Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 21:47, научная работа
Цель этой книги — рассказать вам, как использовать принцип магической пирамиды, чтобы писать ясные и понятные деловые документы. Написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый - определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно. Когда вы знаете основную цель сообщения, вы едва ли испытываете трудности с изложением проблемы:
Введение 17
Глава 1. Почему именно пирамида? 19
Строительные блоки пирамиды -
От главного к группам. Порядок подачи идей:
строим сверху вниз 23
От идеи к структуре. Порядок осмысления от частного к главному 25
Глава 2. Архитектура пирамиды 31
Вертикальная взаимосвязь -
Горизонтальные взаимосвязи 35
Как построить Введение в документ 36
Глава 3. Начинаем строить пирамиду 39
Способ строительства «сверху вниз» -
Способ строительства «снизу вверх» 44
Предупреждения начинающим строителям 49
Глава 4. Достоинства хорошего Введения 51
Интрига во Введении -
Почему история? -
Насколько длинным должно быть Введение? 53
Счего начинать описание ситуации? 54
Что такое проблема? 55
Почему выбран именно такой порядок? 56
Что важно знать о ключевой линии? 58
Новые примеры 60
Еще раз о Введении 62
Некоторые типы Введений 63
Указания или директивы -
Запросы и требования ресурсного обеспечения 64
Инструкции и документы типа «Как сделать то-то и то-то...» 65
Письмо с предложениями 67
Доклад о развитии или работе 68
«Мостики» между структурными единицами текста 69
Отсылка к сказанному ранее -
Приемы промежуточных заключений 72
Заключение всего документа (Окончательные выводы) -
Глава 5. Дедукция и индукция: различия 77
Дедуктивное обоснование -
Как используется дедукция 78
Когда можно и нужно пользоваться дедукцией 80
Индуктивные рассуждения 83
Как пользоваться индукцией 84
Как отличить индукцию от дедукции 86
Глава 6. Как организовать и «высветить» структуру документа 89
Заголовки -
Подчеркивание 93
Десятичная нумерация 95
Графическое выделение 97
ЧАСТЬ II
Логика делового мышления
Введение 103
Глава 7. Методы организации идей в группах 105
Временная последовательность 107
Незавершенное установление порядка -
Спутанная логика 108
Ложное объединение в группы 109
Структурный порядок 110
Создание структуры -
Описание структуры 112
Организация структуры 113
Ранжирующий порядок 116
Создание классификационных групп —
Дополнительные примеры на группирование идей
и высказываний 120
Глава 8. Особенности процесса решения проблем 127
Процесс решения проблем -
Что за проблема? 129
В чем заключается проблема? -
Почему возникла проблема? 130
Что мы можем сделать, чтобы разрешить проблему? -
Что нам следует сделать, чтобы разрешить проблему? 131
Определение конкретной проблемы -
Система: Документ-Оцифровка-Телекоммуникация 132
Подготовка графических справочников 135
Структуры аналитического исследования проблем 140
Пять типичных «логических деревьев» -
Использование концепции логических деревьев 144
Глава 9. Вопросы заключительных утверждений 151
Итоговая мысль как следствие из ряда действий 153
Учет значения слов 154
Каждому действию свой логический уровень 160
Формулировка вывода из заключений 164
Поиск структурного сходства 165
Наглядное представление взаимосвязей 167
Глава 10. Необходим понятный текст 173
Создание образов 175
Копирование образов при помощи слов 177
Приложение. Решение проблем в бесструктурных ситуациях 181
Аналитическая абдукция 182
Научная абдукция 183
Однако вы не соблазняетесь желанием просто сесть и начать составлять лишь бы какое Введение. Вместо этого вам хочется воспользоваться структурой Введения, чтобы последовательно выразить и предварительно оценить правильность своих соображений. Хотите именно так? Тогда рекомендую вам следующий порядок действий, изображенный на четвертом рисунке и описанный далее.
Рис. 4. Элементы структуры взаимозависимы
Заполните верхний блок пирамиды.
1.Что именно вы обсуждаете?
Сформулируйте и уточните вопрос для вступления.
2. Сформулированы ли вопрос и ответ на него?
Определите линию ключевых утверждений.
7. Если индуктивно, то каким
будет объединяющее
существительное во множественном числе?
Структурируйте поддерживающие соображения.
8. Повторите процесс вопрос/ответ на этом уровне.
ситуации. Используйте первое бесспорное суждение, которое можете и хотите сформулировать. Помните, что первое суждение не должно вызывать возражений читателя. Оно истинно для него либо потому, что он изначально согласен с ним, либо потому, что это суждение легко проверить и убедиться в его подлинности.
Цель этого упражнения - научиться проверять, знаете ли вы точно тот вопрос, на который стараетесь ответить. Когда вы точно знаете формулировку вопроса, все остальные рассуждения становятся на свои места относительно легко.
Давайте посмотрим, как при помощи этих приемов переписать доклад с рис. 5. Этот доклад подготовлен финансовым отделом большой американской компании, занятой производством спиртных напитков.
Когда водители компании доставляли товар заказчикам, они отсылали в финансовый отдел доставочный чек, в котором указывался кодовый номер, данные о товаре, счет за доставку. Эти чеки являлись основой расчетной системы, работающей следующим образом:
Один из постоянных заказчиков этой компании, владелец большой сети ресторанов быстрого питания, назовем его Большой Босс, заказывал и получал ужасно большое количество товара. Исходя из своих финансовых соображений, он считал, что более удобно аккумулировать ежедневные чеки за доставку и оплачивать их одним платежом. Он хотел бы, если чеки собирать нельзя, фиксировать данные с них на компьютере, подсчитывать суммы, а затем отправлять компьютерную запись и единый чек один раз в месяц в головной офис компании производителя. Другими словами, он предлагал такую систему:
Рис. 5. Меморандум по поводу предложения, поданного Большим Боссом
Кому: мистеру Роберту Сальтону
От кого: Джона Дж. Джексона
Тема: предложение Большого Босса
7 марта 2001
Мы получили запрос Большого Босса (учетный номер 8306) об изменении учета поставок и доставочных чеков и переводе системы на другой принцип отчетности. Изменения, предложенные Большим Боссом, были проверены в процессе подготовки к платежам. Обзор содержит данные, полученные при проверке предложения:
1. Согласно нашим требованиям
об учете поставок и входящих плате-
жей каждый чек за доставку включает следующие
данные:
Исходящий номер.
Номер магазина.
Номер чека.
Сумму в долларах в каждом чеке.
Дату поставки в каждом чеке.
Если мы не получаем информацию об исходящих номерах и номерах магазина от Большого Босса, мы берем эти данные из сводного реестра заказчиков. Впоследствии все это может быть включено в сводку о заказах Большого Босса.
2. Большой Босс собирается
разработать программу, которая будет
обра-
батывать записи и фиксировать информацию
с доставочных чеков.
Файл с этой информацией будет
создаваться в формате, совмести
мом со счетной системой, принятой у нас,
и национальной финансо-
вой системой. Эти данные в форме записи
на ленте будут отсылаться
для учетных целей в отдел контроля денежных
потоков и в финансо-
вый отдел.
Полученная нашим отделом информация будет учитываться в соответствии с установленными процедурами. Окончательный баланс оплаченных чеков и присланной ленты с записями должен быть равен нулю.
3. В завершение всего процесса
ежемесячной оплаты итоговый балан-
совый расчет будет проводиться через
расчетную систему финансо-
вого отдела. В нем будет определяться
номер платежа и чеков, кото-
рый затем будет фиксироваться в итоговых
отчетах.
Глава финансового отдела проанализировал возможность изменить систему платежей, приемлемость этих изменений и фактически описал в своем докладе: «Вот как работала бы новая система», не ответив на животрепещущий вопрос, стоит ли менять старую систему. Если бы на его месте были вы и воспользовались методами, описанными выше на рис. 4, вы рассуждали бы примерно так:
В пункте (2) следовало бы подчеркнуть и выделить подразумеваемый вопрос. Ведь именно он сейчас занимает читателя (Есть ли в этом смысл?). Поскольку этот вопрос звучит приблизительно так же, как и ваш, вы можете спокойно соотнести его с вашим ответом. Теперь вы уверены в значимости и содержательности составляемого вами послания для читателя.
Рис. 6. Этапы изучения изменений, предложенных Большим Боссом
8. После того как вы определите,
что эти суждения верны и выстроены в ло
гическом порядке, вы можете
вновь спуститься на следующий уровень,
где дадите обоснования истинности
этих суждений. В случае с документом
небольшого объема вы можете не перечислять
подробные обоснования,
потому что они очевидны для вас, и вы легко
выскажете их, когда присту
пите к письменному изложению.
Как следует из этого примера, предложенный метод дисциплинирует автора документа. Заставляет его отбирать ограниченную информацию, вынуждает использовать только ту, что важна и значима для читателя. Но это ограничение подталкивает мышление к целостному подходу в работе над проблемой или вопросом, а не к тому хаотичному, что был показан в приведенном выше меморандуме. И, конечно же, каждый, кто последовательно будет использовать подход «сверху вниз» при обдумывании и последующем создании документов, значительно облегчит читателю и чтение, и процесс понимания.
Способ строительства «снизу вверх»
Довольно часто так бывает, что вы не до конца сформулировали главные положения своего документа. Поэтому не можете выстраивать мысли, начиная с вершины пирамиды. Так получается, потому что вы, например, не смогли абсолютно точно определить предмет доклада. Или главный вопрос не совсем ясен для вас. Или вы не уверены в том, насколько читатель владеет этим предметом. В таком случае попытайтесь начать с ключевой линии идей.
Если вы представляете себе, какими должны быть идеи на уровне ключевой линии, это замечательно. Однако часто вы и здесь чувствуете себя неуверенно. Не отчаивайтесь. В этом случае вы можете начать работу над структурированием своих соображений, воспользовавшись подходом «снизу вверх». Этот подход состоит из трех этапов:
И вновь мы разберем этот прием
на примере учебного документа, который желательно переписать (см.
рис. 7). Этот доклад написан начинающим
консультантом в самом начале его карьеры.
В нем содержатся рекомендации об изменениях,
которые этот молодой менеджер дает английской
издательской компании ТТВ.
Рис. 7. Исходный доклад для фирмы ТТВ.
Кому: Дата: 22 августа 2001
От кого: Тема:ТТВ
Нижеследующее содержит данные и результаты, полученные в течение двухнедельной работы.
Как мы уже знаем, стоимость типографского набора — это наиболее значительная часть издержек, которая колеблется от 40% в книгах с твердым переплетом до 50-55% в книгах с мягкой обложкой.
Стоимость типографского набора складывается из следующих видов стоимости:
Машинный набор 30—50%
Редактирование 17-25%
Первая корректура и правка 10-16%
Верстка 10-20%
Вставка иллюстраций 10-15%
Сравнение с общепринятыми стандартами показывает низкую производительность и высокую стоимость типографского набора в ТТВ. Как складывается стоимость в компании, будет показано ниже.
Каждая книга, издаваемая в ТТВ, проходит все этапы типографского набора. Это делается для обеспечения высокого качества изданий. Однако эта затянутая процедура снижает производительность ТТВ по отношению к другим конкурентам в том, что касается скорости выполнения простых работ.
В Оулесбери проявили неподдельный интерес к выявлению факторов, влияющих на стоимость типографского набора. Я беседовал на эту тему с Роем Вальтером, Брайаном Томпсоном и Джорджем Кеннеди. Последний попросил обратить особое внимание на следующее: (1) существуют ли в процессе набора этапы, которые можно было бы исключить, чтобы снизить стоимость; (2) каковы причины, вызывающие низкую производительность, и почему они не влияют на производительность конкурентов.
В настоящее время типографский набор осуществляется с очевидным напряжением. Большая часть работы производится помимо и в дополнение к запланированным объемам. Возникшие трудности связаны главным образом с той частью набора, где велика доля участия людей в процессе производства. Уровень зарплат в ТТВ ниже, чем в среднем по региону, поэтому возникает дефицит персонала: новые сотрудники не приходят, а старые - уходят.
В настоящий момент усилилось влияние профсоюзов, к тому же два наборщика уволились. В результате отделу не хватает сотрудников на проведение плановых работ, те, что есть, работают сверхурочно, а это ведет к перерасходу средств на оплату более чем на 50%.
Выводы
1. Полагаем, что стоимость может
быть снижена за счет следующих шагов:
(А) упрощение процесса набора дешевых
изданий;
(Б) увеличение производительности за счет изменения этапов набора.