядок работы экспертной комиссии

 
12

 
2.5.

 
Оформление и утверждение заключения государственной экологической  экспертизы

 
14

 
2.6.

 
Порядок проведения общественной экологической экспертизы

 
17

 
2.7.

 
Повторная государственная экологическая  экспертиза

 
19

 
Заключение

 
20

 
Список литературы

 
21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Введение. 
 
Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости ее осуществления в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

 
Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров. 
 
Экологическая экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области охраны окружающей среды и управления природопользованием в РФ. Работы по ее проведению и оценке риска хозяйственной деятельности базируются на ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002г.) и ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

 
Федеральный закон «Об экологической  экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы». 
 
При проведении государственной экологической экспертизы специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти, устанавливается соответствие намечаемой деятельности экологическим требованиям.

 
Ппонятие «экологические требования»  раскрывается в ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Так, ст. 1 этого  закона раскрывает понятие «требований  в области охраны окружающей среды (природоохранные требования)», определяя его следующим образом: «предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды».

Глава 1. Понятие  экологической экспертизы.

 
Целью экологической экспертизы является обеспечение предупреждения вредных  последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

 
Экологическая экспертиза выполняет  функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также  инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров. 
 
По российскому законодательству, существуют два вида экологической экспертизы – государственная и общественная. Проведение государственной экологической экспертизы обязательно для всех проектов хозяйственных объектов, а также для планов и программ территориального и отраслевого развития, нормативно-технических документов, законодательных актов и т.д. Таким образом, она требуется как на уровне проектов, так и на уровне стратегических документов. Государственная и общественная экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом отличаются.  
 
Экологическую экспертизу могут проводить государственные структуры и общественные организации. В том случае, когда экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами, она называется государственной.

 
Специально уполномоченными Правительством РФ государственными органами в области  экологической экспертизы являются некий федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области ее организации и проведения. В соответствии с требованиями Федерального закона № 174 «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

 
Принципы экологической экспертизы в действующем российском законодательстве проработаны и закреплены в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ (ст.3) [2] . Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 
Принцип обязательности в государственной  экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, обязательность проведения ее в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

 
Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды, и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

 
Экологическая экспертиза проводится на твердой законодательной основе. Ее проведение регламентируется Федеральным  законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, а также рядом подзаконных актов, уточняющих его положения. Приказом Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397 утвержден подробный «Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении обоснования хозяйственной и иной деятельности». 
 
Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспортной комиссии по результатам работы. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза должна отстаивать принципы охраны окружающей природной среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.

 
Широкая гласность о существовании  опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов  охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое  и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Гласность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различными: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы вредного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок организации и проведения экологической экспертизы.

 
Порядок проведения государственной  экологической экспертизы регулируется ФЗ "Об экологической экспертизе", Положением о порядке проведения государственной экологической  экспертизы, и Регламентом проведения государственной экологической экспертизы.

2.1. Основания для проведения  государственной экологической  экспертизы.

  • конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;
  • решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;
  • инициативное решение самого специально уполномоченного в области экологической экспертизы государственного органа (органа государственной экологической экспертизы);
  • решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса — для общественной экологической экспертизы), выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории

 
Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности экологической экспертизы, она, очевидно, должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам - на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда пока ещё не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы — это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения государственной экологической экспертизы относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона.

 
На уровне подзаконных актов (в  Регламенте проведения экологической экспертизы) основания сформулированы следующим образом — Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:

  • поручений Правительства Российской Федерации;
  • решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов),
  • указаний руководства Госкомэкологии России;
  • заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;
  • решения судебных органов соответствующей инстанции;
  • в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.
  • Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы:
  • изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;
  • доработка объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; не менее важным, чем случай и основания, для экологоправовой практики является то, как определяются условия проведения экологической экспертизы. Ранее не регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе [1] (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы; наличие в составе представляемой документации материалов схра, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта экологической экспертизы с общественностью; предварительная оплата экологической экспертизы заказчиком документации и др.

Информация о работе Экологическая экспертиза