Планирование себестоимости на предприятии: теоретические стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса планирования себестоимости с целью разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию плановой работы на предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) В первой части данной работы необходимо раскрыть теоретические аспекты планирования себестоимости, а именно: рассмотреть значение и содержание плана по себестоимости продукции, дать понятие классификации плановых затрат; раскрыть механизм составления плановых калькуляций Отдельных видов изделий и плановых смет затрат на производство.

Вложенные файлы: 1 файл

kursовая.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что по изделию «Р-168-100КБЕ» также наблюдается экономия на 1372,71 рублей. Наибольшая экономия наблюдается за счет снижения затрат на покупные комплектующие изделия (на 1465,9 руб.); затрат на социальные нужды (на 56,27 руб.). Наибольший перерасход наблюдается по статье общезаводские расходы (361,95 руб.). Превышение плана над фактом отмечено также по статье цеховые расходы (22,63 руб.).

 

2.4 Анализ плановых затрат на рубль произведенной продукции

 

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

                                                                                  (2.5)

где Z — затраты на рубль товарной продукции;

Smn — себестоимость товарной продукции (всего выпуска),

Qmn — стоимость товарной продукции (всего выпуска) в оптовых ценах;   

q — физический объем (по видам изделий);

s — себестоимость единицы продукции (по видам изделий);

p —  цена единицы продукции.

Прежде всего необходимо проанализировать показатель затрат на рубль продукции (для трех видов изделий). Расчеты представлены в таблице 2.5.1.

 

 

Таблица 2.5.1. — Затраты на рубль продукции

Показатель

План

Факт

Отклонение, руб.

%выполнения плана

Товарная продукция, руб.

34794312,8

30304933,7

-4489379,1

87,1

Себестоимость продукции, руб.

27623191,2

24051323,5

-3571867,7

87,07

Затраты на рубль продукции

0,7939

0,7936

-0,0003

99,97


 

Таким образом, фактический объем продукции меньше планового на 4489379,1 руб. По себестоимости также наблюдается меньшее значение  фактического показателя по сравнению с плановым (экономия составила 3571867,7 руб.). Фактический показатель затрат на рубль товарной продукции меньше планового на 0,0003 руб., что является положительным фактором. Его значение меньше единицы, что говорит об эффективности производства.

Далее проводим факторный анализ для выявления причин изменения показателя затрат на рубль продукции.

Согласно данным Приложений 1,3 имеем:

  • для продукции «СЕВЕРОК-К»:

sпл = 441,39 руб.                    sф  =  445,19 руб.

qпл = 1010 шт.                    qф = 1030 шт.

pпл = 545,35 руб.              pф = 560,94 руб.

  • для продукции «Р-168-5КВЕ »:

sпл = 10680,57 руб.          sф = 9366,25 руб.

qпл = 1190 шт.                  qф = 1152 шт.

pпл = 13457,52 руб.         pф = 11801,7руб.

  • для продукции «Р-168-100КБЕ»:

sпл = 13778,58 руб.          sф = 12405,87 руб.

qпл = 1050 шт.                  qф = 1032 шт.

pпл = 17361,01 руб.         pф = 15631,4 руб.

 

В нижеприведенной таблице 2.5.2 проводится факторный анализ причин изменения затрат на рубль товарной продукции.

Таблица 2.5.2 – Анализ затрат на рубль товарной продукции

Показатели

Плановый выпуск по плановой себестоимости

Фактический выпуск по плановой себестоимости

Фактический выпуск по фактической себестоимости

Влияние факторов

Плановый выпуск в

плановых ценах

Z1 = 0,7939

-

-

Zq = 0,0000

Фактический выпуск в плановых ценах

-

Z2 = 0,7939

Z3 = 0,7078

Zs = -0,0861

Фактический выпуск

в фактических ценах

-

-

Z4 = 0,7936

Zp = 0,0858

Баланс отклонений

     

Z = -0,0003


 

Из таблицы видно, что фактический показатель затрат на рубль товарной продукции меньше планового на 0,0003 руб. Отклонения фактического показателя физического объема продукции от планового не оказало влияние на изменение показателя затрат на рубль товарной продукции. Отклонения от плана по себестоимости привело к снижению затрат на рубль торной продукции на 0,0861 руб. Отклонение от плана по ценам привело к увеличению затрат на рубль товарной продукции на 0,0858 руб. Таким образом, в данном разделе был проведен анализ планирования себестоимости продукции. В основном анализ осуществлялся по трем видам продукции, и было выявлено, что в целом была достигнута экономия на сумму 3571868,1 руб.

Следует отметить, что это положительно характеризует производство. В основном полученная экономия была достигнута за счет сокращения удельных переменных затрат, а значит дальнейшее их уменьшение может стать одним из направлений планирования снижения себестоимости продукции на предстоящий период. К позитивным моментам можно отнести то, что полученный показатель затрат на рубль продукции меньше единицы, причем фактическое его значение меньше планового.

Анализ выполнения плана по себестоимости отдельных видов продукции показал, что перерасход наблюдается у изделия «СЕВЕРОК-К». По продукции «Р-168-100КБЕ» и «Р-168-5КВЕ » была достигнута экономия. Поэтому немаловажным в дальнейшем является правильное планирование структуры выпускаемой продукции (стремление к уменьшению доли затратоемкой продукции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование планирования  себестоимости продукции

3.1 Планирование резервов  снижения себестоимости продукции

 

Основной задачей плана снижения себестоимости продукции является выявление внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости и расчет влияния на нее отдельных технико-экономических факторов.

К важнейшим направлениям повышения качества планирования в современных условиях необходимо отнести такие, как совершенствование методологии, развитие нормативной базы. Главная задача планирования заключается в выборе оптимальных плановых показателей предстоящей деятельности при существующих ограничениях имеющихся ресурсов. Отсюда вытекает и основное направление совершенствования методологии планирования, заключающееся в повышении точности соизмерения затрат и результатов предстоящей производственной деятельности при наиболее полном учете взаимодействия системы рыночных факторов.

Необходимо отметить, что в целом анализируемое предприятие добилось экономии по себестоимости продукции. Поэтому можно порекомендовать руководству придерживаться такой же политики ведения хозяйственных дел и стремиться к дальнейшему уменьшению себестоимости продукции.

Для характеристики степени снижения себестоимости продукции используется два показателя: а) для однородной продукции — снижение себестоимости по сравнимой продукции в процентах к предыдущему периоду и б) для разнородной и для всей товарной продукции — снижение затрат производства на 1 рубль товарной или реализуемой продукции.

Общая экономия в относительном выражении определяется, как соотношение экономии себестоимости продукции к полной себестоимости соответствующей продукции по факту.

                    

Si = (Sфакт i —  Sплан i / Sфакт i ) * 100%                          (3.1.1)

Рассчитаем экономию за счет снижения себестоимости единицы изделия в анализируемом периоде:

«Р-168-100КБЕ»: S = (9366,25 — 10680,57) / 9366,25*100% = -14,03%;

«Р-168-5КВЕ »: S = (12405,87 — 13778,58) / 12405,87*100% = -11,07%.

Таким образом, экономия по себестоимости наблюдается у двух видов продукции «Р-168-100КБЕ» и «Р-168-5КВЕ ». Для изделия «СЕВЕРОК-К» характерен перерасход.

«СЕВЕРОК-К»: S = (445,19— 441,39) / 445,19*100% = 0,85%

Кроме прямого расчета показателя снижения себестоимости продукции, определяют степень влияния на объем и себестоимость продукции изменений технико-экономических факторов. При расчете влияния факторов на себестоимость продукции рассчитывают изменение затрат производственных ресурсов вследствие внедрения мероприятий, определяют экономию и учитывают это в калькуляциях себестоимости продукции.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:

1) увеличение объема ее производства  за счет более полного использования  производственной мощности предприятия (Р↑VВП)

2) сокращение затрат на ее  производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака. Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов.

Расчет резервов снижения себестоимости товарной продукции может осуществляться двумя методами:

1) нормативным, когда используются нормы и нормативы использования ресурсов;

2) на основе технико-экономических факторов.

 

  1. Использование нормативного метода

 

1.1 При расчете снижения товарной  продукции нормативным методом  определяется экономия материальных  ресурсов в связи с изменением норм их расхода и цен на материалы. Возможное снижение себестоимости продукции за счет экономии материалов может быть определено по формуле:

 

                          Cм =(1 – Jн * Jц) * dм,                                      (3.1.2)

где Cм - изменение себестоимости за счет экономии материалов, %;

Jн – индекс изменения норм;

Jц – индекс изменения цен;

dм – доля материальных затрат в структуре себестоимости продукции в базовом периоде, %.

 

                                     Jн =(100 - %н) / 100,                                    (3.1.3)

Где %н – процент снижения норм расхода материалов в плановом периоде.

Например, пусть в планируемом периоде (2010 году), для трех видов изделий («СЕВЕРОК-К», «Р-168-5КВЕ », «Р-168-100КБЕ»), снижение нормы расхода основных материалов составит 13%, индекс изменения цен принимаем как 1,12. Общая фактическая себестоимость данных видов продукции равна 24051323,5 руб., а затраты на сырье и материалы – 1801535,5 руб. (см. гл. 2).

Тогда:

- определяем удельный вес материальных  затрат в себестоимости продукции:

dм = 1801535,2 / 24051323,5 = 7%;

- исчисляем индекс изменения  норм:

Jн = (100% - 13%) / 100% = 0,87

Определяем изменение себестоимости продукции:

Cм = (1- 0,87*1,12) * 7 = 0,18%

Таким образом, снижение общей себестоимости данных видов продукции за счет экономии материальных ресурсов составит 0,18% (планируемая экономия будет равна 43292,38  руб.)

 

1.2 Проведем аналогичные расчеты  для выявления экономии полуфабрикатов и комплектующих.

Пусть в планируемом периоде (2010 году), для трех изделий («СЕВЕРОК-К», «Р-168-5КВЕ », «Р-168-100КБЕ»), снижение нормы расхода основных материалов составит 13%, индекс изменения цен принимаем равным 1,12. Общая фактическая себестоимость данных видов продукции равна 24051323,5 руб., а затраты на полуфабрикаты и комплектующие – 4051412,8 руб. (см. гл. 2).

Тогда:

- определяем удельный вес материальных  затрат в себестоимости продукции:

dм = 4051412,8 / 24051323,5 = 17%;

- исчисляем индекс изменения норм:

Jн = (100% - 13%) / 100% = 0,87

Определяем изменение себестоимости продукции:

Cм = (1- 0,87*1,12) * 17 = 0,44

Таким образом, снижение общей себестоимости данных видов продукции за счет экономии полуфабрикатов и комплектующих составит 0,44% (планируемая экономия будет равна 105825,82 руб.)

 

1.3 Влияние повышения производительности  труда на себестоимость продукции  можно рассчитать по формуле:

                          Cпт = (1 – Jз / Jпт) * dз ,                             (3.1.4)

где Cпт - снижение себестоимости продукции за счет соотношения роста производительности труда и средней заработной платы, %;

Информация о работе Планирование себестоимости на предприятии: теоретические стороны