Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:31, лекция
Предварительные маркетинговые исследования рынка торговли, торговой недвижимости, рынка досуга, рекреационных услуг г. Обнинска и ближайших городов показали востребованность реализации многофункционального торгово-развлекательного комплекса (МТРК) площадью до 50000 кв. м.
Инициатором проекта являются:
5. ПЛАН МАРКЕТИНГА
5.1.
Анализ ситуации на рынке
Товарооборот магазина практически всегда привязан к посещаемости места, поэтому упор делается на "проходные" места, к которым не только удобно подъехать, но и пройти пешеходам.
Большая часть городских владельцев небольших магазинов предпочитает получать доход от недвижимости, сдавая ее в аренду, а не продавая ее. Среди общего числа сделок, заключаемых на рынке: 79% приходится на сделки аренды и 21% на сделки купли - продажи. Подобная структура сделок свидетельствует о том, что операторам торговли брать в аренду сегодня выгоднее, чем покупать эту недвижимость для торговли продукцией.
Большая часть помещений торгово-рыночного назначения, вовлеченных в оборот в течение анализируемого периода, имеет площадь от 50 до 200 кв.м. Большинство владельцев крупной недвижимости предпочитают скорее продать помещения, чем сдавать в аренду. И наоборот, чем более мелкое помещение, тем выше процент заявок на сдачу таких помещений в аренду. Можно говорить о том, что рынок торговых помещений в 2004 - 2005 гг. развивался достаточно динамично, о чем свидетельствует сохранение темпов прироста как количества торговых центров, так и общей их площади. В 2006 году будет сдаваться в эксплуатацию торгово-офисный центр «Форт» по проспекту Маркса, причем большую часть помещений планируется продать, а высокодоходные – сдавать в аренду. Этот факт свидетельствует о высокой привлекательности инвестиций в девелопмент торговых объектов.
В целом по рынку резкого роста ставок аренды на помещения в торговых центрах не произошло, однако для отдельных профилей торговли можно отметить некоторые тенденции. В первом полугодии 2005 г. ставки аренды на помещения кинотеатров стали расти, благодаря выходу на рынок новых операторов в данной индустрии и возникшей в связи с этим конкуренции между ними. Ставки аренды для предприятий общественного питания в некоторых случаях демонстрируют рост на фоне плотной конкуренции в этом сегменте. В подарочно-сувенирном секторе наблюдается падение ставок, что связано с сокращением спроса со стороны операторов данного профиля.
Наибольшим
спросом в настоящий момент на рынке пользуются
помещения следующего функционального
назначения:
- продовольственные магазины, в том числе
универсамы;
- магазины строительных и хозяйственных
товаров;
- магазины одежды;
- центры досуга: бильярдные, игровые автоматы,
кегельбаны, развлекательные заведения
(спрос, в основном, ориентирован на создание
молодежных клубов с дискотекой, бильярдом,
баром и т.п.).
- помещения под кафе и бистро, в основном,
для открытия заведений дешевого питания.
- аптеки - в основном аренда у неспециализированных
фирм, которые приобрели и обустроили
помещения.
5.2. Стратегия маркетинга.
Исходя из ситуации, сложившейся на рынке коммерческой недвижимости в Обнинске, а так же с учетом имеющихся собственных денежных средств инициаторами проекта предлагается маркетинговая стратегия, которая исходит из частичной продажи площадей, при основной – сдача площадей в аренду.
5.2.1. Продажа площадей.
Функционирование крупных торговых операторов в составе крупных комплексов, таких, как супермаркет электроники и продовольственный супермаркет в режиме аренды недостаточно надежен, особенно в регионах, где покупательская способность и численность населения обычно невелико для высокоприбыльной работы этих операторов. Часть площадей комплекса предполагается продать в собственность соответствующим крупным «якорным» операторам.
Возможна продажа до 20% общих площадей на сумму порядка 13,0 млн. долл. США (в основном площадь в башне, часть супермаркетов и т.д.)
В настоящее время ведутся переговоры с «Седьмым континентом», «Эльдорадо» и рядом других торговых операторов.
5.2.2. Сдача в аренду.
Планом маркетинга предусматривается, что, несмотря на возможную продажу 20% площадей, наибольшая часть МТРК будет сдаваться в аренду множеству различных розничных операторов, среди которых будут предприятия торговли, сервиса, общественного питания, сферы досуга и т.д.
При эксплуатации МТРК обязательно должны быть соблюдены некоторые базовые принципы и правила. В качестве основных следует выделить:
• |
Передачу арендаторам только подготовленных для индивидуальной отделки арендуемых площадей за один-два месяца до пуска МТРК (крупным за 3-5 месяцев). |
• |
Единую концепцию дизайна помещений и методов представления товаров всеми торговыми арендаторами МТРК. |
• |
Соблюдение арендаторами требований собственника центра к ассортименту, графику работы, качеству обслуживания и т.п. |
• |
Единую систему безопасности. |
• |
Наличие единой службы информации и оповещения по МТРК. |
• |
Наличие парковки для личного транспорта покупателей и арендаторов. |
Процедура сдачи торговых площадей предполагает применение принципа конкурсной аренды, т.е. потенциальные арендаторы выбираются и приглашаются собственниками объекта, и лишь оставшиеся после размещения приглашенных арендаторов площади выставляются для сдачи в аренду.
В МТРК имеются следующие типы арендаторов:
• |
Якорные |
• |
Обычные (приглашенные и по конкурсу) |
• |
Социальные |
Якорными арендаторами являются арендаторы супермаркетов, спортивных и детских объектов, развлекательных блоков и фуд-корта.
Приглашенными арендаторами считаются фирмы, размещение магазинов которых интересно не только с точки зрения получения арендной платы, но и с точки зрения повышения привлекательности комплекса для остальных арендаторов и самих покупателей за счет высококачественных, как правило, брэндовых товаров .
К Социальным арендаторам относятся арендаторы социальной группы площадей.
Работа с приглашенными арендаторами. В начале определяется список приглашаемых арендаторов, с желательным товаром и ранжированием их по степени «желаемости». С ними заключаются «Соглашения о намерениях». В настоящее время таких соглашений заключено на 8 000 кв.м. Среди них: «Детский мир», «Фитнес-Холдинг», химчистка «Лисичка» и т.д. Далее, с приглашенным арендатором определяется необходимое ему место на поэтажном плане, а также уточняется площадь, с учетом идеологии расположения и объемами групп товаров. При достижении принципиальной договоренности с арендатором заключается предварительный договор аренды. После его подписания на соответствующем поэтажном плане фиксируется модуль, занятый данным арендатором. Затем процедура повторяется со следующим приглашенным арендатором и т.д..
После завершения работы с приглашенными арендаторами, начинается работа с арендаторами, подавшими заявки на занятие торгового места. Они проходят проверку на соответствие требованиям МТРК.
Основными требованиями являются:
• |
Необходимый ассортимент и качество товаров. |
• |
Высокая культура обслуживания. |
• |
Отсутствие отрицательной торговой истории предприятия. |
• |
По возможности – наличие рекомендации. |
Арендаторы привлекаются различными способами, в том числе по рекламе. Содержание рекламных роликов, объявлений в газетах разрабатывается рекламным агентством, с учетом концепции МТРК и действующим законодательством.
5.3. Ценовая политика.
Для определения оптимального варианта ценовой политики применен метод ценообразования в зависимости от размеров сдаваемой площади, её этажности, расположения в комплексе и в верхних пределах цен конкурентов. Использование такого метода обуславливает высокое качество предполагаемых услуг и товаров, а уникальность комплекса обеспечит стабильную реализацию предлагаемого проекта и высокое качество товаров и услуг.
Имеющаяся информация по торговым объектам города в части непродовольственных товаров показывает, что их суммарная площадь 48 660 кв. м., а торговая при k=0,6 составляет 29 196 кв.м. Существующие арендные ставки колеблются от 360 до 610 $ за 1 кв.м. в год, при площади 30-40 кв.м. на первом этаже. Дифференциация по этажам существует в ТЦ «Европа» с её понижением на 15%-20 % с ростом этажа.
Таким образом, с учетом пуска МТРК в конце 2008 года, а так же класса комплекса и роста покупательской способности населения, ставка аренды на 1-ом этаже на помещение 30-40 кв.м. будет составлять порядка 700 $.
Дифференциация арендных ставок в зависимости от этажа и площади секции представлены в таблице:
Дифференциация арендных
ставок в зависимости от этажа и размера секции
N п/п |
Этаж |
Стоимость аренды 1 кв.м. в год в зависимости от площади секции | ||||||
До 20 |
20-40 |
40-80 |
80-120 |
120-180 |
180-240 |
240 | ||
1 |
1-ый |
720 |
700 |
650 |
600 |
550 |
500 |
460 |
2 |
2-ой |
620 |
600 |
560 |
520 |
480 |
440 |
410 |
3 |
3-ий |
525 |
510 |
470 |
430 |
400 |
370 |
340 |
Примечание: В арендную ставку не входит оплата за электроэнергию, телефон и эксплуатационные расходы.
На стоимость аренды влияет также расположение секции по отношению к потокам покупателей и она может колебаться в пределах +(-)10 % арендной ставки.
5.3.1. Доходная база комплекса.
Расчет доходной части комплекса производится по принципу оценки планируемых поступлений. Арендные доходы поступают от передачи в аренду торговых и сервисных площадей, а также помещений под размещение объектов общественного питания, а также рекламных поступлений.
Собственники помещений, не смотря на свой статус, уплачивают компенсационные взносы по коммунальным услугам, в соответствии с показаниями соответствующих узлов учета.
Годовой доход МТРК от аренды (при продаже 20% площадей) составит -4 663 959$.
Эксплуатационные услуги – 445 000 $ (10 $ за 1 кв.м.).
Всего доход по МТРК – 5,1 млн. $.
5.3.2. Расходная часть комплекса.
Расчет текущих затрат, возникающих при эксплуатации МТРК производится на основании опыта эксплуатации МТРК, а также с учетом предполагаемых статей затрат.
В общем случае текущие затраты на содержание и обслуживание МТРК включают в себя налоговые платежи, заработную плату персонала, расходы на безопасность и охрану, оплату электроэнергии и тепла., водоснабжения и канализации, мест общего пользования, вывоза мусора, административные расходы, услуги связи, транспортные расходы, расходные материалы, хозяйственные расходы, уборку здания и территории, текущий мелкий ремонт общих и технических помещений комплекса, рекламу, непредвиденные и прочие расходы. Общая сумма расходов, возникающих при эксплуатации МК, в условиях России, составляет от 25 до 35 % от суммарной выручки объекта. Чем ниже класс МК, тем меньший процент от выручки составляют текущие расходы. Для проектируемого комплекса текущий уровень затрат принимается в 30% от суммарной выручки или 1,53 млн.$, тогда годовая прибыль составит – 3,57 млн.$. Срок окупаемости составит 9 лет. (может быть сокращен до 8,3 года за счет обеспечительных платежей арендаторов и роста аренды по мере раскручивания комплекса).
6. РАССЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Без продажи торговых площадей годовой доход возрастет до 9,0 млн. долларов США, расходы на эксплуатацию – 2,7 млн. долларов США, а прибыль – 6,3 млн. долларов США. Срок окупаемости вложений с момента эксплуатации – 5 лет, а вместе со строительством – 7,5 лет. Однако, учитывая внесение денежных средств по обеспечительным платежам, а так же ежегодный рост аренды по мере раскручивания комплекса срок окупаемости сокращается с момента эксплуатации до 3,6 года, а со стройкой до 6,3 года (со стройкой), рентабельность вложений – 15,8 %.
Расчет срока окупаемости представлен в сетевом графике при условии 100 % инвестирования без кредитования.
Сетевой график окупаемости инвестиций
N п/п |
Статьи тыс. $. |
2005 (фак-тич.) |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого | |||
1 |
Затраты на проектирование и строительство, в т.ч. НДС |
1330 |
10000 |
14500 |
6170 |
— |
— |
— |
— |
32000 | |||
2 |
Вложения инвестора |
— |
8500 |
9600 |
3870 |
— |
— |
— |
— |
21970 | |||
3 |
Вложения заказчика-застройщика |
1130 |
1000 |
2100 |
1300 |
— |
— |
— |
— |
5530 | |||
4. |
Обеспечи-тельный залог арендато-ров |
200 |
500 |
2800 |
1000 |
— |
— |
— |
— |
4500 | |||
5 |
Доходы от аренды |
— |
— |
— |
3000 |
9000 |
9200 |
9400 |
9600 |
40200 | |||
6 |
Затраты на эксплуатацию МТРК |
— |
— |
— |
800 |
2700 |
2750 |
2820 |
2880 |
11950 | |||
7 |
Денежные потоки от реализации проекта (п.5-п.6) |
— |
— |
— |
+2200 |
+6300 |
+6450 |
+6580 |
+6720 |
28250 | |||
8 |
Денежные потоки накопительные итогом (п.8+п.2+п.3-п.4-п.7) |
-1130 |
-10130 |
-19030 |
-21000 |
-14700 |
-8250 |
-1670 |
+5050 |
— | |||
9 |
Срок окупае-мости |
Без стройки |
3,6 года |
||||||||||
6,3 года |
|||||||||||||
Информация о работе Бизнес план Общество с ограниченной ответственностью «Русский дом»