Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Валютный риск несут все организации и физические лица, которые осуществляют операции с иностранными валютами либо осуществляют сделки по средствам валюты. Валютный риск представляет собой возможность потери финансов, которая может произойти по причине неблагоприятного изменения курса валют, в промежуток времени между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Валютный риск и его сущность………………..………………………………5
1.1.Понятие, причины и виды валютного риска…………………….... ………..5
1.2 .Страхование валютных рисков……………………………………...……..14
1.3.Методы минимизации валютных рисков………………………………….17
2.Анализ валютных рисков на примере ООО ПКО «АВС-Импэкс»……….. 20
2.1 Технико- экономическая характеристика компании ООО ПКО «АВС-Импэкс»………………… ……………………………………………………….20
2.2.Валютные риски при осуществлении экспортно-импортных операций в ООО ПКО «АВС-Импэкс»…………………………..……………………..….. 332.3.Методы снижения валютных рисков в ООО ПКО «АВС-Импэкс»…...…37
Заключение……………………………………………………………………… 42
Список используемой литературы…...................................................................45
Контроль за организацией исполнения заключенного контракта, в том числе его оплаты, возлагается на инженера по импорту, ответственного за данный контракт. После осуществления платежа бухгалтерия передает инженеру, ведущему контракт, копию поручения для последующего информирования инофирмы о произведенных платежах.
Исполнение условий импортного контракта на ООО ПКО «АВС-Импэкс» осуществляется по следующей схеме. Как только контракт подписан, начинается его регистрация в банке, у которого у фирмы открыт счет.
После того, как контракт был зарегистрирован в банке, он направляется для регистрации в таможенном органе (при этом к нему также прикладываются оригинал и копия контракта).
Далее инженер по импорту составляет служебную записку главному бухгалтеру, которая вместе с копией контракта направляется в центральную бухгалтерию.
ОВО предприятия при расчетах использует банковский перевод: 30% предоплата и последующие 70% оплаты во время отгрузки товара, либо 100% предоплату или оплата производится по факту поставки товара.
Транспортировка при исполнении импортного контракта осуществляется в соответствии с условиями INCOTERMS, которые определяют обязанности покупателя и продавца при поставке товаров. Выбор условия поставки влияет на цену товара, поскольку расходы продавца включаются в цену товара. INCOTERMS носят рекомендательный характер.
В настоящее время при исполнении импортных контрактов ОВО чаще всего работает на условиях CIF и CIP. Транспорт при этом обеспечивает продавец, который нанимает перевозчика. Сумма транспортных расходов включается в цену контракта. Использование данных условий транспортировки не всегда выгодно, т. к. продавец может включить в транспортные расходы «все что угодно».
Международным перевозкам присущи два основных признака:
- во-первых, они осуществляются между двумя и более странами;
- во-вторых их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.
Транспортное обеспечение – это система, представляющая собой совокупность технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий форм управления транспортными операциями на всем пути движения продукции от производителя к потребителю.
При организации доставки взвешиваются все аспекты деятельности от начальной до конечной операции; разрабатывается система мер, обеспечивающих достижение желаемого результата с наименьшими возможными издержками. При разработке общей стратегии доставки учитываются следующие факторы:
– материально-техническое обеспечение системы доставки;
– использование складских площадей;
– учет загрязнения окружающей среды;
– повреждение грузов при перевозках и складировании;
– надежность персонала, занятого доставкой груза;
– защитная упаковка;
– скорость доставки;
– скорость обработки документации;
– оперативность служб потребителя.
Для перевозки грузов ООО ПКО «АВС-Импэкс» использует железнодорожный, автомобильный и речной, морской транспорт.
При выборе способа транспортировки наибольшее внимание уделяется стоимости перевозки. Стоимость международной перевозки обычно определяется исходя из стоимости и объема предоставленных услуг. Также, можно сказать, она является своеобразной функцией рыночного спроса и степени монополизации рынка перевозчиком.
При перевозках на близкое расстояние используется автомобильный транспорт, он является самым надежным, т. к. перевозчик несет полную ответственность за доставку груза. При импортных перевозках коммерческий отдел обычно пользуется услугами как международных, так и российских транспортных компаний.
Очень важным моментом исполнения договора купли-продажи является страхование. В зависимости от способа транспортировки применяется морское или наземное страхование. Выбор базисных условий поставки определяет сторону, которая будет осуществлять страхование груза.
Основные риски, от которых страхуется ООО ПКО «АВС-Импэкс» – это хищение и риск повреждения груза. Необходимость страхования именно этих видов риска продиктована практикой работы с иностранными партнерами.
После получения уведомления об отправке груза инженер по импорту составляет служебную записку главному бухгалтеру с указанием сумм и счетов для перевода оплаты на счет таможни платежей за пошлину и НДС. По прибытии груза инженер предоставляет в таможенный орган следующий пакет документов:
– заверенная копия контракта;
– инвойс и его перевод на русский язык;
– паспорт сделки;
– декларация на импорт;
– платежки (уплата НДС, пошлины и таможенного оформления);
– транспортная накладная (CMR, AWB и т.д.);
– электронная копия декларации (для статистического учета);
– справка о присвоении ИНН.
Основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимым товаром.
В случае невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости товара последовательно применяются остальные методы. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего метода. По заявлению декларанта методы на основе вычитания стоимости и на основе сложения стоимости применяются в обратной последовательности.
К документам, необходимым для правильного оформления импортных сделок можно отнести также следующие:
– сертификат качества;
– упаковочный лист;
– технический паспорт.
При необходимости оформляется сертификат происхождения.
После таможенной очистки груз размещается на складе, куда передаются оригиналы и копии необходимых документов.
В случае нарушения исполнения контракта одной из сторон продавец или покупатель имеют право подать рекламацию. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств.
В типовых контрактах ООО ПКО «АВС-Импэкс» предусмотрена арбитражная оговорка. Арбитражная оговорка – это арбитражное соглашение по поводу возникшего спора или арбитражное соглашение относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитражная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее содержания зависит компетенция арбитража по рассмотрению спора. Как правило, большинство споров решается мирным путем.
ОВО занимается импортом различного вида товаров. В отделе существует в основном тематическое деление, то есть каждый инженер ведет свой основной профиль.
Коммерческий отдел ООО ПКО «АВС-Импэкс» занимается реализацией импортируемой продукции.
Основными функциями коммерческого отдела являются:
1. Организация и обеспечение продаж всего перечня продукции на территории РФ и в странны ближнего зарубежья.
2. Исследование и прогнозирование рынка с целью определения спроса на продукцию.
3. Разработка и реализация мероприятий по формированию спроса на продукцию.
4. Реклама продукции.
5. Организация, совершенствование и управление дилерской сетью предприятий.
6. Составление и осуществление планов продаж продукции.
7. Планирование и осуществление маневрирования товарными ресурсами с учетом региональной потребности населения.
8. Планирование и предоставление дополнительных услуг дилерской сети.
Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий позволяет эффективно развивать внешнеэкономические связи и обеспечить финансовую устойчивость за счет снижения возможного влияния риска.
2.2.Валютные риски
при осуществлении экспортно-
ООО ПКО «АВС-Импэкс», как торговый посредник - комиссионер, подвержен валютным рискам, поскольку около 30% реализуемой продукции экспортируется за рубеж, импортируется сырьё и оборудование, а также привлекаются иностранные инвестиции для расширения, модернизации и налаживания нового производства.
Необходимость разработки и внедрения системы управления валютными рисками для ООО ПКО «АВС-Импэкс» была обусловлена наличием открытых валютных позиций и отрицательных курсовых разниц (табл. 1) по валютам: доллар США / рубль и доллар США / Евро.
Таблица 1. – Наличие отрицательных курсовых разниц по валютам
Отчетный год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Курсовая разница, млн. руб. |
36,9 |
-306,7 |
-360,8 |
-225,2 |
Открытая валютная позиция обусловлена тем, что выручка компании номинирована в долларах США (в объемах, превышающих обязательства в долларах США), обязательства компании в рублях и евро не покрыты активами в этих же валютах.
Инициатором формирования и внедрения системы управления валютными рисками являлся отдел внешнеэкономических отношений. Поддержку в продвижении проекта оказывало управление финансовых ресурсов компании. Проект проходил согласование со всеми подразделениями, деятельность которых связана с факторами валютного риска.
Цель разработки и внедрения системы управления валютными рисками заключается в минимизации валютного риска и исключении убытков, вызываемых колебаниями курсов валют.
Далее приведем причины для необходимости внедрения процедур управления валютными рисками:
- размещение еврооблигаций и колебания курса доллара по отношению к евро является значимым фактором валютного риска для ООО ПКО «АВС-Импэкс» в части изменения стоимости этих обязательств для ООО ПКО «АВС-Импэкс»;
- продукция ООО ПКО «АВС-Импэкс», поставляемая на экспорт, реализуется, в основном за доллары США. В свою очередь, основная масса импортных контрактов на поставку оборудования заключается в Евро. В результате, ООО ПКО «АВС-Импэкс» несет риск удорожания стоимости импортных контрактов в долларовом эквиваленте.
ООО ПКО «АВС-Импэкс» также реализует валютную выручку для покрытия рублевых расходов. В результате, с укреплением курса рубля, ООО ПКО «АВС-Импэкс» недополучает часть экспортной выручки в рублевом эквиваленте.
Существует несколько методов, при помощи которых компания может попытаться контролировать валютный риск:
- операционного валютного риска можно избежать, отказавшись продавать или покупать продукцию за любую валюту, кроме национальной;
- трансляционного валютного риска можно избежать, отказавшись от создания иностранных дочерних предприятий;
-негативных последствий иностранной конкуренции, связанных с тем, что зарубежный конкурент может выиграть благодаря колебаниям курсов валют, можно избежать, повысив производительность, сократив производственные расходы и став, таким образом, более конкурентоспособным. [4]
Приняв такие меры, даже маленькие предприятия могут защищаться от валютного риска: отсутствие иностранных дочерних предприятий, оценка своей продукции и ведение счетов, например, в Евро, постоянное улучшение эффективности и производительности.
Но такой простой способ контроля валютного риска годится не для всех компаний. ООО ПКО «АВС-Импэкс» приходится покупать товары за рубежом и оплачивать их в иностранной валюте или же принимать платежи в иностранной валюте за свой экспорт. Крупные компании пытаются расширить свое производство организацией дочерних предприятий за рубежом. В связи с развитием международной торговли и ростом глобальных рынков компаниям приходится сталкиваться с растущим валютным риском, преодоление которого требует дополнительных мер.
Напомню, валютные риски это опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового, внешнеэкономического или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Экспортер, получающий иностранную валюту за проданный товар, проиграет от снижения курса иностранной валюты по отношению к национальной, тогда как импортер, осуществляющий оплату в иностранной валюте, проиграет от повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной.
Таким образом, колебания валютных курсов ведут к потерям одних и обогащению других фирм. Участники международных кредитно-финансовых операций подвержены не только валютному, но и кредитному, процентному, трансфертному рискам.