Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:41, контрольная работа
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.[7]
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров.
Введение …............................................................................................................ 3
Понятие, виды и методы конкуренции …................................................. 4
Виды конкурентной борьбы на современном этапе …............................ 8
Заключение …..................................................................................................... 14
Список использованной литературы …........................................................ 15
В нашей стране развитие кооперационных связей пока находится на начальной стадии развития. Одной из основных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья. В подобной ситуации необходимо разрабатывать новые подходы к сотрудничеству, как национальному (отраслевому, межотраслевому, международному, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы использовать его резервы и преимущества.
Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют как общие цели, так и частные, достижение которых в одиночку им не под силу. Более сильные конкурентные позиции обычно имеют крупные компании, особенно транснациональные. Они быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств. В определенных условиях конкуренты, оперирующие в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими интересами под давлением серьезных затруднений в их деятельности. Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения компаний, взаимодействующих в ее рамках. Вернее будет сказать, что она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться.[3]
Повышение конкурентоспособности продукции
российских предприятий, увеличение масштабов
ее реализации на рынках, особенно внешних,
невозможно без широкого развития межфирменных
связей, в том числе с зарубежными партнерами.
Любые формы устойчивого взаимодействия
партнеров в области внешнеэкономических
отношений сводятся в конечном счете к
разделению и кооперации труда (производства),
их взаимодействию. Предприятия обрабатывающих
отраслей промышленности, особенно машиностроения,
не могут функционировать без широких
горизонтальных и вертикальных кооперационных
связей с партнерами своей и зарубежных
стран. Это предопределено характером
продукции названных отраслей и применяемых
в них технологий. Сейчас международные
межфирменные кооперационные связи охватывают
весь инновационно-
Эффективное и конкурентоспособное участие России в мирохозяйственных процессах разделения труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер общегосударственного характера. При разработке новой промышленной политики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной правовой базы, обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры по развитию инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.[4]
Коренного сдвига в повышении конкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно добиться лишь при последовательном изменении структуры внешнеэкономических связей России. На основе наращивания производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции, изготавливаемой преимущественно по российским «прорывным» технологиям, с опорой главным образом на отечественный интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал, модернизируемые производственные мощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров. Любые формы устойчивого взаимодействия партнеров в сфере внешнеэкономических отношений сводятся в конечном счете к разделению и коопераций труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому экспортно-импортным обменом товарами и услугами. Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнерами своей и зарубежных стран. Это объясняется характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.
Обострение конкуренции в современных условиях связано с усилением процессов интернационализации производства, глобальным характером деятельности крупнейших корпораций. В этих условиях господство в той или иной стране монополистической структуры и связанные с этим тенденции к торможению научно-технического прогресса неизбежно приводят к ослаблению позиций данной фирмы (следовательно, и страны в целом) на мировом рынке. Поэтому со стороны государственных структур предпринимаются различные усилия по поддержанию конкурентоспособности различных фирм - крупных производителей на мировом рынке. Как показывает практика, разные страны выбирают при этом различные подходы.[8]
Наибольшего успеха добиваются фирмы, которые функционируют в условиях конкуренции, постоянно находятся в поиске, ориентируются на запросы потребителя, преодолевают в себе консерватизм и инерцию. Роль государственных централизованных структур сводится не к непосредственному управлению, не к созданию тепличных условий, а к различным формам регулирования процесса: созданию наиболее благоприятных условий, поддержке необходимых соотношений и пропорций, проработке стратегических вопросов функционирования экономической системы в целом.
Заключение
Конкуренция охватывает все отрасли экономики. Впервые уделил внимание вопросу конкуренции А. Смит. К середине XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, отразившиеся в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.
Выделяют три стратегии конкуренции: завоевание рынка путем большого количества изделий, уникальность свойств товара, селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных сегментах рынка.
Принято различать три вида конкуренции: функциональная, видовая и предметная. По методам конкуренция разделяется на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества.
На современном этапе возросло значение конкурентоспособности товара. Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов ее реализации на рынках, прежде всего внешних, невозможно без широкого развития межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнерами.
Конечная цель любого предприятия - достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.[7]
Задачи решены, цель достугнута.
Список использованной литературы
1. Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов. Микроэкономика — М: СПб, издательство Питер, 2010.
2. Е. Т. Гайдар. Кризисная экономика современной России — М: издательство Проспект, 2010.
3. А. Г. Грязнова, Т. В. Чечелева. Экономическая теория: учебник — М: издательство «Экзамен». 2011.
4. И. Р. Курнышева. Институты
конкурентной политики в
5. В. Е. Ланкин. Маркетинг: Учебное пособие — М: Таганрог, ТРТУ. 2010.
6. Л. Л. Самородова, К. А. Сулименко. Экономика — М: Кемерово, ГУ КузГТУ, 2011.
7. Программа развития конкуренции потерпела «полное фиаско» // Ведомости — 2012. — №108 (3122).
8. Виды конкуренции // www.Grandars.ru.
9. Роль и функции конкуренции // www.economy-plus.ru.
Информация о работе Виды конкурентной борьбы на современном этапе развития экономики