Влияние болонского соглашения на образование в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Напомним, что 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будет признаваться на равных условиях во всех странах-участницах.

Содержание

Введение 3
Болонский процесс 5
Анализ проблемы 8
Болонские соглашения в Европе и России 12
Выводы 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

болонское соглашение реферат.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. C.Ю. ВИТТЕ

 

Юридический факультет

 

Кафедра «Гуманитарно-правовых дисциплин»

 

Реферат

Болонские соглашения об образовании

 

 

Выполнил: магистрант

Форма обучения: заочная 

(дистанционное  отделение)

Ф.И.О. : Каиржанова А. Н.

Проверил: Правкин С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Оглавление

Введение 3

Болонский процесс 5

Анализ проблемы 8

Болонские соглашения в Европе и России 12

Выводы 14

Список использованной литературы 15

 

Введение

Напомним, что 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будет признаваться на равных условиях во всех странах-участницах. Россия также принимает участие в этом проекте с 19 сентября 2003 года.

Это не только образовательный процесс, но и в большей мере политический, который направлен на создание единого  образовательного пространства, в котором  будет использован "общий язык", понятный учебным заведениям всей Европы, и на объединение Европы в целом. Благодаря этому соглашению слово "эмигрант" может уйти в прошлое, по крайней мере, в отношении Европы. Согласно Болонской декларации создание такого единого образовательного пространства планируется закончить к 2010 году. Насколько применимы единая схема  и своего рода "стандартизация образования" для нашей страны? Обсудить вопросы  и проблемы Болонского соглашения, а также познакомить университетское  сообщество с принципами декларации собрались в Казани руководители ведущих вузов России и Европы.

Болонское соглашение предлагает образование  по единой ступенчатой системе "3+2". Обучение в первые три года дает степень "бакалавра", следующие  два года проходят те, кто хочет  получить более престижную степень "магистра". Степень бакалавра  означает, что молодой человек  уже имеет оконченное высшее образование. Такие выпускники готовятся для  работы в "среднем звене". Если студент хочет в будущем занимать руководящую должность или проводить  научные исследования, то ему предстоит  еще два года для обучения в  рамках курса "Магистр". На каждом уровне необходимо накопить достаточное  количество зачетных единиц (кредитов): 180-240 единиц на первой, ступени и 90-120 единиц на второй. В принципе, одна зачетная единица соответствует 25-30 часам  аудиторных занятий и самостоятельной  подготовки. В случае перехода студента из одного университета в любой другой университет Европы предусмотрен перезачет кредитов по единой европейской системе (ECTS). Каждый выпускник получит приложение к диплому единого образца "Diplom supplement", который и даст возможность конвертирования дипломов. Другими словами, если студент прослушал и успешно сдал курс по органической химии в одном университете, то в другом ему зачтут заработанные кредиты, не надо заново слушать и пересдавать курс. Это даст студенту возможность без труда перемещаться из одного учебного заведения в другой по всей Европе.

По сути, Европа обратилась к образовательной  системе средневековья. К примеру, в то время в Парижском университете был "младший факультет", так  называемый артистический. На "старшие" факультеты принимались студенты по окончании "артистического". Таким  образом, университет можно было закончить бакалавром или магистром. Такая средневековая модель очень  схожа с системой, предлагаемой Болонским  соглашением сегодня. В Европе исторически  сложилась двухступенчатая система  в образовании, и странам, где  работает такая модель легко осуществить  переход. Чтобы в полной мере участвовать  в Болонском процессе, России надо создать систему двухступенчатого образования: бакалавриат и магистратуру по принципу "3+2". Мобильность, которую получат талантливые студенты и ученые, откроет новые возможности для их обучения и работы.

 

 

Болонский процесс

 Болонский процесс вызывает  немало беспокойства со стороны  представителей наших российских  вузов, особенно представителей  естественнонаучного направления.  У нас уже сложилась научная  школа, которая пользуется уважением  и признанием во всем мире. Ломать сложившиеся традиции, конечно,  не хочется. Сможет ли студент  самостоятельно обеспечить себе  фундаментальность своего образования?  Речь идет об обязательных  сегодня дисциплинах для химиков,  физиков, биологов. Дело в том,  что Болонским соглашением предоставляется  полная свобода в выборе предметов  для изучения согласно интересам  студента (но в рамках обязательных  кредитов).

Образование в российском вузе предполагает обязательный набор дисциплин, без  знания которых нельзя подготовить  полноценного специалиста той или  иной области, кроме этого студенты включаются в исследовательскую  работу на кафедрах, совместный научный  поиск с преподавателями. Об этих противоречиях, содержащихся в Болонском соглашении по отношению к российскому образованию, говорил в своем докладе А.Р.Тузиков (декан факультета экономики, управления и права, КХТИ). Как на этом пути не потерять собственное лицо? Нужно взять лучшее в Болонском процессе, сохранив при этом сильные стороны нашего образования. О "мягком пути" вхождения России в Болонский процесс говорил Г.И.Гладков (МГИМО, Москва). Этот путь подразумевает проведение минимальных структурных преобразований. В разных странах - разное образование, и это правильно. Если бы образование везде было одинаковым, то нет смысла ехать на учебу в другие страны. Сегодня лидером по Болонским преобразованиям в России является Санкт-Петербургский университет. Показательна в этом отношении позиция Кембриджа. Идеологически этот университет "ЗА" Болонский процесс, но при этом ничего менять не хочет: диплом университета котируется, а студенты отлично трудоустраиваются. Поддержка Болонского процесса - это не выгода, а корректный поиск истины, путь для построения более совершенной системы.

 Россия включилась в этот процесс чуть позже, другие же страны имеют больший опыт работы в этом направлении. Поделиться опытом в осуществлении Болонского процесса смогли зарубежные коллеги. Как отметил Г.Дэвис (Университет Уэльса, Бангор, Великобритания), Болонский процесс не является угрозой устоев какого-либо образовательного процесса. Это элемент, который создает культуру взаимопонимания. Обмены студентами и преподавателями, к которым должен привести Болонский процесс, очень важны для привнесения нового в каждой области. Обмен поможет закрыть пробелы в образовании, которые не под силу одной стране. К примеру, студенты, которые изучают в России современную западную литературу, не имеют возможности видеть, какие события и процессы в обществе привели к появлению того или иного направления в литературе. Обучение в университете Европы даст такую уникальную возможность.

С середины XX века мировая практика подготовки специалиста с высшим образованием была ориентирована на ряд базовых направлений, опиравшихся на традиционные фундаментальные и прикладные науки. При этом создание и эксплуатация нанотехнологий, открытий, нового математического аппарата, приборов, средств контроля, аналитических расчетов с использованием данных других областей знаний определялось как деятельность специалиста «на стыке наук». В настоящее время этот тезис ушел в прошлое. Мало кого можно удивить существованием математической лингвистики, биомедицинской кибернетики, технической археологии и т. п. Информационная революция привела к появлению Интернета, виртуальных дискуссий и конференций, дистанционного обучения (открытые университеты). Объективно потребовалась перестройка методов, средств, технологий, традиционно использовавшихся конкретными науками, с учетом новых реалий. Ясно обозначилась проблема поиска новых форм подготовки высококвалифицированных специалистов и дифференциации этой подготовки по уровням владения комплексом знаний, навыков, умений и методологиям их использования в условиях конкретных целей и задач, поставленных перед ними.

Традиционно сложившаяся в России с середины XVIII века система высшего образования существенно отличается от условий Болонских соглашений. Однако Россия, как часть мировой цивилизации, не может не учитывать изменившихся реалий в потребностях в новых формах подготовки образованных специалистов для народного хозяйства и перспектив на будущее, которые были изложены выше, тенденцию к признанию на межгосударственном уровне Болонских соглашений мировым сообществом.

При этом по умолчанию подразумевалось, что  все участники Болонских соглашений находятся в примерно одинаковых условиях по финансовому обеспечению  образования. Однако в развитых странах  на образование выделяется около 7 % ВВП, а в России - по-прежнему не более 3,5 % ВВП. Степень же финансирования по регионам России различается десятикратно: например, Москвы и Северного Кавказа - в 40-50 раз.

В начале февраля 2011 г. президент Д. А. Медведев вновь призвал общество к скорейшим действиям по модернизации и инновационному развитию России. Но для этого в первую очередь необходимо:

упорядочить систему «власть-деньги»;

остановить  неконтролируемую утечку капитала за рубеж и коррупционный оборот отвлеченных средств, необходимых  для обеспечения современного уровня образованности населения.

Процесс унификации образования начался  в 1990-х годах одновременно с экономическими реформами и демократизацией  общества. Созданные учебно-методические объединения в тесном сотрудничестве с Государственным комитетом  по высшему образованию (председатель - В. Г. Кинелев) и его научно-методическими советами подготовили концепцию и пакет документов для модернизации образования, ориентированной на наилучшую реализацию возможностей личности. Предлагалось многообразие образовательных траекторий по потребностям и способностям.

Организационные усилия зам. министра В. Д. Шадрикова, методические обобщения Ю. Г. Татура и В. И. Байденко, активная работа президиума УМО и НМС позволили за короткий срок создать пакет документов, опирающихся на положительный опыт российской высшей школы и тенденции формирующихся Болонских концепций.

Приоритеты образования и необходимое  финансирование закрепились в Государственной  программе развития высшего образования  РСФСР (январь 1992 г.).

За 2 года были разработаны классификатор  направлений и специальностей, ГОС  ВПО, Правила госконтроля и т. п. Принятием этих документов в России в 1994 г. была введена многоуровневая подготовка специалистов через ГОС  ВПО второго поколения.

Однако в стране продолжался передел собственности, и спрос на специалистов упал. Финансирование образования сократилось до 30 % от потребностей. Начался тяжелый процесс стагнации и выживания в ненормализованной экономике. Возникла необходимость нового анализа современного состояния требований и возможностей реализации многоуровневой системы образования в условиях потерянных рейтингов.

Анализ проблемы

В соответствии со сложившимися реалиями, в России обозначилась необходимость  реформы образования.

Именно в этот период возникла идея перехода от традиционной российской схемы образования на Болонские  принципы. При этом специалисты, работодатели, УМО, ректорский корпус и ППС не имели  возможности широкого обсуждения такого решения, выработки общего мнения, выдвижения предложений, замечаний, пожеланий. Главным  аргументом организаторов процесса было сокращение сроков обучения, а следовательно - и затрат. На вышесказанное наложилось мнение о необходимости подготовки менеджеров «широкого профиля», т. е. управленцев без отраслевого профессионализма. Последствия такого подхода - аварийная работа МЧС и рост коррупции.

Однако ТПП, Союз ректоров, КС УМО  и НМС приложили огромные усилия для оптимизации процесса реформирования образования с минимальными потерями. Вместе с тем остался открытым вопрос: как реализовать задачи страны по модернизации и инновационному развитию при снижении массового высшего  образования до уровня бакалавра(4 года)без специальной технической и гуманитарной подготовки на фоне резкого сокращения ПТУ, техникумов и колледже.

 Перед бакалавриатом же поставлены были конкретные задачи:

1.  Ориентация  на научную работу для  получения   последующего специального инженерного  образования    (специалист)    или обучения в магистратуре (научно-педагогическая  деятельность).

2.  Ориентация  на технолого-эксплуатационную работу  по отраслям   (массовые   инженерные профессии).

В сентябре 2010 г. С. М. Миронов в выступлении  по телевидению о проблемах образования  в России отметил несогласованность  содержания образования с задачами развития экономического общества и  диспропорцию в подготовке кадров разных уровней.

Приведем некоторые соображения, синтезирующие предыдущие высказывания и опыт работы вузов по Болонским  соглашениям в Европе и в России. Совершенно ясно, что цели инновации  и модернизации, традиции, сложившиеся  научные школы, накопленный опыт, методики обучения, учебно-научная  и методическая литература в высшей школе России требуют в новых  условиях качественной дифференциации при подготовке кадров с высшим образованием на три неравнозначные группы (уровня), разграниченные по сферам интеллектуальной деятельности.

1.  Кадры  по эксплуатации знаний, техники  и технологий, решению конкретных  задач, обработке текущей информации, управленцы среднего звена (бакалавр).

2.  Создатели  прикладных средств и методов,  нанотехнологий, технической базы в конкретной области, а также для других областей знаний, в том числе и смежных (специалист).

3.  Корпус  ученых в фундаментальных науках  и прикладных исследованиях:   аналитики,   теоретики, исследователи в каждой из областей знаний (магистр).

Третий - высший уровень (магистр) ставит студента в условия, когда он должен быть погружен в образовательную среду фундаментального научного базиса как профессиональной ориентации, так и по смежным научным направлениям, независимо от выбранной области знаний. В этот комплекс дисциплин и самостоятельной подготовки должны входить математические, физико-химические, философские, информационные, гуманитарные, художественные, медико-биологические блоки в разном объеме и сочетании. За основу формирования таких блоков может быть положен принцип современного учебного плана высшего образования. Главная задача - получить всесторонне образованного специалиста, знающего основы и перспективы современной науки и техники.

Информация о работе Влияние болонского соглашения на образование в Республике Казахстан