Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:19, курсовая работа
Производственные же организации одинаково ориентированы на производство продукции: производить много, качественно и эффективно. Но при этом есть нечто, что отличает их друг от друга и что сами организации в ряде случаев стремятся подчеркнуть. Так, в производстве автомобилей VOLVO стремится сделать самые безопасные автомобили для тех, кому важно это качество, «Мерседес» – самые классические и надёжные, а «АЗЛК» – просто делает автомобили. И похоже, этот последний завод никогда не ставил перед собой задачи определить миссию своего предприятия, делая «просто» автомобили для «просто советского человека».3
Лауреат Нобелевской премии в экономике Гари С. Бекер, профессор экономики и социологии Чикагского университета, заявлял, что коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются (пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений).57
В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников продать свои услуги, пока они пользуются спросом. На это их толкает необеспеченность будущего после окончания службы.
Чиновнику, в силу должностных обязанностей, дано право решать общественные вопросы, проблемы. С экономической точки зрения взятка - это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица - взяткодателя.
Решение проблемы коррупции бывший Генеральный прокурор РФ Скуратов видит в создании таких социально-экономических условий, в которых чиновнику невыгодно брать взятки, то есть в создании единой правовой и социально-экономической системы, направленной на это.
Коррупция не может существовать сама по себе. Она лишь показатель отсутствия должной системы мотиваторов. Обладая потребностями, чиновник старается их удовлетворить кратчайшим путем. Если не отслеживать их, данная проблема может выйти за рамки простых правонарушений и вылиться в проблемы целой страны.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в социологии управления, индустриальной социологии, педагогике, психологии. Это объясняется рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную сферу личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности работы служащего.58
Ожидания государственных служащих в первую очередь связаны с удовлетворением вторичных потребностей (стремление к профессиональному росту, уважение, творческие потребности). Первичные при этом остаются (и, по мнению автора, должны оставаться!) за пределами поля их внимания, но, естественно, удовлетворяться на достаточно высоком и достойном уровне. Они должны зависеть от общего благосостояния населения района, области, региона.
И в этом отношении, наряду с поднятием имиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального и личностного роста государственных служащих.
Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:
1) карьера служебная (вертикальная), то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;
2) карьера профессиональная
(горизонтальная), то есть профессионально-
Различают четыре вида служебной ориентации государственных служащих:
На практике эти типы ориентации сочетаются в различных пропорциях. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда необходимо использовать конкретную ориентацию.
Удовлетворенность работой государственных служащих почти не рассматривается с точки зрения первичных потребностей (по А.Маслоу), точнее, эта сфера остается в тени. Чаще всего их мотивация рассматривается с точки зрения вторичных, в данном случае более существенных потребностей. ГС работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, комфорт для таких людей - не главное.
Потому мотивация ГС не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.
В современной психологии существует такое понятие, как «Самоактуализация». Оно означает высшее состояние развития личности, когда человек не является «подчиненным», ведомым человеком, а становится движителем, системой, самостоятельно определяющей свой путь в изменчивой среде.
По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Обладание пищеварительной системой делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.
Маслоу определяет самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. Для него самоактуализировавшийся человек – не есть обычный человек, которому что-то добавлено, а напротив, это обычный человек, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями.
Самоактуализация по Маслоу – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным.59
Под мотивационными механизмами автор здесь понимает действие специальных служб и различных нормативных актов, направленных на то, чтобы заинтересовать госслужащих выполнять свои функции наиболее качественно, с ориентацией на длительную перспективу.
Основным источником мотивационных механизмов государственных служащих в Свердловской области являются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы, принимаемые Государственной Думой, законы, принимаемые Свердловской областной Думой, указы Губернатора постановления и решения Правительства Области.
Президентом Б. Ельциным на Всероссийском совещании с главами республик, краев и областей России было заявлено о том, что центр тяжести реформ должен быть смещен на региональный уровень.60 После этого были приняты законы о государственной службе в Архангельской, Воронежской, Новгородской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской и других областях, в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях.
Самым значимыми законами, регулирующим поведение государственных служащих, являются Федеральный закон «Об основах госслужбы в РФ» и Областной закон «О государственной службе Свердловской области».
При детальном их исследовании, концентрируясь на способах мотивации государственных служащих, предусмотренных законодательно, можно сделать вывод о том, что, субъект Российской Федерации – Свердловская область пошла по пути механического копирования федерального закона, почти не внеся в него конкретных мотивационных механизмов, или «заострения» существующих (см. Приложение 2).
Существует ряд других мер, направленных на организацию деятельности госслужащих, как то создание Совета по кадровой политике при главе администрации области.
Как говорилось выше (см. гл. 1, п.1.4.), автор считает, что на сегодняшний день материальное вознаграждение является базовым, предопределяющим мотивом поведения служащего, что связано с многими социально-экономическими процессами, происходящими в России (к примеру, 10-15 лет назад в Советской России наибольшую ценность имели моральные стимулы).
Поэтому, материальные стимуляторы должны играть решающую роль в мотивации труда госслужащих. Областной Закон «О Государственной Службе Свердловской Области» выделяет целый ряд способов, заинтересовывающих ГС пристрастно выполнять свои функции.
Например, статья 23 «Поощрение государственных служащих» говорит об единовременном денежном поощрении, которое выплачивается за выполнение служебных заданий особой важности или сложности. Такое поощрение, в зависимости от его размера, может, несомненно подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт.
В статье 32 «Денежное содержание государственных служащих» говорится о денежном содержании, состоящем из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет, из премии по итогам службы за квартал и за год.
Конечно, в этом ключе ГС крайне заинтересован повышать свой квалификационный разряд, так как от этого напрямую зависит его заработная плата, и этот способ мотивации к профессиональному росту в руках умелого руководителя может очень эффективен.
Далее, к сожалению в законе ничего не говорится о критериях, по которым, например, происходит оценка итогов или особых условий службы, что передает данный механизм в руки непосредственного начальства и делает действие механизма необъективным.
Схема должностных окладов, сформировавшаяся за десятилетия, и отраженная в Областном Законе о госслужбе, по мнению автора, достаточно продумана: двигаясь по должностной лестнице (п.2. ст.32), служащий одновременно может увеличивать свой квалификационный разряд, и кроме того, с увеличением стажа получать надбавки за выслугу лет (п.3.ст.32).
И что не маловажно, в условиях современной неустойчивой экономики, денежное содержание, пенсия и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном федеральным и областным законами (ст.32 п.5). Так же гарантом защиты ГС от последствий экономических крахов является п.5 ст.32, говорящий, что сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для отмены либо снижения гарантий, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением областного Совета народных депутатов и Главы администрации Свердловской области от 27.01.93 № 26/11 "О должностных окладах работников органов государственной власти и управления, местного самоуправления", предусмотрено при формировании фонда оплаты труда работников аппарата органов государственной власти планировать:
— премирование в размере трех должностных окладов в год;
— надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 1 должностного оклада;
— оказание материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.
Итак, учитывая все надбавки, выплаты, материальную помощь, коэффициенты и премии, в Свердловской области госслужащий любого ранга может без особого труда увеличить сумму своего номинального должностного месячного оклада более чем на 50%. Это утверждение легко можно проверить:
При расчете месячного денежного содержания государственным служащим необходимо учитывать:61
1. Должностной оклад, утвержденный по штатному расписанию по данной должности с учетом уральского коэффициента.
2. Премию 0,25 должностного оклада в месяц с уральским коэффициентом (3 оклада в год: 12 месяцев = 0,25 оклада).
3. Надбавку за высокую квалификацию 0,083 оклада с уральским коэффициентом (1 оклад в год: 12 месяцев = 0,083 оклада).
4. Материальную
помощь 0,166 должностного оклада в
месяц без уральского
5. Фактически
выплачиваемые надбавки к
6. Надбавка за квалификационный разряд.
Итого без учета Уральского коэффициента к окладу и надбавки за выслугу лет: 0,25 оклада + 0,083 оклада + 0,166 оклада = 0,499 оклада.
Далеко не каждая коммерческая фирма может позволить себе такое движение планки заработной платы от обещанного номинала (конечно же, в процентном соотношении)
Любого здравого человека волнует проблема его будущего. Государственный служащий в этом смысле не исключение. Но, будучи ограничен в своих действиях законодательно (см. Гл.2. п.2.1.4) он не в силах действовать самостоятельно. Другими словами, за будущее госслужащего должен «думать» закон.
Изучая гарантии, которые предлагает Областной законодатель госслужащему, автор отметил следующие:
В Областном законе о Государственной службы Свердловской области от 18.10.1995 гарантиям государственному служащему посвящена ст.31, состоящая более чем из 18 пунктов, каждый из которых отражает одну из гарантий. Вместе они покрывают почти все поле активного периода деятельности госслужащего, начиная от гарантии денежного содержания и достойных условий работы, кончая обязательным социальным страхованием и защитой ГС и членов его семьи.