Бизнес-процесс андеррайтинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная проблема, с которой сталкиваются страховые компании, состоит в необходимости совершенствования методов организации и управления процессом андеррайтинга в страховании, позволяющих оперативно работать с индивидуальными рисками страхователей и улучшать андеррайтерский результат страховщика.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей андеррайтинга в страховании ином, чем страхование жизни, выявление его особенностей и методов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теория андеррайтинга………………………………………………
1.1 Понятие, цель и функции андеррайтинга…………………………
1.2 Виды и методология андеррайтинга………………………………
1.3 Процедура андеррайтинга………………………………………….
Глава 2. Особенности андеррайтинга в страховании ином, чем страхование жизни……………………………………………………………
2.1 Андеррайтинг в страховании имущества……………………… ..
2.2 Андеррайтинг в страховании предпринимательских рисков…..
2.3 Андеррайтинг в страховании ответственности………………….
Глава 3. Андеррайтинг в современных страховых компаниях……………
3.1 Проблемы развития андеррайтинга………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….…….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.77 Кб (Скачать файл)

Страхование гражданской ответственности перевозчика -- защита от рисков, связанных с выполнением обязательств перед клиентами (грузовладельцами, пассажирами). Это отдельный вид страхования, наряду со страхованием грузов защищающий прежде всего интересы грузовладельца и пассажиров, но не перевозчика.

Андеррайтинг в страховании ответственности перевозчика грузов проводится обычно в ходе андеррайтинга при страховании грузов. При страховании ответственности пассажирского перевозчика основным объектом андеррайтинга является транспортное средство.

Стандартный андеррайтинг допустим при страховании парка пассажирских автотранспортных средств и железнодорожных вагонов и выполняется на основе экспертизы письменного заявления на страхование, в котором должны содержаться следующие сведения:

а) наименование, адрес страхователя, его банковские реквизиты;

б) данные о заявляемых на страхование средствах транспорта (их число, виды, типы, марки, возраст, грузоподъемность, пассажироемкость, техническое состояние и т.п.);

в) данные о квалификации экипажа;

г) район, характер и интенсивность эксплуатации;

д) характеристика перевозимых грузов;

е) перечень заявляемых на страхование страховых рисков;

ж) срок страхования и лимиты страховой ответственности.

В большинстве случаев проводится индивидуальный андеррайтинг на основе сюрвейерского заключения. В дополнение к андеррайтингу грузов и транспортных средств, рассмотренному в предыдущей главе, проверяется право страхователя на осуществление перевозки.

Страховые тарифы по договору страхования устанавливаются дифференцированно по видам средств транспорта с учетом пассажиро- и грузооборота, дальности и маршрутов перевозок, характеристики и состояния транспортных средств, характера грузов и других факторов, влияющих на степень страхового риска.

Объектом страхования, при страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты -- имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном национальным и международным законодательством, возместить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном объекте.

Страховым случаем признается документально подтвержденное нанесение ущерба жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем и указанном в договоре страхования опасном объекте. Применительно к опасным производственным объектам ущерб при аварии должен быть подтвержден соответствующим решением суда.

Стандартный андеррайтинг в страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, практикуется только в страховании опасных производственных объектов (ОПО) в понимании Федерального закона № 116-ФЗ при условии страхования на минимальные, установленные этим Законом страховые суммы. Стандартный андеррайтинг при этом сводится к изучению заявления, определению типа ОПО, установлению (проверке) минимальных страховых сумм и лимитов возмещения и расчету страхового тарифа.

В заявлении (приложениях к заявлению) обычно указываются реквизиты организации, вид деятельности, перечень и сведения об опасных объектах, страховая сумма, сведения о предыдущем страховании. К заявлению прилагают схему размещения ОПО и копии разрешений (лицензий) на его эксплуатацию. Отнесение опасного объекта к тому или иному типу производится на основании карты учета опасного объекта, выдаваемого органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России. Если заявляемое на страхование ОПО обладает несколькими признаками опасности, его следует относить к тому типу, для которого размер минимальной страховой суммы наибольший (принцип поглощения более опасным типом менее опасного). Если договор страхования заключен в отношении нескольких ОПО, в том числе и ОПО, отнесенных к нескольким типам, страховая сумма в договоре страхования устанавливается как по каждому ОПО в соответствии с его типом, так и общая по договору. Если договор заключен в отношении нескольких объектов, входящих в состав одного ОПО по административному признаку, например система теплоснабжения, группа котельных, жилищный фонд, то общая страховая сумма по договору складывается из страховых сумм по всем объектам, входящим в ОПО.

Индивидуальный андеррайтинг выполняется по данным предстраховой экспертизы опасного объекта, включающей его осмотр. Основной целью осмотра является проверка состояния объекта и соответствия условий эксплуатации ОПО требованиям технологии и безопасности. Для проведения осмотра привлекаются инженеры -- специалисты в данной технологической отрасли. Процедура осмотра аналогична осмотру при андеррайтинге производственных комплексов.

Базовые тарифы при страховании ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, составляют в среднем 0,2--2% страховой суммы.

Объектами андеррайтинга, которые отражают основные факторы деятельности эксплуатирующих организаций, являются:

* отношение фактического  максимального количества опасного  вещества, единовременно обращающегося  на объекте, к предельному количеству  вещества, установленному Федеральным  законом № 116-ФЗ;

* химическая активность  опасного вещества на основании  классификации по ГОСТ 19433--88;

* характер обращения опасного  вещества на объекте -- получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортировка, уничтожение;

* средний износ основных  фондов;

* уровень аварийности  на предприятии (за предшествующие 3-5 лет);

* степень подверженности  окружающей среды к воздействию  последствий аварии на ОПО (степень  опасности ОПО);

* выполнение требований  надзорных органов.

При андеррайтинге учитывается степень опасности объекта, принимаются во внимание степень близости к опасному объекту жилых домов, мест концентрации населения (стадионы, парки, магазины, рынки и т.п.), открытых водоемов.

Андеррайтинг в страховании ответственности за ядерный ущерб требует серьезных профессиональных знаний ядерных технологий.

Андеррайтинг в страховании персональной ответственности выполняется продавцом (страховым агентом) без осмотра, на основании заявления на страхование, в котором указываются сведения о страхователе, объект и предмет страхования, риски и уточняются занятия страхователя, в период которых он страхует свою ответственность. Базовые тарифы у разных страховщиков отличаются значительно и в среднем составляют 0,5--3% страховой суммы. Поправочные коэффициенты учитывают возраст страхователя, вид судна, охотничьего орудия. При страховании ответственности владельцев жилья учитываются особенности расположения жилья.

Андеррайтинг при страховании ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков продукции, выполняется обычно на основании заявления с прилагаемыми к нему копиями документов, подтверждающих право заниматься данным видом профессиональной деятельности, сведений о предыдущем страховании и предстрахового осмотра.

 

3. АНДЕРРАЙТИНГ В СОВРЕМЕННЫХ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ

 

3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АНРДЕРРАЙТИНГА

 

На рынке продолжается сокращение числа операторов. Годом ранее на рынке работали 743 компании, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 83 компании, что составляет 13% от общего количества работающих страховых организаций. Динамика общего количества страховых компаний на рынке представлена на следующем графике. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховых премий (их сборы равны нулю) сохраняется на прежнем уровне. В 1 полугодии 2011 и 2012 гг. насчитывалось 39 таких компаний.

Виды страхования и страховой деятельности

Показатели страховой деятельности

1 полугодие 2011г.

1 полугодие 2012г.

Прирост

Имущественное страхование

Премии, млрд. р.

137,4

135,6

-1,3%

Выплаты, млрд. р.

72,2

68,4

-5,3%

Страхование ответственности

Премии, млрд. р.

12,8

14,1

10,3%

Выплаты, млрд. р.

1,3

1,29

-3,7%

Страхование предпринимательских рисков

Премии, млрд. р.

3

3,37

12,8%

Выплаты, млрд. р.

0,5

1,18

152,1%

ОСАГО

Премии, млрд. р.

39,9

43,5

9,1%

Выплаты, млрд. р.

23,6

26,1

10,6%





Табл.1. Динамика российского страхового рынка в 2011-2012 гг.

Из приведённой статистики можно сделать вывод о том, что андеррайтинг в страховых компаниях так же отстаёт от их европейских коллег. Количество страховых компаний неуклонно уменьшает, связи с процессом централизации страховых компаний. Большие компании, наученные горьким опытом рынка страхования России, развивают процесс андеррайтинга в страховых компаниях. Что касается малых страховых предприятий, то они не только не развивает андеррайтинг в своей деятельности, но и наоборот - предпринимают меры, которые приводят к его деградации в рамках этих компаний.

В последнее время, многие страховые компании повинуясь антикризисной парадигме по снижению уровня затрат, сокращали штаты, увольняли некоторых специалистов: маркетологов, методологов, актуариев, андеррайтеров. Насколько эти решения были обоснованы, покажет будущее - удастся ли этим компаниям за счет таких принятых мер выжить.

Однако, истинной причиной увольнения этой категории специалистов страховой сферы большинство аналитиков считает незнание и неумение и увольняемого и увольняющего доказать свою незаменимость ценность, т.е. проанализировать и сравнить две альтернативы полезности и экономической эффективности работы и увольнения специалиста.

Если же хотя бы одна из сторон будет владеть необходимым инструментарием оценки эффективности труда, то он сможет убедить руководителя не увольнять, так как экономический эффект от работы намного выше ее не выполнения или не качественного выполнения каким-то другим работником по совместительству например с продажами страховых услуг.

Существенной предпосылкой для увольнения андеррайтеров - отношение к ним как к пассиву, т.е. дополнительной финансовой нагрузке. Однако такое отношение обусловлено может быть обусловлено либо небольшим размером компании, либо обще функциональным этапом развития управления, когда есть два существенных момента платежи и выплаты, все остальное не играет существенной роли. В некоторых случаях такой подход объясняется кептивным характером, или некомпетентностью руководителя страховщика. Таким образом, если взять системный подход в управлении, то любое решение принимается на основе анализа влияния его последствий на величину капитала собственника. Андеррайтинговая деятельность непосредственно связана с изменениями капитала собственника, но о механизмах или инструментах оценки эффективности труда и экономических последствий управленческого решения бывает не андеррайтер, ни директор, ни собственник хоть интуитивно

чувствуют, но логически доказать на цифрах не могут, так как не владеют специальным инструментарием.

Ещё одна из главных проблем страхового андеррайтинга в России состоит в том, что руководство компаний (обычно маленьких) перекладывает эту важную и тяжёлую роль на простых страховых агентов, компетенция которых не только не дотягивает до профессионального андеррайтера, но и вообще до профессионального страхового агента. Эти же страховые компании не только не хотят изменять эту проблему, но и ещё усугубляют её. Заработная плата страховым агентам в большинстве компаний не фиксирована, она исчисляется как процент от заключенных договоров страхования, т. е. сколько наработал, столько и получил. Это в свою очередь приводит к неправильной мотивации персонала. Такая мотивация заключается в следующем: заключить побольше договоров страхования, не обращая особого внимания на их качество, а в случае наступления страхового случая минимизировать страховые выплаты или вообще их исключить. В таких условиях о развитии андеррайтинга не может и идти речи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении, следует отметить, что как показывает отечественная страховая практика высокая андеррайтинговая компетенция наиболее ценится и является залогом укрепления конкурентных преимуществ пока только в перестраховочной сфере, в большинстве же страховых компаний к андеррайтерам, как и их коллегам по цеху актуариям, методологам в кризисное время относятся как непроизводительным, не приносящим пользы затратам. Ситуация может изменится к лучшему, когда из кризиса выйдут победителями страховые компании сохранившие и использовавшие и преумножившие свой андеррайтинговый потенциал, который в конечном итоге позитивно отразился и на финансовом результате и капитале собственника страховщика.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архипов А.П. Андеррайтинг в страховании Теоретический курс и практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 08.01.05. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.
  2. Баскаков В.Н., Шуплякова А.Ю. Страховая статистика: состояние и перспективы, Надежность и контроль качества. - 2008г
  3. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Страховое дело. - М.: Феникс, 2004г.
  4. Мыльников В.Б. Андеррайтер - самый главный в страховании, Страховой вестник. - 2005г
  5. Шахов В.В. Страхование, ЮНИТИ, М. 2007г.
  6. Гвозденко А.А., Основы страхования, Финансы и статистика. М. 2005г.

 


Информация о работе Бизнес-процесс андеррайтинга