Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 11:21, реферат
Актуальность темы дипломного исследования. Решение задачи увеличения капитализации банков является одним из важнейших условий поддержания экономического роста, поскольку банки не могут существовать обособленно, вне зависимости от состояния и динамики развития реального сектора экономики. Для того чтобы банковский капитал превратился в мощный стимул экономического роста необходимо существенно повысить как его величину, так и его эффективность как инвестиционного ресурса. Именно стратегический подход к повышению капитализации коммерческих банков и обеспечению достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков можно отметить в качестве важнейшего условия развития банковской деятельности и повышения устойчивости коммерческих банков.
Во-вторых,Г.И. Хотинская выделяет так называемую «маркетинговую», или субъективную, капитализацию. Она происходит, например, за счет повышения стоимости нематериальных активов компании (деловой репутации, торговой марки, «ноу-хау» и т.п.), переоценки основных средств, которые так же, как и в первом случае, влекут рост собственного капитала [там же, с. 3]. Другими словами, разница между первым и вторым видами состоит в том, что при реальной капитализации компания получает в свое распоряжение финансовые ресурсы, которые используются на расширение производства, а во втором случае никаких финансовых ресурсов нет. Рост стоимости компании происходит за счет повышения стоимости имущества путем переоценки. Главной особенностью приведенной выше трактовки двух видов капитализации является представление данного понятия посредством бухгалтерской терминологии в связке с балансовой моделью компании. Авто-ром утверждается, что реальная капитализация «отражается в третьем разделе баланса» и «обусловливает увеличение актива хозяйствующего субъекта», а при маркетинговой капитализации «увеличение валюты баланса…происходит изначально со стороны активов» [136, с. 27].Для третьего вида капитализации Г.И. Хотинская приводит следующее определение: «капитализация – это рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже, и представляет собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании» [там же, с. 28]. Этот смысл капитализации уже рассмотрен нами выше. Все три вышеперечисленных вида капитализации Г.И. Хотинская привязывает к балансовой модели компании. Привязка величины капитализации к бухгалтерскому учету является не совсем корректной и сужает само понятие, поскольку не всякое изменение стоимости компании может быть отражено в ее балансе. Во-первых, как уже было упомянуто выше, за счет специфических методов бухгалтерского учета, прибыль может не иметь денежного наполнения и не приводить к росту капитализации компании. Во-вторых, стоимость нематериальных активов достаточно трудно поддается бухгалтерской оценке и в качестве таковой могут быть получены совершенно разные величины – в зависимости от способа оценки. Капитализация в смысле произведения цены акций на их количество вообще не может быть привязана к бухгалтерскому учету компании, однако в работах указанного автора утверждается следующее: «Увеличение рыночной стоимости акций и стоимости компании в целом отражается в этом случае (в случае обращения акций компании на бирже) в активе баланса в виде переоценки финансовых вложений и балансируется в пассиве добавочным капиталом» [там же, с. 28]. В цитате присутствует явная неточность, поскольку в качестве финансовых вложений компания отражает в активе баланса не собственные акции, а акции других хозяйствующих субъектов. Изменение же рыночной стоимости собственных акций никак не будет отражаться в балансе компании ни со стороны актива, ни со стороны пассива, поскольку биржевое обращение акций компании полностью оторвано от ее производственной деятельности.
Принципиально иная трактовка понятия «капитализация» присутствует в работах Т.А. Маловой [67; 68]. Здесь капитализацией называется «фундаментальный процесс, экономический смысл которого состоит в повышении стоимости капитала, принадлежащего субъектам всех уровней хозяйствования, в результате роста их хозяйственного потенциала и эффективности» [67, с. 287]. Главной особенностью, отличающей данную трактовку понятия капитализации от остальных, является представление ее как процесса. Это является очень важным, поскольку во всех предшествующих работах в явном или неявном виде капитализация рассматривалась лишь как состояние либо характеристика компании. Таким образом, получается, что капитализация, с одной стороны, это состояние, а с другой – это движение, изменение. Эти два смысла могут быть объединены с помощью использования категории «процесс». Использование категории «процесс» предполагает особый способ представления изучаемого объекта, когда в качестве его характеристик фиксируются некоторые состояния (первый смысл), а сам объект предстает как последовательность изменяющихся состояний (второй смысл). Какой же объект предстает в качестве изменяющего свои состояния в процессе капитализации? Очевидно, что этим объектом является стоимость. Капитализация – это процесс изменения стоимости. Таким образом речь идет о процессе увеличения капитала, существует много видов понимания термина «капитал» которые были рассмотрены выше. К нашей теме ближе следующий вид капитала – финансовый капитал, которому посвящен одноименный труд Р.Гильфердинга. В своем исследовании Р. Гильфердинг особое внимание уделяет одной из особых форм существования денежного капитала – акционерному капиталу. А. Кон достаточно точно определяет особенности акционерного капитала как такового: «Группа капиталистов-учредителей (в большинстве случаев банк) объявляет об организации акционерного общества. Выпускается некоторое количество акций, которые может приобрести каждый желающий. Деньги, вырученные от продажи акций, образуют капитал акционерного общества» [53, с. 22]. Несмотря на то, что в момент выпуска каждая акция имеет определенную цену продажи (цену размещения), на бирже акции приобретают самостоятельную цену, называемую курсом. Курс акций не остается неизменным, а постоянно колеблется и подвержен целому ряду факторов. Подобные колебания курса акций, на мой взгляд, полностью соответствуют понятию стоимости, введенному А. Маршаллом. Стоимость акций выявляется каждый раз при проведении сделки купли-продажи на фондовой бирже. Особенности существования акционерных обществ создают эффект удвоения капитала. В одном месте он существует как капитал, вложенный в средства производства и действующий на предприятии. Это тот капитал, о котором, в частности, писал К. Маркс. Вторым проявлением этого капитала являются те деньги, которые акционер может выручить при продаже своих акций. И эти деньги никак не относятся к тому капиталу, который был сформирован при учреждении акционерного общества. «Это – дополнительные деньги, необходимые для обращения акций, свидетельств прав на капитализированный доход» [там же, с. 110].
Далее Р. Гильфердинг делает важное замечание. Цена акции на бирже
определяется отнюдь не как доля капитала акционерного общества, которую она (акция) представляет. Цена акции – это капитализированная доля
дохода, которая зависит от обычного уровня процента. «Акция – юридическое обоснование права на доход, долговое притязание на будущее производство, свидетельство на выручку. Так как эта выручка капитализируется, и этим определяется цена акции, то кажется, как будто в форме цены акций существует второй капитал. Но последний – чисто фиктивный» [там же, с. 111].
В российском законодательстве, кроме того, предусматривается право акционера требовать выкуп акций акционерным обществом в случаях реорганизации общества, совершения крупной сделки или внесения изменений в устав, если акционер голосовал против подобных решений [4, ст. 75]. В данном контексте «фондовая биржа» употребляется безотносительно российского законодательства, в котором разделяются понятия «фондовая биржа» и «организатор торговли на рынке ценных бумаг». Поскольку материальные объекты конечны, то с течением времени эффективность использования такой формы капитала, как производственный, стала снижаться. Появилось больше собственников, желающих получать доход с одной и той же величины вложенного капитала. В этой связи фиктивный капитал, который, как было показано выше, не имеет жесткой привязки к материальным носителям, и зависит лишь от человеческой активности и способности спекулировать на фондовом рынке, стал более эффективным, по сравнению с производительным.
За
последние 30 лет, финансовые рынки получили
сильное развитие, IT технологии, интернет,
процессы глобализации мировой экономики,
появление множества финансовых инструментов
хеджирования рисков и т.д. Сделали финансовый
рынок (в частности фондовый) эффективным
инструментом оценки стоимости компаний.
Теория эффективных рынков (хоть и является
спорной) получила широкое распространение
среди инвесторов по всему миру. Эта теория
говорит о том, что вся существенная информация немедл
В 2013 году активы Группы увеличились на 20,6% — до 18,2 трлн рублей. Кредиты и авансы клиентам остаются крупнейшей категорией активов: на их долю на конец 2013 года приходился 71% совокупных активов. Доля ликвидных активов, в число которых входят денежные средства, средства в банках и портфель ценных бумаг, составила 20,9%. В 2013 году портфель ценных, бумаг увеличился на 171,5 млрд и достиг 2,1 трлн рублей. Портфель практически полностью состоит из облигаций и используется главным образом для управления ликвидностью.
2013 г 2013 г
Портфель розничных кредитов вырос за год на 32,1% — до 3,7 трлн рублей. Произошло смещение структуры портфеля в сторону жилищного кредитования: доля данных кредитов в суммарном кредитном портфеле выросла за 2013 год на 1,3 п.п. — до 11,6%.
Коммерческое кредитование
юридических лиц
Специализированное кредитование
юридических лиц
Потребительские и прочие
ссуды физическим лицам
Жилищное кредитование физических лиц 1 569,0 11,6 1 143,4 10,3
Кредитные карты и овердрафты 349,0 2,6 198,2 1,8
Автокредитование физических лиц 157,2 1,2 123,4 1,1
Итого кредитов и авансов клиентам
до вычета резерва
под обесценение кредитного портфеля
Информация о работе Теоретические основы исследования процесса капитализации