Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:58, реферат
Напомним, что 19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Иными словами, это даст возможность пройти обучение в любом университете Европы и стать обладателем диплома, который будет признаваться на равных условиях во всех странах-участницах.
Введение 3
Болонский процесс 5
Анализ проблемы 8
Болонские соглашения в Европе и России 12
Выводы 14
Список использованной литературы 15
Квалификация выпускника - магистра, как и в Болонских соглашениях, признается по результатам защиты диссертации, что соответствует современным требованиям, учитывая характер его будущей работы.
Конечная задача подготовки профессионала 2-го уровня - способность эффективно решать конкретные практические задачи в сфере своей деятельности: проектирование, внедрение в практику современных достижений науки и техники (нанотехнологий), разработка методов и методик реновации (перепрофилирование) предприятий в условиях изменяющегося рынка с учетом достижений специалистов 1-го уровня и мировой практики. Эти задачи традиционно ставила высшая школа перед российским образованием.
На данном уровне возможно разумное сокращение блоков смежных, специальных и факультативных дисциплин, объема часов на самоподготовку по сравнению с высшим (магистерским) уровнем. Введение в учебный план большей доли курсовых проектов, практик. Следовательно, появляется возможность сокращения времени обучения. При этом роль преподавателя как наставника снижается по сравнению с магистратурой. К концу обучения студент должен в полной мере самостоятельно использовать электронно-мультимедийные средства, информационные базы, литературные источники. Опыт показал, что в этом случае ряд дисциплин фундаментального и гуманитарного цикла вполне допустимо вести на базе дистанционного обучения.
Входной контроль знаний абитуриента
в этом случае максимально достаточен
на уровне экзамена (экзаменов) по профильному
предмету (предметам), установленном
советом вуза, собеседованием при
необходимости или в
Квалификационная работа студента 2-го уровня признается по результатам защиты дипломного проекта (реже - дипломной работы), куда в разной степени детализации входят разработки, методики, анализ, расчеты как отдельных процедур, так и проектные решения по созданию (эксплуатации) технических, информационных, социально-экономических и гуманитарных технологий, отдельных технических и социально-экономических задач.
Для студента 1-го уровня (бакаливриат), согласно Болонским соглашениям, предусматривается освоение базового круга дисциплин теоретического и гуманитарного циклов. На этом уровне не требуются широкие знания по всему спектру научно-технических и социально-экономических проблем. Упор в организации учебного процесса делается на усвоение основных теоретических методов и принципов реализации задач по выбранному направлению. При этом роль преподавателя -традиционная: лекции, консультации, практические занятия, обеспечение контроля.
Учет рейтинга студента и семестровый контроль в некоторых университетах Европы доведены до полного автоматизма: самотестирование, электронные консультационные системы, свободный доступ и поиск информации по Интернету, конечное (итоговое) тестирование. Преподаватель в этом процессе принимает участие только в случае личного желания студента повысить свой рейтинг, либо в конфликтных ситуациях.
Входной контроль для абитуриента первого уровня трактуется вузами весьма широко.
1. Зачисление
по баллам профильных для
2. Собеседование в приемной комиссии с учетом результата ЕГЭ.
3. Экзамен (экзамены) по профильному предмету (предметам), установленный по решению совета вуза (совета попечителей).
4. Зачисление
по итогам выигранных олимпиад,
5. Автоматическое
зачисление стажеров вуза, слушателей
различных курсов, а также выпускников
лицеев, колледжей (техникумов), входящих
в структуры данного учебного
заведения, при наличии
Проведенный анализ требует сделать общие замечания по опыту работы вузов, уже вошедших в Болонские соглашения:
1. При
составлении учебных планов и
графиков Болонские вузы не
учитывают время на
Российские же учебные планы содержат до 46 % всего временного ресурса на самоподготовку.
2. Огромное
внимание уделено физическому
воспитанию студента, физкультуре
и спорту на базе собственных
стадионов, залов, бассейнов,
которые постоянно
Вузы России, даже очень авторитетные, такой широкой спортивной базой практически не обладают.
3. Болонские
соглашения, как обязательное условие,
ставят перед вузами, входящими
в него, задачу обмена ППС и
студентами на уровне семестра
с целью равноценной
...Болонские соглашения в
Остаются аспирантура и докторантура, не предусмотренные Болонской схемой.
В итоге мы видим «многообразие» образовательных траекторий, полученных «перестановкой стульев» с риском получить «никакого музыканта», так как технологии и преподаватели остались те же, в стране нет средств на образование, но можно ввести «кредиты» и переписать ПМК-С.
Специалисты первого уровня (бакалавры),
на базе 11 или 12 лет школьной подготовки,
как массовая категория населения
с высшим образованием, необходимы
для обеспечения задач
В итоге, можно сказать, что Болонские
соглашения в Европе и России не
могут создать единого
минимальное финансирование образования с перестроечного периода до настоящего времени и без перспектив в будущем;
низкое качество выпускников средней школы (абитуриентов);
изменившееся отношение студентов к высшему образованию, так как лежащая на боку экономика не гарантирует работу и не формирует требования к специалисту;
проблемы с практикой и лабораторной базой снижают качество и востребованность выпускника;
недопустимо
низкие оплаты труда профессорско-
снизились требования к уровню аттестационных работ (курсовые и дипломные проекты превращаются в рефераты);
студенчество удовлетворяется получением формального диплома о высшем образовании, а время учебы, в основном, расходует на заработки.
В настоящее время большинство вузов при разработке ГОС ВПО третьего поколения используют схему подготовки специалиста-бакалавра, сокращая программу обучения до 4-х лет, что возможно с учетом вышеперечисленных потерь. Но при этом мы, естественно, получаем нового «усеченного» специалиста.
Приведенный анализ позволяет утверждать, что в России должна сложиться следующая схема процесса подготовки кадров с высшим образованием для удовлетворения текущих и перспективных нужд страны в современных экономических условиях и научно-технических перспектив развития общества, для объективного вхождения в Болонские соглашения нашими образовательными структурами:
1. Формирование
научных школ и центров
2. Реализация
задач социально-технического прогресса,
создание нанотехнологий, перспективного
промышленного и экспериментально-
3. Обеспечение
народного хозяйства кадрами
по обслуживанию, эксплуатации и
реновации технических,
1. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. - М., 1995.
2. Арефьев И. Б., ЮзвякЗ. Задача высшей школы в условиях перехода на двухуровневое образование. Материалы Международного форума «Инновации. Образование. Производство». - СПб., СЗТУ, 2010.
3. Федоров И. Б. Россия - страна инженеров // Ученый совет. 2009. №5.
4. Столбов И. Перманентная модернизация, или все новое - это хорошо забытое старое // Ученый Совет. 2010. №3.
5. Медведев
Д. А. Технологическая
6. Кузьминов
Я. Готова ли Россия
7. www.am.szczecin.pl
8. www.nwpi.ru
Информация о работе Влияние болонского соглашения на образование в Республике Казахстан