Эмпирическое исследование развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:47, реферат

Краткое описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.1 Cвязная речь и ее значение для развития ребенка
1.2 Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
1.3 Задачи и содержание обучения связной речи
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Содержание и методика развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
2.2. Пути формирования связной речи у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 194.25 Кб (Скачать файл)

В конце педагог благодарит детей за интересное занятие.

На занятиях по информатике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, в социально-личностном развитии можно использовать следующие игры коммуникативной направленности (* обозначены игры, придуманные Н.В. Куровой)

Дидактическая игра

«Повтори-ка»

Один из играющих называет какойлибо овощ, допустим капусту. Следующий повторяет: «Капуста», и от себя прибавляет название другого овоща: «Лук». Третий повторяет: «Капуста – лук», и добавляет: «Огурец». И так каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя ещё одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий), он выбывает из игры. 

 

Сюжетно-ролевая игра

«Овощной магазин»

Человек Рассеянный с улицы Бассейной пришел в овощной магазин.

Продавец: Здравствуйте, что вы хотите купить?

Человек Рассеянный: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Человек Рассеянный: Я хотел купить овощ.

Продавец: Какой он по цвету?

Человек Рассеянный: Он зелёный.

Продавец: Какой он по форме?

Человек Рассеянный: Он круглый.

Продавец: Какой он на вкус?

Человек Рассеянный: Он сладкий.

Продавец: Какой по размеру?

Человек Рассеянный: Он маленький.

Продавец: Наверное, вы хотели купить горошек?

Человек Рассеянный: Правильно, я хотел купить горошек. Это овощ, он зелёный, круглый, маленький, сладкий.

Дидактическая игра «Не зевай!

Мяч передавай, овощ называй!»

Дети, передавая друг другу мяч, называют овощи, не повторяясь.  

 

Дидактическая игра

«Хорошо или плохо?»

Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся на слово «плохо».

Примеры:

– Хорошо, что сегодня солнечный день.

– Плохо, что нужно рано вставать.

– Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.

– Плохо, что в речке купаться нельзя. 

 

Дидактическая игра

«Чтобы – нужно»

В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока.

Примеры:

– Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

– Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

– Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

– Чтобы быть сильным, нужно за ниматься физкультурой, и т.д.  

 

Дидактическая игра

«Пять определений»

Участникам задается слово (имя существительное). Первый участник даёт ему первое определение, следующий другое и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое словозадание.

Примеры:

Полотенце – бумажное – махро вое – цветное– кухонное – банное.

Крокодил – огромный, страшный – зелёный – зубастый – злой.  

 

Дидактическая игра

«Слова-двойняшки»

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в Стране Чудес». Для игры в словадвойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков) и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого.

Примеры:

Роса – коса – кожа – ложа – лужа – луна … 

 

Дидактическая игра

«Что мы видим?»

Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т.д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры. 

 

Дидактическая игра

«Что такое?»

Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак (на пример: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т.д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры. 

 

Дидактическая игра

«Что умеет делать…?»

Дети поочерёдно называют предмет и его действие (например: листик – летает, машина – едет и т.д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры. 

 

Дидактическая игра

«Словесная дуэль»

Ведущий предлагает командам назвать по очереди: считалки, пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров. 

 

Дидактическая игра

«Что я знаю о тебе»

Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась, говорит следующие слова: «Я хочу рассказать о своём друге (или подруге)». И рассказывает приблизительно по следующей схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она), как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит. 

 

Дидактическая игра

«Расскажу вам о себе»

Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой. Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме предыдущей игры. 

 

Дидактическая игра

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Игру можно проводить по схеме: ребёнок – ребёнок или ребёнок – родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты.

(Источник: www.school2100.ru) 

 

- Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 03

В статье предлагается решение проблемы формирования коммуникативной компетенции на родном (якутском) языке у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. В процессе её происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми. Для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности ребёнка нами предлагаются три блока работы применительно к старшим дошкольникам.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы до школьного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций. Программа дошкольного образования должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Наличие коммуникативной деятельности при этом подразумевается как в отдельно взятой области «Коммуникация», так и во всех образовательных областях в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей [3].

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. рассматривают понятие коммуникации не узко прагматически как обмен информацией, а в его полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а так же выделяют три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие (интеракция), кооперация и условие интериоризации [1, с. 119].

В соответствии с этим к моменту поступления в школу ребёнок обычно демонстрирует базисный уровень развития общения:

– потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

– владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнёра по общению;

– умение слушать собеседника [1, с. 118].

Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают его чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт.

Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации образовательного процесса отдаётся, во-первых, интегральным, много функциональным по своему характеру средствам и методам; во-вторых, тем, которые способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересных детям, активизирующих их взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации комму никативной деятельности у детей дошкольного возраста является игра.

Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью, психологической закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:

1) пользование предметами  быта (телефоном, компьютером и т.д.);

2) пользование объектами  инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе  родным или работникам экстренных  служб и т.д.);

3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);

4) общение со  сверстниками, взрослыми;

5) общение с родителями (когда требуется договориться  с ними, в том числе в случае  отрицательного ответа) [4, с. 147].

Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.

Мы предлагаем три блока работы для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. Входящие в эти блоки игры можно использовать во всех образовательных областях – «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и т.д.

Первый блок направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, ориентированные на учёт позиции собеседника или партнёра.

1. Правильная передача  своих эмоций с помощью жестов, мимики, пантомимики.

«Лучшая модель». Звучит музыка. Модели выходят на подиум, показывают, кто что придумал (воображаемую причёску, обувь, шляпу, платье, сумку и т.д.). Дети хлопают, поддерживают моделей, после представления отгадывают, что было представлено, высказывают своё мнение, а жюри оценивает игроков, ставит баллы за показ.

«Отгадай, кто герой». Воспитатель предлагает детям выбрать себе роль из сказки и пока никому не говорит о ней. Каждый ребёнок выходит на середину зала и изображает мимикой, пантомимикой своего героя. Остальные дети отгадывают, называют его. Затем все вместе могут разыграть понравившуюся сказку. Кто хорошо изображал главного героя, будет режиссёром постановки.

Эти игры, а также «Тень», «Разговор с иностранцем», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развивают в дошкольниках способность лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволяют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

2. Понимание возможности  раз личных позиций и точек  зрения на какойлибо предмет  или вопрос, а также ориентация  на позицию других людей, отличную  от собственной.

«Кто прав?». Воспитатель рассказывает короткую историю (описывает ситуацию) из жизни группы. Дети должны ответить, кто прав в данной ситуации, и прокомментировать своё мнение. Другие дети могут возразить и доказать иную точку зрения. Воспитатель следит за тем, чтобы дети высказывались, дослушав собеседника.

«Что чувствуете?». Ведущий говорит какоенибудь слово или сочетание слов, например: «Падает снег». Ребёнок рассказывает, что он чувствует в связи с этим, что ощущает («Свежо и хорошо»). Другие дети выслушивают говорящего, а затем или соглашаются («Да, мне тоже нравится снег. Я люблю играть в снежки»), или объясняют противоположное мнение («Мне нравится первый снег, но не нравится, когда его много. Постоянно двор чистим»). Педагог отмечает тех детей, кто чётко изложил своё мнение и аргументировал ответ. Время от времени, обращаясь к следующему ребёнку, он использует вопросы: «Согласен ли ты с этим мнением? А что ты чувствуешь?».

Такие игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей.

Второй блок направлен на активизацию кооперации. Основным его со держанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

1. Умение договариваться, находить общее решение.

«Реклама». Дети делятся на несколько команд, состоящих из 4–5 человек, и получают задание: «Рекламируйте национальное блюдо». За тем группам выдаются различные блюда: мясное, молочное, мучное, рыбное и т.д. Дети в командах советуются, как они будут рекламировать «своё» блюдо, каждый высказывает ся по этому поводу, все сообща выбирают лучшее решение и показывают его другим детям. Остальные команды оценивают, чья реклама удачнее.

«Сочиняем сказку». Дети сидят в кругу. Воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур». Дальше по кругу дети сочиняют сказку, причём каждый ребёнок дополняет мысль предыдущего. В конце игры участники обсуждают, как у них получилась сказка, как ещё её можно переделать. Так можно сочинять свою версию по любой якутской народной сказке, например «Как собака подружилась с человеком».

2. Развитие вежливости  и доброжелательности.

«Встреча солнца». Дети встают лицом к солнцу, поднимают руки ладонями сперва к нему, а затем к себе, тем самым заряжаясь жизненной энергией «кутсюр» («душа»). После этого они высказывают стоящему рядом ребёнку благие пожелания. Педагог объясняет, что добрые слова нужно говорить с душой, искренне, смотря собеседнику в глаза.

Информация о работе Эмпирическое исследование развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста