Виды финансово-экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование внутреннего и внешнего финансово-экономического контроля, их сходство и различия.
Задачи контрольной работы:
1. раскрыть виды внутреннего финансово-экономического контроля;
2. рассмотреть виды внешнего финансово-экономического контроля
3. рассмотреть общее и различие в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля.

Содержание

Введение 3
Виды внутреннего финансово-экономического контроля 4
Виды внешнего финансово-экономического контроля 8
Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего
финансово - экономического контроля 13
Заключение 16
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

       Внешний финансово-экономический контроль это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта  принятым управленческим решениям и  направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел  различных областей общественной и  государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

       Внешний финансово-экономический контроль дает информацию о процессах происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.

       Внешний финансово-экономический контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный и аудиторский.

       Государственный финансовый контроль – осуществляется государственными и административными органами контроля.

       Виды  государственного финансового  контроля.

  • Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является госфинконтроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

       Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансовом контроле, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и возможность государства исполнять свои функции. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы, наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

       Таможенный  контроль - таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

       Таможенные  органы применяют методы анализа  рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

       Валютный контроль обеспечивает соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

       Валютный  контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

       К органам валютного контроля отнесены Центральный банк РФ, федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.

  • Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

       Контроль  этих процессов включает:

       -  контроль законности и эффективности  использования государственных средств;

       - контроль исполнения бюджетов  всех уровней власти и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

       - контроль денежного обращения,  использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов;

       - контроль предоставления финансовых  и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

       Административный  контроль (органы исполнительной власти) - контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации. Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Это объясняется многими причинами, среди которых и некомпетентность проверяющих, и умышленные действия по созданию конфликтных ситуаций в проверяемой организации.

       Для защиты своей позиции предприятия могут выбрать правовые средства, предусмотренные действующим законодательством.

       Административный  способ защиты заключается в разрешении возникших разногласиях в рамках системы контролирующего органа и передачи спора в суд.

       Денежно – кредитный контроль – особая роль в осуществлении контроля принадлежит Центральному Банку России. ЦБ РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

       Парламентский контроль - органы казначейства признаны осуществлять государственную бюджетную политику: управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочный контроль через отраслевые комитеты и комиссии, проверяющие финансовую деятельность отдельных звеньев финансовой системы. При необходимости депутаты парламента могут образовывать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

       В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля:

       - предварительный контроль - проводится  на этапе рассмотрения, утверждения проекта бюджета, проектов законодательных актов РФ;

       - текущий контроль - осуществляется за исполнением доходных и расходных статей утвержденного бюджета;

       - последующий контроль - проводится  на этапе рассмотрения, утверждения проекта закона об исполнении бюджета.

  • Ведомственный контроль - проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях.

       Например, контроль за обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения возложен на Министерство внутренних дел РФ.

       Экологический контроль проводит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов РФ.

       Независимый аудиторский контроль

       Аудиторский контроль - осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

       Отношения аудитора и клиента оформляются  договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

       Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

       Профессиональные  услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

       Основная  задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. 

       3. Общее и различия  в целях и задачах  внешнего и внутреннего  финансово - экономического  контроля.

       Взаимосвязь и взаимодействие внешнего и внутреннего  контроля. Внешний и внутренний контроль объединяется общей целью – проведением проверки соблюдения установленных законами и иными нормативными правовыми актами правил (порядка) осуществления того или иного вида деятельности, включая лицензии, сертификаты, стандарты, нормы, тарифы, ставки, квоты, планы, задания, заказы, договоры (внутрироссийские и международные), обязательства (по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды социального назначения и т.п.).

       Общим для внешнего внутреннего  контроля является обязательность их проведения.

       Контрольные функции органов внешнего и внутреннего контроля по своему содержанию включают в себя получение необходимой информации, её анализ и оценку, реагирования на выявленные отклонения от установленных правил (порядка), организацию при необходимости соответствующей корректировки требований или деятельности подконтрольного объекта.

       Внешний и внутренний контроль имеют определённую взаимосвязь:

  • они являются неотъемлемой частью единой системы контроля в стране;
  • руководствуются в своей деятельности законами и нормативными актами РФ;
  • объектами их изучения является основная (профессиональная) вспомогательная и финансовая деятельность;
  • они совместно обеспечивают непрерывность контроля и полный охват проверки всех видов деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделениях;
  • при осуществлении внешнего контроля используются данные внутреннего контроля за проверяемый период;
  • подразделения внутреннего контроля привлекаются к участию в проверки, организуемой органом внешнего контроля.

       Являясь взаимозависимыми и взаимообусловленными компонентами единой системы контроля, внешний и внутренний контроль имеют существенные отличия.

  • Потребителями информации внешнего контроля являются внешние пользователи, и прежде всего органы государственной власти (законодателей и исполнителей).

       Информация внутреннего контроля предназначена в первую очередь для руководителей предприятия или учреждения.

  • Внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован. Он зависим в выборе контролируемого объекта, в определении направления и методов проверки.

       Внутренний  контроль организуется руководством предприятия или учреждения, которое самостоятельно определяет контролируемые структуры подразделения, вопросы проверки участвующих в ней лиц. Проверяющие подчинены руководителю организации, выполняют его задание по контролю и представляют на его рассмотрение материалы проверки (мониторинга, анализа).

  • Проведение внешнего контроля предусмотрено законами, нормативными правовыми актами, подконтрольный объект воспринимается им как единое целое, проверки проводятся для защиты интересов государства и общества в целом. Внутренний контроль предусмотрен уставом предприятия, организуется он исходя из задач управления хозяйствующим субъектом, проверки проводятся по выполнению распоряжений руководителя, инструкций (технологических, противопожарных и т.п.) в своих подразделениях с целью осуществления упорядоченной и эффективной деятельности предприятия, обеспечения соблюдения политики администрации каждым работником.
  • Внешний контроль осуществляется путём периодического проведения проверок, как это определено в законах и нормативных правовых актах. Внутренний контроль осуществляется непрерывно.

Информация о работе Виды финансово-экономического контроля