Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа
В данной курсовой работе описано развитие малого бизнеса в Республике Казахстан, проблемы, пути решения проблем, состояние бизнеса на данном периоде развития государства. В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.
Введение
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3. Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане
3.1 Становление и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.2 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления
Заключение
Список использованной литературы
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют
свою независимость и превращаются
в отдельные звенья более крупных
монополий, хотя официальная статистика
учитывает их как самостоятельные
единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы,
производящие для них отдельные
детали и узлы. Вокруг монополий, особенно
в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно
по несколько десятков тысяч мелких
предприятий, которые пользуются финансовой
и технической помощью
Важность малых предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Деятельность малых
В то же время, на мелких предприятиях
отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах.
Эффективность малых предприятий
в Германии несколько выше, чем
в США и в Японии. Здесь на
долю 12,3% крупных предприятий и 34%
занятых на них работников приходится
только 52,6% национального дохода. Кроме
того, 2/3 рабочих мест создается за
счет мелкого предпринимательства.
Поэтому число малых
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
в развитии инфраструктуры и
средств связи произошел
повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
уменьшение габаритов, стоимости
и упрощение использования
способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
большая конкурентоспособность
за счет меньших издержек, обусловленных
отсутствием лишнего
расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но, конечно, малые предприятия
как возникают, так и распадаются
по многим причинам. Например, в Германии
в1990 году более 14500 предприятий из числа
малых потерпели крах, причем 40% из
них просуществовали не более 5 лет.
Доля банкротов среди предприятий
малого бизнеса всегда выше, ибо, идя
на риск, предприниматель решает сложную
проблему конкурентоспособности
Но все же, несмотря ни
на что, количество вновь создаваемых
фирм превосходит число
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
консервация масштабов деятельности
с последующим сохранением
медленное расширение деловой активности;
быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния
промышленности Германии, хотелось бы
привести следующие цифры. Доля 10 ведущих
концернов в общем промышленном
обороте со второй половины 70-х годов
до середины 80-х не возрастала, а
по экспорту даже несколько снижалась.
Наиболее же наглядной эта тенденция
была в США. Согласно официальным
данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства
В общем, в 70-е - 80-е годы сначала
наметилась, а затем еще очевидней
стала проявляться тенденция, при
которой доля крупнейших компаний в
выпуске продукции, инвестициях, обороте
и других показателях многих отраслей
оставалась стабильной или даже несколько
снижалась. Установилось сбалансированное
состояние между мелким и средним
бизнесом. Этот временный период можно
считать звездным часом малого бизнеса,
поскольку для
Большой плюс малых предприятий
состоит в том, что многие из них
оказались более
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.
3. Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане
Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Казахстане экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В Казахстане проводилась
массовая Программа по поддержке
и становлению малого бизнеса. Это
комплекс мер, выработанных правительством
и поддерживаемых на всех уровнях. Для
выполнения Программы были привлечены
также средства банков и международных
финансовых организаций, финансовые ресурсы
по линии технической и
В условиях инфляции, налоговой
нестабильности, отсутствия рынка сырья
и материалов начинающие предприниматели,
почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной
торговли, спекуляции, ушли в другие
коммерческие структуры. Источниками
товаров для торговли стали импортные
закупки, челночные рейсы в
Поэтому и не изживается в
массовом сознании представление о
предпринимательстве как о чем-
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Казахстане, например, где
раньше преобладали научно-
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Информация о работе Развитие малого бизнес в Республике Казахстан