Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность обучения персонала……………………………………………….5
1.2 Виды обучения персонала………………………………………………………………..7
1.3 Характеристика профессионального обучения…………………………………………8
1.4 Направления профессионального обучения…………………………………………….9
Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………11
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………………………11
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места……………………………12
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров……………………16
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в
него слушателя………………………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….…22
Профессиональное обучение персонала включает ряд мероприятий. Это дополнительная и адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.
Профессиональное обучение предусматривает первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.
Цикл
профессионального обучения начинается
с определения потребностей в
обучении. Для этого выявляется степень
несоответствия между имеющимся
и требуемым уровнем
Поскольку
затраты на профессиональное обучение
рассматриваются как
Ключевым
моментом в управлении профессиональным
обучением является определение
потребностей организации в этой
области, которое состоит в выявлении
несоответствия между требованиями
организации к профессиональным
навыкам и знаниям своих
Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития [15, с.320].
Источниками информации о потребностях в профессиональном обучении являются:
После определения
потребностей переходят к этапу
подготовки программы обучения. Разработка
программ профессионального обучения
может осуществляться как самой
организацией, так и специализированными
компаниями. Выбор в каждой конкретной
ситуации определяется анализом преимуществ
и недостатков каждого
«Содержание программы определяется стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении в конкретной организации» [8, с.416].
Существуют
различные направления
1) первичное
обучение в соответствии с
задачами и спецификой работы
предприятия. В Советском
Традиционно различают два основных метода обучения персонала: обучение без отрыва от производства; обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров. Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.
Приведу методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (Приложение №3).
Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.
При этом
метод имеет следующие
- Отсутствие
источников развития систем
- Невозможность
генерировать и продвигать
-Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;
- Ограниченность
аудитории, которая может
При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:
«Инструктаж - разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации».
Ротация - метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется тогда, когда сотруднику необходима многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Кроме сугубо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, вызванный однообразными производственными функциями, расширять социальные контакты. Вместе с достоинствами у этого метода есть и недостаток: высокие издержки, связанные с временным снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям [2, с.416].
«Ученичество и наставничество - метод передачи знаний и навыков от опытного и компетентного сотрудника менее опытному и компетентному в процессе их общения. Метод широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов: в медицине, сфере услуг, управлении. Ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в возможности получить совет более опытного человека, постоянно следящего за их профессиональным развитием. Метод требует больших затрат времени, взаимного доверия, особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по указанию сверху»[13, с.512].
Такие методы обучения не дают возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.
«Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (Приложение №4)».
В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе).
В Германии
этот метод называется «вместо учебы».
Оба метода имеют ряд одинаковых,
аналогичных особенностей: рабочие
группы хотят управлять
Обучение вне рабочего места - также имеет определенные достоинства и недостатки. Данные методы обучения позволяют:
- пригласить
для обучения в компанию
- решать актуальные проблемы обучения персонала. Вместе с тем она имеет свои ограничения:
- при
использовании только внешних
ресурсов обучения у
- растет
неспособность организации к
самостоятельному обучающему
- транзакционные издержки.
Таким образом основными методами обучения вне рабочего места являются: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги, самообучение.
Лекция (разновидности: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-диалог, лекция-презентация) - традиционный метод обучения, один из основных видов учебных занятий. Лекция решает важную задачу - за довольно короткий промежуток времени дать определенную сумму знаний, донести до слушателей информацию, изложить фактический материал, дать глубокий анализ темы. Она позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, расставить необходимые акценты. Лекции эффективны и с экономической точки зрения, поскольку лектор работает с десятками слушателей.
Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего, их роль сводится к восприятию и самостоятельному осмыслению материала. В результате - отсутствие обратной связи, лектор не контролирует степень восприятия материала и не может внести коррективы в ход обучения. Чтобы лекция прошла успешно, следует уделить внимание подготовке к ней: раздать план и тезисы, раздаточный материал и список использованной литературы. Во многом успех лекции зависит от внутреннего настроя лектора, от его желания увлечь слушателей, пробудить у них интерес к теме.
Семинары
проводятся обычно как итоговое занятие,
завершающее какой-то раздел учебного
плана или самостоятельную
Практические занятия (кейсы). Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, ведущий направляет и контролирует их работу.