Развитие малого бизнес в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе описано развитие малого бизнеса в Республике Казахстан, проблемы, пути решения проблем, состояние бизнеса на данном периоде развития государства. В последнее время в Казахстане созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

Содержание

Введение

1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике

1.1 Что такое малый бизнес

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

3. Проблемы становления малого бизнеса в Казахстане

3.1 Становление и развитие малого бизнеса в Казахстане

3.2 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 137.57 Кб (Скачать файл)

 

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений.

 

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных  монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию  по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры  и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее  десятилетие во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и кооперации производства, в крупные  отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной  продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют  на рынках с крупными компаниями и  монополиями.

 

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

 

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы.

 

Деятельность малых предприятий  в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

 

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в экономике Германии, США и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

 

2. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса

 

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма  давно ощутили эффективность  малых предприятий в экономике  и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые  занимаются деятельностью в небольших  масштабах. Экономика таких стран  как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается  и действует малый бизнес в  этих странах.

 

Эффективность малых предприятий  в Германии несколько выше, чем  в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме  того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий  растет.

 

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

 

в развитии инфраструктуры и  средств связи произошел скачок;

 

повысился общеобразовательный  уровень людей с одновременным  накоплением опыта в крупных  компаниях;

 

уменьшение габаритов, стоимости  и упрощение использования информационных систем;

 

способствование малыми фирмами  решению вопроса безработицы;

 

в создании малых предприятий  дополнительным стимулом оказалось  сокращение рабочей смены;

 

большая конкурентоспособность  за счет меньших издержек, обусловленных  отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

 

расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

 

Но, конечно, малые предприятия  как возникают, так и распадаются  по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий  малого бизнеса всегда выше, ибо, идя  на риск, предприниматель решает сложную  проблему конкурентоспособности выпускаемой  продукции. Ведь начальная стоимость  ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей  фирмой. Новичку нужно в самом  начале проводить свою работу при  более высоких издержках, чем  предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость  продукции. Наиболее частые причины  банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта  продукции, а также недостаточная  компетентность и отсутствие опыта.

 

Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых  фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие  обанкрочивается не полностью, а  лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

 

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого  предпринимательства:

 

консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

 

медленное расширение деловой  активности;

 

быстрое развитие малых предприятий  и превращение их в средние, а  затем и в крупные компании.

 

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают  планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или  вступления на новые рынки, что говорит  о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих  владельцев.

 

В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция  к увеличению числа малых предприятий  в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с  укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у  кого не вызывает сомнений) в экономике  стран Запада наметился процесс  возрастания значения мелких и средних  фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

 

Относительно состояния  промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих  концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов  до середины 80-х не возрастала, а  по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция  была в США. Согласно официальным  данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась  с 18% до37%.

 

В общем, в 70-е - 80-е годы сначала  наметилась, а затем еще очевидней  стала проявляться тенденция, при  которой доля крупнейших компаний в  выпуске продукции, инвестициях, обороте  и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько  снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним  бизнесом. Этот временный период можно  считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства  все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация  внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели  все чаще осознают необходимость  использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно  царящую в малых фирмах, но и  возможности, которые открываются  при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские  разработки, разделение риска.

 

Большой плюс малых предприятий  состоит в том, что многие из них  оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды  для экономик Запада. Крупные фирмы  не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания  или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических  стран помощь мелкому бизнесу  занимает особое место. Мелкие предприятия  стали своеобразным индикатором  общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях экономики. Волна разорений  или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

 

В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания  интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х  годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в  свою очередь, развитие малых предприятий  при преодолении этого кризиса  послужило важным средством оздоровления экономики.

 

3. Проблемы становления  малого бизнеса в Казахстане

 

Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к  вопросу о том, какие же условия  необходимы для развития малого предпринимательства  в нашей стране.

 

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов  малый бизнес может стать основой  экономики : в наших условиях он может  стать лишь связующим звеном, которое  обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

 

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в  Казахстане экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы  услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

 

Следует заметить, что наблюдавшийся  до 1992 года бурный рост малых предприятий  в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном  бизнесе менее 1 млн. чел.

 

В Казахстане проводилась  массовая Программа по поддержке  и становлению малого бизнеса. Это  комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Для  выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных  финансовых организаций, финансовые ресурсы  по линии технической и консультативной  помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и  формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку  наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и  кадровое обеспечение Программы.

 

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья  и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками  товаров для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные  возможности для обогащения.

 

Поэтому и не изживается в  массовом сознании представление о  предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

 

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста  и к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем  не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

 

В Казахстане, например, где  раньше преобладали научно-технические  кооперативы, теперь, по официальным  данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

 

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Информация о работе Развитие малого бизнес в Республике Казахстан