Экспертиза проектов нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:42, реферат

Краткое описание

Первые попытки вовлечь ученых в законотворческую работу начались сразу же с созданием профессионального парламента в начале 1990-х гг. Однако не было четкой грани между советниками, референтами, помощниками депутатов, экспертами законопроектов и их разработчиками. Не установлена она в полной мере и сейчас.

Содержание

Введение..............................................................................................................
Глава 1 Понятие, значение и виды экспертизы проектов нормативных актов.…………………… ……………………………………………….………
Глава 2. Принципы экспертизы проектов нормативных актов………...…….
Глава 3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного акта: форма и содержание……………………..…………….............................
Заключение...........................................................................................................
Список литературы..............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Экспертиза проектов НА.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение..............................................................................................................

3

Глава 1 Понятие, значение и виды экспертизы проектов нормативных актов.…………………… ……………………………………………….………

4

Глава 2. Принципы экспертизы проектов нормативных актов………...…….

9

Глава 3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного акта: форма и содержание……………………..…………….............................

13

Заключение...........................................................................................................

16

Список литературы..............................................................................................

17


 

 

Введение

 

В общеупотребительном смысле под экспертизой (франц. expertise, лат. expertus — опытный) понимается «исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и др.».

Использование экспертизы в процессе принятия нормативных актов в России имеет небольшую историю.

До Октябрьской революции 1917 г. правовая наука была не настолько развита, чтобы быть надежной опорой в правотворчестве.

В советское время крайне идеологизированная юридическая наука, по существу, выполняла роль служанки партийной власти, которая и определяла все направления законотворческой работы.

Первые попытки вовлечь ученых в законотворческую работу начались сразу же с созданием профессионального парламента в начале 1990-х гг. Однако не было четкой грани между советниками, референтами, помощниками депутатов, экспертами законопроектов и их разработчиками. Не установлена она в полной мере и сейчас.

Иначе как понимать следующие высказывания Е. М. Савельевой, специалиста по экспертному обеспечению законодательной деятельности Государственной Думы, на конференции по законодательной технике.

«Эксперты должны не только давать оценку работы законодателей, но и поддерживать их деятельность по разработке законопроекта и внесения в него поправок».

Перед глазами встает такая картина: представитель юридической элиты, доктор наук, профессор, автор многочисленных книг, признанный специалист в определенной области правоведения, солидный и уже немолодой человек ходит по пятам депутата и подстраховывает его от совершения неправильных поступков. [6]

Экспертная работа специалиста-правоведа связана со значительным интеллектуальным напряжением и требует серьезной профессиональной подготовки, в частности всеобъемлющего знания правил юридической техники. При должной постановке экспертной работы (организационной, информационной, материальной и др.) она способна принести ощутимый социальный эффект и предотвратить принятие законов, негативно влияющих на жизнь общества. [6]

 

Глава 1. Понятие, значение и виды экспертизы проектов нормативных актов.

 

По определению Н. В. Ралдугина, «под экспертизой следует понимать проведение специалистом (группой специалистов или специализированным учреждением) исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и предоставление заключения, содержащего результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы». Исходя из данного определения, можно выделить три основных признака, присущих экспертизе как виду деятельности:

экспертиза - это исследование в какой-либо сфере окружающей действительности;

экспертиза проводится лицом, обладающим специальными знаниями в соответствующей области - экспертом;

результат исследования оформляется в виде заключения.

Изучение, рассмотрение и анализ нормативного акта осуществляется специалистами различных областей и отраслей знаний. Результат такой работы - заключение эксперта, содержащее выводы и рекомендации, которые касаются всех аспектов регулируемых отношений, проблематики данного акта.

Экспертная деятельность — это всегда оценочная деятельность. В полной мере это применимо и к экспертизе законопроектов. Эксперт не должен контролировать депутатов, выполнять исследовательские функции, обучать политиков и т.п. Его дело — проникнуть в суть законопроекта, познакомившись с его содержанием и формой, и вынести решение о его регулятивной пригодности.

Экспертную деятельность, осуществляемую в рамках нормотворчества, можно классифицировать по различным основаниям. Так, профессор Р.Ф. Васильев выделяет следующие виды экспертиз:

  1. в зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность:

а) государственная;

б) общественная;

в) международная;

2. по степени сложности:

а) комплексная (если проект затрагивает несколько сфер правового регулирования);

б) специализированная (если проект касается какой-либо одной области

общественных отношений, подлежащих регулированию).

В зависимости от области знаний, науки, техники или искусства, к которой относится предмет экспертизы можно выделить биологическую, искусствоведческую, историческую, медико-социальную, научную, правовую, техническую, финансовую, экологическую, экономическую, этнографическую и другие виды экспертиз нормативного правового акта. В юридической литературе в качестве самостоятельной экспертизы выделяют также лингвистическую и антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта.

Так же отдельно выделяют научную экспертизу, которая проводится по наиболее сложным нормативным актам научными институтами, высшими учебными заведениями, специализированными научно-исследовательскими учреждениями и организациями, ведущими учеными. Научную экспертизу часто называют независимой. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной государственной власти при осуществлении законопроектной деятельности направляют концепцию законопроекта в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.

В нормотворческой практике некоторых стран распространение получила также общественная экспертиза проектируемых нормативных правовых актов. Сущность данного вида экспертизы заключается в изучении мнения пользователей (всех тех, кого затрагивает предлагаемое правовое регулирование).

В Российской Федерации статус общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления определен в Федеральном законе от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об общественной палате Российской Федерации». Согласно которому, решения Общественной палаты, принимаемые в результате проведения общественной экспертизы в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер, однако подлежат обязательному рассмотрению в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Что касается правовой экспертизы, то она предполагает оценку проекта нормативного акта с точки зрения соответствия его положений нормам Конституции, связи с общей системой действующего законодательства, соотношения с международно-правовыми актами, обоснованности выбора формы акта, обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрениями, соблюдения правил юридической техники, соответствия современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.

Основным предназначением правовой экспертизы является исследование возможности принятия нормативного акта, регулирующего определенную сферу общественных отношений. Вопрос о возможности принятия нормативного акта важен как одно из условий обеспечения правового характера государства. В нем можно выделить два аспекта: допустимость вмешательства в ту или иную область общественных отношений и правомерность самого регулирующего воздействия. Другая, не менее важная, цель проведения правовой экспертизы - выявление в ходе правового анализа нормотворческих ошибок.

А.Б.Лисюткин рассматривает нормотворческую ошибку как разновидность правовой ошибки (обусловленный неправильным и непреднамеренным деянием негативный результат, препятствующий реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов и требующий юридического разбирательства). Правовая ошибка (в том числе и нормотворческая), полагает А.Б.Лисюткин, отражает противоречивость и неполноту процессов взаимодействия социально-экономических и правовых факторов, а также имеющиеся в обществе противоречия между правом и окружающей реальностью.

Нормотворческая ошибка в каждом случае связана с противоречием, несоответствием «буквы закона» его «духу», сущности, предназначению. Поэтому невозможно выявить ошибку законотворца без фундаментальных знаний о сущности правовых предписаний.

Институт правовой экспертизы все больше утверждается и в практике российского нормотворчества.

В рамках законодательного процесса на федеральном уровне правовая экспертиза проекта закона осуществляется, прежде всего, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Задачи и порядок проведения правовой экспертизы определены в Регламенте Государственной Думы, в Положении о Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта. В настоящее время в результате осуществлённой инновационной и реорганизационной работы Правовое управление Аппарата Государственной Думы представляет собой систему отраслевых отделов, каждый из которых занимается единым юридико- лингвистическим исследованием проектов законодательных актов, относящихся к соответствующей правовой отрасли.

Ранее (до июля 2004 года) правовую и лингвистическую экспертизу осуществляли специализированные отделы – отдел правовой экспертизы и отдел лингвистической экспертизы законопроектов.

Проведение юридической экспертизы нормативных актов субъектов Российской Федерации является полномочием Министерства юстиции РФ, которое является органом исполнительной власти РФ. Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

В настоящее время юридическую экспертизу в Министерстве юстиции России проводят:

территориальные органы Минюста России:

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации  по субъектам Российской Федерации;

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации  по федеральным округам;

2) Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России.

При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата Минюста России, учреждения Минюста России.

Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст России, в территориальный орган Минюста России. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу актов. Допускается проведение повторной юридической экспертизы. Повторная юридическая экспертиза проводится в следующих случаях:

принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом субъекта Российской Федерации;

есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено.

Повторная юридическая экспертиза также может быть проведена в целях проверки деятельности управления по субъекту и оказания ему практической помощи.

Наряду с экспертизой юридического характера могут быть проведены другие виды экспертиз:

политологическая, предметом анализа которой в основном является концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий;

логическая, которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила юридической техники. Пока привлечение специалистов в области формальной логики не практикуется. Считается, что юридическое образование позволяет освоить основы логики, и юристы вполне могут сами сделать логический анализ законопроекта. Однако больший успех здесь принесет, конечно, участие специалистов в области логики;

лингвистическая, суть которой состоит в проверке соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов.

 

 

Глава 2. Принципы экспертизы проектов нормативных актов.

Информация о работе Экспертиза проектов нормативных актов