Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:41, контрольная работа
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.[7]
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров.
Введение …............................................................................................................ 3
Понятие, виды и методы конкуренции …................................................. 4
Виды конкурентной борьбы на современном этапе …............................ 8
Заключение …..................................................................................................... 14
Список использованной литературы …........................................................ 15
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального учреждения
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ИМЕНИ К. Г. РАЗУМОВСКОГО
Кафедра «Экономика и управление народным хозяйством»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Бизнес-планирование в организации»
На тему: «Виды конкурентной борьбы на современном этапе развития экономики»
студентка 3 курса
заочной формы обучения
шифр 099-080100-11
Преподаватель: проф., к.э.н. Пашкевич Е.С.
г. Москва
Содержание
Введение ….............................
Заключение ….............................
Список использованной
литературы ….............................
Введение
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.[7]
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
В соответствии с темой контрольной работы определена цель рвботы — изучить конкурентную борьбу на современном этапе развития экономики. Объект исследования: виды конкурентной борьбы. Предмет исследования: конкуренция и ее виды. Данная работа ставит следующие задачи:
-определить понятие и роль конкуренции;
-представить виды конкуренции в экономике;
-раскрыть сущность
-рассмотреть монополию
и монополистическую
-дать определение олигополии;
-проанализировать факторы конкуренции в настоящее время.
1. Понятие, виды и методы конкуренции
Существует четыре возможные
конкурентные структуры, определяющие
собой вид рынка:
• чистая конкуренция;
• монополистическая конкуренция;
• олигополия;
• чистая монополия.
Для рынка, на котором преобладает чистая конкуренция, характерно наличие множества продавцов и покупателей какого-либо схожего продукта. На таком рынке ни один отдельный покупатель или продавец не влияет на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не может назначить цену выше рыночной, а покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Запрашивать цену ниже рыночной для продавцов также бессмысленно, поскольку они могут продать все, что нужно, по уже существующей рыночной цене. Новым компаниям легко внедриться на рынок, поскольку практически нет ограничительных преимуществ, так как товары и цены одинаковы. В такой ситуации многое зависит от имиджа фирмы.[5]
Рынок монополистической конкуренции
состоит из множества покупателей и продавцов,
совершающих сделки не по единой рыночной
цене, а в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется способностью
продавцов предложить покупателям разные
варианты товаров. Реальные изделия могут
отличаться друг от друга качеством, свойствами,
внешним оформлением, но эти различия,
если они есть, весьма незначительны. Различия
могут быть в сопутствующих товару услугах.
Рынок олигополии, или олигополистическая
конкуренция, состоит из небольшого числа
продавцов, весьма чувствительных к политике
ценообразования и маркетинговым стратегиям
друг друга. Товары могут быть как схожими,
так и не схожими между собой. Небольшое
число продавцов объясняется тем, что
новым претендентам трудно проникнуть
на этот рынок. При такой позиции каждый
продавец чутко реагирует на стратегию
и на действия конкурентов. Олигополист
не может быть уверен, что он добьется
какого-либо долговременного результата
за счет снижения цен. Хотя, если олигополист
повысит цены, а конкуренты оставят цены
на прежнем уровне, то возникнет ситуация,
когда ему придется либо возвращаться
к прежним ценам, либо рисковать потерей
клиентуры в пользу конкурентов.
При чистой монополии на рынке только один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен преследует достижение самых различных целей. Она устанавливает цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость.
Выделяют три вида конкуренции: функциональная, видовая и предметная.
Возникновение функциональной конкуренции обусловлено тем, что, в принципе, любую потребность можно удовлетворить различными способами. И, как следствие, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Например, разновидности напитков в продуктовом магазине.
Видовая конкуренция представляет собой ситуацию, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся каким-то важным параметром. Например, легковые автомобили одного класса, но с двигателями разной мощности.[8]
Предметная конкуренция состоит в том, что компании выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда носит название межфирменной.
Методы конкуренции.
В экономической литературе обычно происходит разделение конкуренции по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества.
Ценовая конкуренция характеризуется тем, что однородные товары предлагаются на рынке по различным ценам. За счет снижения цены продавец старался привлечь внимание к своему товару, для того чтобы занять как можно большую долю рынка. В ситуации, когда рынки монополизированы либо разделены между собой незначительным количеством крупных компаний, захвативших ключевые позиции, производители всячески стараются удержать цены постоянными для того, чтобы за счет снижения себестоимости и расходов на маркетинг обеспечить максимизацию прибыли. Если рынок монополизирован, то эластичности по цене не наблюдается. При попытке компании снизить цену конкуренты реагируют точно так же, и позиции фирм на рынке не претерпевают изменений. Однако происходит снижение нормы прибыли, финансовое состояние фирм, как правило, ухудшается, а это в свою очередь приводит к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов. В итоге спад производства усиливается, а вместо предполагаемых побед и вытеснения конкурентов наступает разорение и банкротство. Ценовая конкуренция применяется в основном фирмами-аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы широко используются для проникновения на рынки с новыми товарами, так как порой именно низкая цена способна привлечь покупателя.[3]
Неценовая конкуренция делает ставку на более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», модернизированный дизайн. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг. Это, как правило, обучение персонала, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, презентации и рекламные акции. В последнее время большое внимание уделяется проблемам качества производимой продукции и использованию новых технологий при ее производстве. Вследствие этого акцент делается на меньшее энергопотребление, предотвращение загрязнения природы. Также в последние годы сильно возросла роль рекламы, с помощью которой компании не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своей продукции и услуг, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике. Существуют и незаконные методы неценовой конкуренции. К ним относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, обладающих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству и обычно на 50% дешевле, закупка образцов с целью их копирования.[9]
Что касается рыночного характера экономических отношений, то он означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения. Это предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров, а значит, и товаропроизводителей. В данном случае под конкуренцией понимается постоянно действующий механизм соперничества товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В ходе конкуренции ведется борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, сферы приложения капитала, за превосходство в решающих областях НТП.
2. Виды конкурентной борьбы на современном этапе
На современном этапе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от цены и качества товара. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур. Большое число самостоятельных производителей однородного товара, с одной стороны, и масса обособленных потребителей данного товара — с другой.[3]
Структура связей такова, что
каждый потребитель, в принципе, может
приобрести товар у любого производителя,
основываясь на собственной оценке полезности
товара и его цене. Каждый производитель
может продать товар любому покупателю,
сообразуясь только с собственной выгодой.
Ни один из потребителей не приобретает
сколь-либо существенную долю общего объема
предложения и ни один из производителей
не в состоянии удовлетворить сколь-либо
существенную долю общего спроса. Данная
структура рынка характеризует так называемую
совершенную конкуренцию.
Своеобразным и широко распространенным
типом несовершенной конкуренции, наблюдающейся
практически во всех развитых странах,
является монополистическая конкуренция.
По многим позициям она напоминает совершенную
конкуренцию. Монополистическая конкуренция
отличается сравнительно большим числом
продавцов, которые производят дифференцированные
продукты (детскую одежду, посуду, книги).
Дифференциация является основой для
создания благоприятных условий для продаж
и обновления продукции. Огромное число
обособленных потребителей и малое количество
производителей, каждый из которых может
удовлетворить значительную долю общего
спроса. Такая структура рынка характеризует
несовершенную конкуренцию, или олигополию.
Предельным случаем данной структуры,
когда массе потребителей противостоит
единственный производитель, способный
удовлетворить общий спрос всех потребителей,
выступает монополия.[5]
Рассмотрим более подробно основные виды конкурентных структур.
Условия совершенной конкуренции
определяются следующими предпосылками:
- большое количество продавцов
и покупателей, ни один из которых не имеет
заметного влияния на рыночную цену и
количество товара. В условиях чистой
конкуренции каждая из многочисленных
компаний выпускает настолько небольшую
часть продукции, что увеличение или уменьшение
ее выпуска не будет оказывать ощутимого
влияния на общее предложение или, следовательно,
на цену продукта. То есть отдельный конкурирующий
производитель соглашается с ценой; конкурентная
фирма не может устанавливать рыночную
цену, но может только приспособиться
к ней;
- каждый продавец производит
однородный продукт, который ни в каком
отношении неотличим от продукта других
продавцов. Вследствие стандартизации
продукции отсутствует основание для
неценовой конкуренции;
- барьеры для входа в рынок (и
ухода с него) отсутствуют: нет ни законодательных,
ни технологических, ни финансовых препятствий,
которые могли бы помешать возникновению
новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных
рынках;
- никаких искусственных ограничений
спроса, предложения или цены не существует
и ресурсы — переменные факторы производства
— мобильны;
- каждый продавец и покупатель
владеет полной и правильной информацией
о цене, количестве продукта, затратах
и спросе на рынке.
Нетрудно заметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям, поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. На мировом рынке товаропроизводители постоянно конкурируют между собой. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых товаров отечественного производства. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. В конкуренции усматривается как главная черта — свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли регулятора общественного производства. Последствиями конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и не могут ею управляться.
На современном этапе возросло значение конкурентоспособности товара. Это связано прежде всего с тем фактом, что многим фирмам, чтобы выжить, удержать позиции и получить прибыль, приходится совершенствоваться во всех областях своей деятельности. В рамках данного вопроса большинство европейских стран, а также различные транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.[1]
Информация о работе Виды конкурентной борьбы на современном этапе развития экономики