Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:40, реферат
Цель выпускной квалификационной работы разработать политику ценообразования на примере предприятия ОАО «Спасскцемент».
Объектом исследования является предприятия ОАО «Спасскцемент».
Предметом исследования является цена и ценовая политика предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Введение
1 Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия
1.1 Понятие цены и ценовой политики
1.2 Государственное воздействие на политику цен
1.3 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
1.4 Методы ценообразования, применяемые фирмой на рынке
2 Особенности политики ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.2.1 Анализ статей актива баланса
2.2.2 Анализ статей пассива баланса
2.2.3 Анализ ликвидности
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости
2.2.5 Анализ рентабельности
2.3 Анализ ценообразующих факторов
2.3.1 Оценка рынка предприятия ОАО «Спасскцемент»
2.3.2 Анализ себестоимости продукции
2.3.3 Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
2.3.4 Анализ прибыли предприятия
2.4 Оценка основных направлений ценовой политики предприятия
3 Совершенствование системы ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
3.1 Оценка издержек производства, обоснование и выбор рационального метода ценообразования на предприятии ОАО «Спасскцемент»
3.2 Оценка экономической эффективности принятия управленческого решения в области ценообразования
Заключение
Библиографический список использованных источников
Приложение
Расчет влияния факторов первого порядка на 1 тонну цемента методом цепной подстановки приведен в таблице 2.19.
№ п/п |
Фактор |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Размер влияния, руб. |
1. 2. 3. |
Объем выпуска продукции Постоянные затраты Переменные затраты |
С1 – Спл С2 – С1 Сф – С2 |
340,9-336,9 346,6-340,9 351,9-346,6 |
+4,0 +5,7 +5,3 |
Итого: |
Сф – Спл |
351,9-336,9 |
+15,0 |
Из таблицы 2.19 видно, что фактическая себестоимость 1 тонны цемента выше плановой на 15,0 руб. или на 4,4% в том числе за счет невыполнения плана по выпуску товарной продукции на 4,0 руб. или 1,2% (4,0/336,9 × 100), что является причиной роста постоянных затрат на 1 тонну цемента на 5,7 руб. или на 1,7% (5,7/336,9 × 100), а также роста переменных затрат на 5,3 руб. или на 1,5% (5,3/336,9 × 100).
Для более глубокого изучения
причин изменения себестоимости
необходимо произвести анализ отчетной
калькуляции 1 тонны цемента. Анализ
калькуляционных статей основан
на сопоставлении плановых и фактических
затрат и последующем изучении отклонений
и их причин в первую очередь по
тем статьям, которые занимают наиболее
высокий удельный вес в структуре
себестоимости. Группировка затрат
на 1 тонну цемента в
Как показывают данные таблицы
2.20 предприятие допустило
Общая экономия себестоимости 1 тонны цемента составила 4,0 руб. или 1,19% (4/336,9 × 100), в том числе за счет экономии затрат по основной заработной плате производственных рабочих на 0,9 руб. или на 0,27%, дополнительной заработной плате производственных рабочих на 0,2 руб. или 0,06%, отчислениям на социальные нужды на 0,3 руб. или на 0,09%, расходам на содержание и эксплуатацию оборудования на 0,7 руб. или на 0,21%, коммерческим расходам на 0,1 руб. или на 0,03%.
Наибольшая экономия достигнута
по заработной плате с отчислениями
на социальные нужды, а также по расходам
на содержание и эксплуатацию оборудования.
Такое снижение затрат положительно
характеризует организацию
Однако перерасход плановых затрат по материалам привел у превышению фактической себестоимости над плановой.
Кроме того, приведенные
данные свидетельствуют о
На следующем этапе
анализа рассматриваются
2.3.4 Анализ прибыли предприятия
Прибыль является основным
показателем оценки хозяйственной
деятельности предприятий, так как
в ней аккумулируются все доходы,
расходы, потери, обобщаются результаты
хозяйствования. По прибыли можно
определить рентабельность, изучить
эффективность функционирования предприятий
и их ассоциаций. Прибыль является
одним из источников стимулирования
труда, производственного и
На предприятии ОАО «Спасскцемент» прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.
Прибыль общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прибыль, остающаяся у ОАО «Спасскцемент» после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно. Предприятие ОАО «Спасскцемент» может объединить часть своего имущества с имуществом государственных, кооперативных и иных организаций для совместного производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.
На предприятии ОАО «Спасскцемент» на прибыль влияют как внешние так и внутренние факторы.
Внутренние факторы действуют
на прибыль через увеличение объема
выпуска продукции, улучшение качества
продукции, повышение отпускных
цен и снижение издержек производства
и реализации продукции. Внешние
– через поведение конкурентов,
состояния рынка и
Проанализируем изменение
показателей прибыли ОАО «
Таблица 2.21 - Изменения показателей отчета о прибылях, тыс. р.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
Абсолютное отклонение показателей 2008г.(+/-) относительно 2007г. |
2009г. |
Абсолютное отклонение показателей 2009г.(+/-) относительно 2008г. |
Выручка от реализации товаров продукции, услуг |
15400 |
16300 |
900 |
17500 |
1200 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции |
11200 |
13917 |
2717 |
16300 |
2383 |
Коммерческие расходы |
- |
126 |
-126 |
519 |
393 |
Прибыль от реализации |
1023 |
2383 |
1360 |
3550 |
1167 |
Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации продукции уменьшилась в 2009 году относительно 2008 года на 1200 руб. Это объясняется не только увеличением цены произведенного товара из-за резкого скачка стоимости сырья, в связи с финансовым кризисом 2009 года, но и падением объемов производства. Выручка от реализации продукции в 2009 году составила 16300 руб., что на 2383 руб. больше, чем аналогичный показатель в 2008 году. Наблюдающееся на протяжении анализируемого периода увеличение выручки от реализации обусловлено влиянием инфляции, а не ростом объема производства продукции.
Рост прибыли наблюдался
в 2009 году в размере 1167 руб. В 2008 году
прибыль увеличилась
В 2009 году предприятие ОАО «Спасскцемент» несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).
Политика предприятия в
Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (2008 год - 9.1%).
Рисунок 2.3 – Динамика средней цены и средней себестоимости на 1 т. цемента
Динамика средней цены (с учетом
фактически предоставленных скидок,
без НДС) и удельных затрат представлена
на рисунке показывает, что доходность
производства (разрыв между кривыми)
в III - IV кварталах традиционно
3 Совершенствование
системы ценообразования на
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам реализации некой определенной величины.
Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.
Пример определения цены методом полных затрат ОАО «Спасскцемент» приведен в таблице 3.1.
Определим цену за 1 мешок по 25 кг цемента.
Таблица 3.1 - Определение цены 25 кг цемента методом полных затрат
Наименование затрат |
Значение |
Переменные (прямые) издержки, тыс.р. : |
|
— на закуп товара |
18000 |
— на рабочую силу |
2001 |
Постоянные (накладные) расходы, тыс.р. |
7600 |
Итого затрат, тыс.р. |
27600 |
Ожидаемая прибыль, тыс.р. |
120 |
Ожидаемый доход от реализации, тыс.р. |
33120 |
Месячная реализация продукции, кг |
1000 |
Цена единицы продукции, руб. |
33,12 |
Таким образом, усредненная цена реализации 25 кг цемента, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.
Если предприятие
Р = С(1+ R/100), (3.1)
где Р — продажная цена;
С — полные издержки на единицу продукции;
R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:
- пропорционально заработной
плате производственных
- пропорционально затратам на материалы;
- пропорционально переменным издержкам.
Предположим, ОАО «Спасскцемент» реализует три вида цемента.
Данные о количестве реализуемых
ею товаров, переменных затратах и полной
себестоимости приведены в
Таблица 3.2 - Расчет распределения постоянных затрат, руб.
Показатели |
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Всего |
1 Количество единиц |
1000 |
2001 |
500 |
3500 |
2 Переменные издержки — всего - на зарплату производственных рабочих - на закуп товара |
20 100 3500 16 600 |
42 000 8000 34 000 |
20 500 12 000 8500 |
82 600 23 500 59 100 |
3. Общие постоянные издержки |
55 000 | |||
4. Распределение постоянных издержек между товарами: |
||||
4 1 Пропорционально зарплате производственных рабочих |
892 |
18 723 |
28 085 |
55 000 |
4.2 Пропорционально затратам на материалы |
15 448 |
31 641 |
7911 |
55 000 |
4 3. Пропорционально переменным издержкам |
13 384 |
27 966 |
13 650 |
55 000 |
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек по способу 4.1 |
28 292 |
60723 |
48 585 |
|
по способу 4.2 |
35 548 |
73 641 |
28 411 |
|
по способу 4.3 |
33 484 |
69 966 |
34 150 |