Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:12, реферат
В настоящее время в нашей стране имеются уникальные условия для организации нового вида бизнеса: агентств по сбору просроченной задолженности от юридических и физических лиц (далее именуемые коллекторскими агентствами). Объемы банковского кредитования с каждым годом стремительно растут. Количество товарных кредитов, выдаваемых крупными оптовыми организациями, так же увеличивается (справедливо для отрасли ЖКХ, операторов связи и т.п.). Однако, все держатели кредитных портфелей сталкиваются с проблемой просрочки и невозвращения долгов. С такой непростой задачей сбора денег с недобросовестных клиентов участники рынка справляются по-разному. Остановимся на наиболее показательном примере кредитных организаций, как самых передовых структур, старающихся использовать все современные достижения в сфере технологии и управления.
РЕЗЮМЕ.
В настоящее время в нашей стране имеются уникальные условия для организации нового вида бизнеса: агентств по сбору просроченной задолженности от юридических и физических лиц (далее именуемые коллекторскими агентствами). Объемы банковского кредитования с каждым годом стремительно растут. Количество товарных кредитов, выдаваемых крупными оптовыми организациями, так же увеличивается (справедливо для отрасли ЖКХ, операторов связи и т.п.). Однако, все держатели кредитных портфелей сталкиваются с проблемой просрочки и невозвращения долгов. С такой непростой задачей сбора денег с недобросовестных клиентов участники рынка справляются по-разному. Остановимся на наиболее показательном примере кредитных организаций, как самых передовых структур, старающихся использовать все современные достижения в сфере технологии и управления.
Зачастую, банки выстраивают кредитную политику, закладывая невозврат в процентную ставку и скрытую комиссию по вновь выдаваемым кредитам, возлагая тем самым свои риски на плечи добросовестных плательщиков - подобный способ не может не приводить к росту ставок и понижению конкурентоспособности на рынке розничных банковских услуг. Другие кредитные организации распределяют колоссальную нагрузку по сбору задолженности (коллекторство) на штатных сотрудников, что непременно требует значительных инвестиций в непрофильную деятельность (специальное программное обеспечение, поиск, обучение, найм персонала) и косвенно приводит к снижению лояльности к банку-сутяжнику, который вместо того, чтобы давать деньги, выколачивает долги. Третьи отдают функцию на аутсорсинг в специализированные коллекторские (долговые) фирмы, которые работая "на результат", более мотивированы в отличие от сотрудников банков.
По данным ЦБ, с начала года просроченная задолженность по кредитам, выданным населению, увеличилась с 1,9 до 2,5%. Достоверность этих данных, впрочем, вызывает сомнение даже у самого регулятора. “Качество раскрытия банками информации, в том числе по потребкредитам, - больной для Банка России вопрос”, - так прокомментировал один из замдиректоров департамента банковского регулирования и надзора ЦБ России. Например, один из лидеров потребительского кредитования - банк «Хоум Кредит энд Файненс» показал в своей отчетности убытки по итогам второго полугодия 2013 года в размере 1800 млн. руб. (объем просрочки по кредитам населению составил 25%). И дело не в том, что банк вел более рисковую политику, чем его конкуренты. Просто он, возможно, оказался самым искренним. Общий объём невозвращённых потребительских кредитов по официальным данным за прошлый год превысил 1 млрд. долларов, а по независимым экспертным оценкам он как минимум в несколько раз больше. Количество кредитов, которые так и не были возвращены, увеличилось в минувшем году на 70%. Только в московском регионе рост потребительского кредитования в январе- июне 2013 года составил 37,5 %, а просроченная задолженность на начало июля того же года составила 4,6% или 18,9 млрд. рублей. Рост объёма выданных кредитов происходит за счёт увеличения числа наиболее высокорисковых операций - кредитования физических лиц.
Обратите внимание - это только
банковские просрочки, а как оценить объём
невозвращённых долгов в различных сферах бизнеса,
где компании из-за растущей конкуренции
вынуждены предоставлять отсрочку оплаты
за свои товары и услуги или в комплексе
жилищно-коммунального хозяйства с их
объёмами неплатежей. Всё это - потенциальные
клиенты коллекторских агентств.Таким
образом, поле деятельности в данной области
представляется необъятным.
В
настоящее время хуже обстоят
дела в регионах нашей страны.
С одной стороны, имеется высокий потенциальный
спрос на услуги коллекторских агентств,
т.к. банки в регионах столкнулись с проблемой
массового невозврата задолженности по
потребительским кредитам. С другой
стороны, услуги региональных организаций
по возврату таких задолженностей практически
не предлагаются. В связи с этим, у компании,
которая первой предложит на рынок
качественную услугу в своем
регионе, есть все вероятные шансы стать
лидером этой отрасли.
В общем, подводя итог, можно
сказать, что мы находимся в начале большого
пути с огромным полем деятельности и
перспективой превращения российского
коллекторского бизнеса в индустрию с
миллиардными оборотами.
Реализация проекта – создание коллекторского агентства, которое представляет собой комплекс средств и методов законного давления на неплательщиков, конечным итогом которого выступает полное погашение существующей задолженности.
Организация работы по сбору задолженности
начинается с изучения истории должника
– физического, юридического лица (анализа
кредитной истории, финансовой отчетности,
причин невозврата долга). На следующем
этапе происходит формирование персонального
дела должника путем анализа всей существующей
информации, что позволяет правильно выбрать
манеру общения с учетом возрастных, культурных,
профессиональных, имущественных и иных
факторов на стадии досудебного урегулирования,
а на стадии исполнительного производства
дает приставу-исполнителю необходимые
фактические данные.
Далее информация передается
в call-center, где устанавливается тип неплательщика
и применяется в соответствии с этим типом
определенная стратегию возврата долга.
Эту стадию можно назвать просветительско-
Несмотря на то что, в настоящее время отсутствует специальные нормативно - правовые акты, регулирующее коллекторский бизнес, все методы работы коллекторов основаны на нормах действующего законодательства Российский Федерации.
Заинтересованнать создания коллекторского бизнеса в настоящее время может быть обусловлена следующими принципами:
Схема «Основные виды деятельности коллекторского агентства».
КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО
УСЛУГИ ФИЗИЧИСКИМ ЛИЦАМ
УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
УСЛУГИ БАНКАМ
ФАКТОРИНГ
1. Услуги банкам.
1.1. Сall – центр.
1.2.Судопроизводство.
1.3. Исполнительное производство.
На этапе исполнительного производства, агентство будет предъявлять исполнительные документы (судебного приказа, исполнительного листа)
в подразделения ФССП для производства принудительного взыскания
суммы долга. Специалисты агентства будут осуществлять контроль за
ходом исполнительного производства, предпринимать меры к его
форсированию
(обнаружение и изъятие
самостоятельная сдача - получение документов, совместный с судебным
приставом - исполнителем выезд по его месту регистрации (жительства,
месту нахождения имущества должника).
1.4. Уголовное производство.
Уголовное производство направленно на привлечение к уголовной ответственности недобросовестных заемщиков, в частности, сообщивших Банку недостоверные сведения о себе при получении кредита. Сотрудники агентства будут производить подготовку доказательной базы, подадут заявления о преступлении в правоохранительные органы, примут участие в следственных действиях, обжалуют действия, решения правоохранительных органов, примут участие в уголовном процессе на стороне потерпевшего.
2. Услуги коммерческим организациям.
2.1. Арбитраж.
Одним из основных направлений деятельности агентства будет являться представление интересов клиента в судах Российской Федерации, в том числе в системе федеральных арбитражных судов. Взаимодействия агентства с клиентом будут строиться следующим образом:
клиентом документов, по результатам которой будет дана первоначальная
оценка перспектив судебного спора;
целесообразности инициирования судебного разбирательства;
специалистам агентства соответствующих доверенностей;
2.2. Взыскание долгов.
Кроме использования общепринятых методов, будут применяться методы медиации – это такая форма разрешения спора предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны (медиатора), авторитетной для всех участников спора.
2.3. Банкротство.
Этот способ взыскания задолженности имеет много нюансов и подводных камней. Эта процедура следует, как правило, за исполнительным производством и зачастую бывает последней возможностью вернуть долг. Обслуживая этот процесс, агентство будет оказывать следующие услуги:
3.
Услуги физическим лицам (
3.1. Взыскание долгов по договорам займа.
4. Финансирование под уступку права требования (факторинг).