Влияние болонского соглашения на образование в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

Напомним, что 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будет признаваться на равных условиях во всех странах-участницах.

Содержание

Введение 3
Болонский процесс 5
Анализ проблемы 8
Болонские соглашения в Европе и России 12
Выводы 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

болонское соглашение реферат.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Квалификация выпускника - магистра, как и в Болонских соглашениях, признается по результатам защиты диссертации, что соответствует современным  требованиям, учитывая характер его  будущей работы.

Конечная  задача подготовки профессионала 2-го уровня - способность эффективно решать конкретные практические задачи в сфере своей деятельности: проектирование, внедрение в практику современных достижений науки и техники (нанотехнологий), разработка методов и методик реновации (перепрофилирование) предприятий в условиях изменяющегося рынка с учетом достижений специалистов 1-го уровня и мировой практики. Эти задачи традиционно ставила высшая школа перед российским образованием.

На данном уровне возможно разумное сокращение блоков смежных, специальных и факультативных дисциплин, объема часов на самоподготовку по сравнению с высшим (магистерским) уровнем. Введение в учебный план большей доли курсовых проектов, практик. Следовательно, появляется возможность сокращения времени обучения. При этом роль преподавателя как наставника снижается по сравнению с магистратурой. К концу обучения студент должен в полной мере самостоятельно использовать электронно-мультимедийные средства, информационные базы, литературные источники. Опыт показал, что в этом случае ряд дисциплин фундаментального и гуманитарного цикла вполне допустимо вести на базе дистанционного обучения.

Входной контроль знаний абитуриента  в этом случае максимально достаточен на уровне экзамена (экзаменов) по профильному  предмету (предметам), установленном  советом вуза, собеседованием при  необходимости или в конфликтных  ситуациях.

Квалификационная  работа студента 2-го уровня признается по результатам защиты дипломного проекта (реже - дипломной работы), куда в  разной степени детализации входят разработки, методики, анализ, расчеты как отдельных процедур, так и проектные решения по созданию (эксплуатации) технических, информационных, социально-экономических и гуманитарных технологий, отдельных технических и социально-экономических задач.

Для студента 1-го уровня (бакаливриат), согласно Болонским соглашениям, предусматривается освоение базового круга дисциплин теоретического и гуманитарного циклов. На этом уровне не требуются широкие знания по всему спектру научно-технических и социально-экономических проблем. Упор в организации учебного процесса делается на усвоение основных теоретических методов и принципов реализации задач по выбранному направлению. При этом роль преподавателя -традиционная: лекции, консультации, практические занятия, обеспечение контроля.

Учет рейтинга студента и семестровый  контроль в некоторых университетах  Европы доведены до полного автоматизма: самотестирование, электронные консультационные системы, свободный доступ и поиск  информации по Интернету, конечное (итоговое) тестирование. Преподаватель в этом процессе принимает участие только в случае личного желания студента повысить свой рейтинг, либо в конфликтных  ситуациях.

Входной контроль для абитуриента первого  уровня трактуется вузами весьма широко.

1.  Зачисление  по баллам профильных для данного  направления предметов, взятых  из аттестата или по итогам  выпускных экзаменов лицея (техникума). Вариант нашего ЕГЭ.

2.  Собеседование  в приемной комиссии с учетом  результата ЕГЭ.

3.  Экзамен  (экзамены) по профильному предмету (предметам), установленный по решению  совета вуза (совета попечителей).

4.  Зачисление  по итогам выигранных олимпиад,  конкурсов, рейтингов, премий  и поощрений, соответствующих  выбранному направлению.

5.  Автоматическое  зачисление стажеров вуза, слушателей  различных курсов, а также выпускников  лицеев, колледжей (техникумов), входящих  в структуры данного учебного  заведения, при наличии диплома  (свидетельства, аттестата) о среднем  образовании.

Проведенный анализ требует сделать  общие замечания по опыту работы вузов, уже вошедших в Болонские  соглашения:

1.  При  составлении учебных планов и  графиков Болонские вузы не  учитывают время на самоподготовку. Студент сам решает, как распорядиться  свободным временем. Такой подход  обоснован высокой технической  оснащенностью Болонских вузов:  классы самоподготовки, электронные  и традиционные библиотеки, свободный  доступ к Интернету, учебным  фильмоте­кам, лингафонным классам, виртуальным и физическим моделям в лабораториях.

Российские  же учебные планы содержат до 46 % всего временного ресурса на самоподготовку.

2.  Огромное  внимание уделено физическому  воспитанию студента, физкультуре  и спорту на базе собственных   стадионов,   залов, бассейнов,  которые постоянно эксплуатируются  по 14-16 часов в день, имеют достаточный  штат преподавателей и тренеров  высокой квалификации.

 

Вузы России, даже очень авторитетные, такой широкой спортивной базой  практически не обладают.

3.  Болонские  соглашения, как обязательное условие,  ставят перед вузами, входящими  в него, задачу обмена ППС и  студентами на уровне семестра  с целью равноценной подготовки  специалистов и изучения опыта.  После 2015 г. каждый студент должен будет пройти семестровое обучение в вузе другой страны Болонской зоны, а преподаватель - провести цикл лекций или практических занятий (в зависимости от ученой степени и звания).

 

Болонские соглашения в Европе и России

...Болонские соглашения в Европе  и России не могут создать  единого образовательного пространства, мы находимся в несопоставимых  условиях...

Остаются  аспирантура и докторантура, не предусмотренные Болонской схемой.

В итоге  мы видим «многообразие» образовательных  траекторий, полученных «перестановкой стульев» с риском получить «никакого  музыканта», так как технологии и  преподаватели остались те же, в  стране нет средств на образование, но можно ввести «кредиты» и переписать ПМК-С.

Специалисты первого уровня (бакалавры), на базе 11 или 12 лет школьной подготовки, как массовая категория населения  с высшим образованием, необходимы для обеспечения задач содержания и эксплуатации технических объектов и систем различного назначения: на градообразующих заводах, предприятиях, в сырьевом комплексе, на транспорте, в социальном сервисе. Они необходимы в гораздо большем количестве по сравнению с двумя первыми  и их роль чрезвычайно важна в  социально-техническом и экономическом  прогрессе страны. Отсюда и необходимость  массовой подготовки этой категории  кадров с высшим образованием не только в университетах мегаполисов, но, главным образом, на периферии, используя  как учебно-консультационную базу, филиалы и пункты центральных  вузов, так и существующую сеть техникумов. Главным направлением здесь следует  считать очно-заочную и заочную формы воспитания кадров, работающих в сфере выбранного направления, с непременным включением в учебный процесс дистанционного обучения.

В итоге, можно сказать, что Болонские  соглашения в Европе и России не могут создать единого образовательного пространства, мы находимся в несопоставимых условиях. К сожалению, мы пожинаем результаты затянувшихся реформ в экономике  и образовании:

минимальное финансирование образования с перестроечного периода до настоящего времени и  без перспектив в будущем;

низкое  качество выпускников средней школы (абитуриентов);

изменившееся  отношение студентов к высшему  образованию, так как лежащая  на боку экономика не гарантирует  работу и не формирует требования к специалисту;

проблемы  с практикой и лабораторной базой  снижают качество и востребованность выпускника;

недопустимо низкие оплаты труда профессорско-преподавательского состава, что остано­вило естественное обновление кадров ВШ и привело к потере ответственности за качество учебного процесса;

снизились требования к уровню аттестационных работ (курсовые и дипломные проекты  превращаются в рефераты);

студенчество  удовлетворяется получением формального  диплома о высшем образовании, а  время учебы, в основном, расходует  на заработки.

В настоящее время большинство  вузов при разработке ГОС ВПО  третьего поколения использу­ют схему подготовки специалиста-бакалавра, сокращая программу обучения до 4-х лет, что возможно с учетом вышеперечисленных потерь. Но при этом мы, естественно, получаем нового «усеченного» специалиста.

 

 

 

 

Выводы 

Приведенный анализ позволяет утверждать, что в России должна сложиться  следующая схема процесса подготовки кадров с высшим образованием для  удовлетворения текущих и перспективных нужд страны в современных экономических условиях и научно-технических перспектив развития общества, для объективного вхождения в Болонские соглашения нашими образовательными структурами:

1.  Формирование  научных школ и центров мирового  уровня с высококвалифицированным   персоналом, обеспеченных теоретиками,  исследователями, аналитиками в  фундаментальных, технических, социальных, гуманитарных и экономических  сферах (магистры).

2. Реализация задач социально-технического прогресса, создание нанотехнологий,   перспективного промышленного   и   экспериментально-исследовательского оборудования, новых методов, технологий, процессов управления во всех сферах народного хозяйства путем реализации достижений кадров с высшим образованием на уровне магистра (специалиста).

3. Обеспечение  народного хозяйства кадрами  по обслуживанию, эксплуатации и  реновации технических, социально-экономических,  гуманитарных потребностей общества, сервиса, маркетинга, менеджмента,  внедрение в практику результатов  деятельности магистров и специалистов (бакалавры).

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Кинелев В. Г. Объективная необходимость. - М., 1995.

2.  Арефьев  И. Б., ЮзвякЗ. Задача высшей школы в условиях перехода на двухуровневое образование. Материалы Международного форума «Инновации. Образование. Производство». - СПб., СЗТУ, 2010.

3.  Федоров  И. Б. Россия - страна инженеров  // Ученый совет. 2009. №5.

4.  Столбов  И. Перманентная модернизация, или  все новое - это хорошо забытое  старое // Ученый Совет. 2010. №3.

5.  Медведев  Д. А. Технологическая модернизация  должна ориентироваться  на  использование инноваций // Ученый  Совет. 2010. №2.

6.  Кузьминов  Я. Готова ли Россия инвестировать  в свое будущее? // Ученый совет. 2007. №11.

7.  www.am.szczecin.pl

8.  www.nwpi.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние болонского соглашения на образование в Республике Казахстан