Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:47, курс лекций
Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
1. Теоретические основы бизнеса
2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием
3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии
4. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ
Однако
использование бизнес-
Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.
Как уже отмечалось, бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса – это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков. Отметим три основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:
1)
обеспечение объективной
2)
приведение менеджмента
3)
создание условий на
Подготовка
полезного бизнес-плана –
Таким
образом, сложность бизнес-плана
должна определяться сложностью описываемого
им бизнеса. Помимо присущих данному
предприятию фактов, бизнес-план обычно
содержит сведения, аналитические выводы
и прогнозы, которые отражают как
объективные факты, характеризующие
бизнес, так и субъективные представления
менеджмента предприятия о
Деятельность
менеджмента имеет дело с ограниченными
ресурсами. Процесс планирования бизнеса
помогает продумывать и распределять
по приоритетам усилия менеджмента
между решаемыми проблемами, рационально
выделять требуемые ресурсы и
оптимизировать экономические показатели
работы фирмы. Лучше отложить непродуманное
мероприятие, требующее значительных
ресурсов, чем столкнуться с ситуацией
сбоя из-за их недостатка в процессе
реализации. Как правило, основным ресурсом
служат финансовые средства, недостаток
которых часто ведет к
Таким
образом, бизнес-план совместно с
моделью становится инструментом прогноза
результатов деятельности предприятия
и управления. Участие в процессе
реализации бизнес-плана управленческого
персонала разных уровней помогает
ему определить свою роль в бизнесе
и улучшить эффективность проводимых
операций и взаимную координацию, а
в конечном итоге обучает и
развивает организаторские
В связи с этим возникает еще один аргумент в пользу разработки бизнес-плана деятельности предприятия. Для менеджмента значение процесса подготовки бизнес-плана не менее важно, чем сам бизнес-план. Вместо обучения на дорогостоящих экспериментах реальной жизни бизнес-план позволяет менеджменту избежать ряда фатальных ошибок ценой нескольких сотен часов концентрированной аналитической работы. Только понимание этого позволяет прийти к эффективному использованию бизнес-планирования в практике управления предприятием.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели
– преодоление дефицита
2) повышение статуса
предпринимателя – развитие и
укрепление экономического
3) иные, специальные
цели и задачи – развитие
контактов, зарубежные поездки,
Или, например:
1) уяснить степень
реальности достижения
2) доказать определенному
кругу лиц целесообразность
3) убедить сотрудников
компании в возможности
Основной центр
бизнес-плана –
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты,
необходимые для изготовления
и сбыта продукции, соизмерить
их с ценами, по которым будут
продаваться товары, чтобы определить
потенциальную прибыльность
3) выявить соответствие
кадров фирмы и условий для
мотивации их труда
4) проанализировать
материальное и финансовое
5) просчитать риски
и предусмотреть трудности,
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и
эффективное использование
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Существуют два
основных подхода к разработке бизнес-плана.
Первый заключается в том, что
инициаторы проекта сами разрабатывают
бизнес-план, а методические рекомендации
получают у специалистов, в частности
у возможных инвесторов. Согласно
зарубежной практике данный подход является
более предпочтительным. Кроме авторов
концепций, заложенных в бизнес-плане,
в его создании активное участие
принимают финансисты, знающие особенности
кредитного рынка, наличия свободных
капиталов, риска данного бизнеса.
При втором подходе инициаторы бизнес-плана
сами его не разрабатывают, а выступают
в качестве заказчиков. Разработчиками
бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся
в области маркетинговой
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.
В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
1) заказчика бизнес-плана,
являющегося самостоятельным
2) инвестора, интерес
которого – возврат вложенных
средств и получение
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;