Планирование себестоимости на предприятии: теоретические стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса планирования себестоимости с целью разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию плановой работы на предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) В первой части данной работы необходимо раскрыть теоретические аспекты планирования себестоимости, а именно: рассмотреть значение и содержание плана по себестоимости продукции, дать понятие классификации плановых затрат; раскрыть механизм составления плановых калькуляций Отдельных видов изделий и плановых смет затрат на производство.

Вложенные файлы: 1 файл

kursовая.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Современное состояние анализа себестоимости можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях. Себестоимость продукции играет большую роль в системе планирования и экономического стимулирования. В современных условиях хозяйствования снижение себестоимости продукции является важнейшим условием развития экономики любого предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса планирования себестоимости с целью разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию плановой работы на предприятии.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) В первой части данной работы  необходимо раскрыть теоретические  аспекты планирования себестоимости, а именно: рассмотреть значение  и содержание плана по себестоимости  продукции, дать понятие классификации  плановых затрат; раскрыть механизм  составления плановых калькуляций Отдельных видов изделий и плановых смет затрат на производство.

2) На примере конкретного объекта  исследования (ОАО «Муромский радиозавод») провести анализ планирования себестоимости с целью выявления основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние исследуемой проблемы, и наметить пути совершенствования методов и показателей планирования.

3) Предложить конкретные рекомендации  по совершенствованию планирования себестоимости на исследуемом предприятии.

Объектом исследования данной работы выбрано Открытое акционерное общество «Муромский радиозавод». Период исследования: 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование себестоимости на предприятии: теоретические стороны

1.1 Сущность и значение плана  себестоимости продукции

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

·учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

·база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

·экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

·определение оптимальных размеров предприятия;

·экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости; цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару н упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

·в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

·в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

·в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

·в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

·в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1) специфика (особенности) Предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие  предприятия (большая доля заработной  платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

2) ускорение научно-технического  прогресса. Этот фактор влияет  на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и  диверсификации производства;

4) географическое местонахождение  предприятия;

5) инфляция и изменение процентной  ставки банковского кредита.

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

·соотношение между живым и овеществленным трудом;

·доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

·соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

В процессе планирования себестоимости продукции рассчитываются материальные, трудовые и денежные затраты, которые должно произвести предприятие в процессе производства и сбыта продукции, определяется себестоимость отдельных видов продукции.

В процессе планирования себестоимости продукции рассчитываются материальные, трудовые и денежные затраты, которые должно произвести предприятие в процессе производства и сбыта продукции, определяется себестоимость отдельных видов продукции. Именно от уровня себестоимости продукции, при прочих равных условиях, зависит сумма прибыли. Поэтому руководству предприятия необходима информация о динамике себестоимости продукции имеющихся, но еще не использованных резервах снижения себестоимости отдельных видов продукции.

 

1.2 Классификация плановых затрат

 

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена следующая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты  и услуги производственного характера  сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных  рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и  освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции.

В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.д.);

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами;

затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы — это расходы на обслуживание и управление производством.

В состав общепроизводственных накладных издержек включаются:

·расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

·цеховые расходы на управление.

В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования — это амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского, транспорта); издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции; износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

Информация о работе Планирование себестоимости на предприятии: теоретические стороны