Техника составления и структура бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одно предприятие не сможет работать прибыльно без тщательно подготовленного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом, с тем, чтобы обеспечить его прибыльность, а также возвратность инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе. В общем случае бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана предназначается для оправдания доверия инвесторов и кредиторов, убеждения их в потенциальных возможностях компании, компетентности ее сотрудников.

Вложенные файлы: 1 файл

бизнес план.docx

— 112.96 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Техника составления  и структура бизнес-плана

1.1. Сущность и значение  бизнес-плана

В настоящее время ни одно предприятие не сможет работать прибыльно  без тщательно подготовленного  бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные  пояснения, как будет происходить  управление бизнесом, с тем, чтобы  обеспечить его прибыльность, а также  возвратность инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр  бизнес-плана, что в свою очередь, требует выработки механизма  привлечения управленческого персонала  к данной работе.

В общем случае бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана  предназначается для оправдания доверия инвесторов и кредиторов, убеждения их в потенциальных  возможностях компании, компетентности ее сотрудников, а также необходимости  оказания ей стратегической и финансовой помощи.

Другими словами, отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически откорректированного  в соответствии с меняющимися  условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет возможности  привлечения финансовых ресурсов и  достижения долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Для внутренних целей бизнес-план - это критическая стартовая точка  и базис всей плановой и исполнительской  деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого  воздействия на будущее положение  предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.

 

В конечном итоге, необходимо сделать ударение на следующем: во-первых, должно быть ясно, что бизнес-план, по сути, проверка знаний и понимания  менеджерами среды бизнеса, а  также положения предприятия  на рынке. Процесс планирования бизнеса  обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем ее недостаткам, заставляя рассматривать  специфические характеристики и  факторы, влияющие на конкурентные способности  предприятия. Таким образом, требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы  управления и создания эффективной  управленческой стратегии.

Во-вторых, в разработку бизнес-плана  вовлекаются значительные силы и  средства. И поэтому последующее  планирование требует меньших усилий по сбору и обработке информации.

Целью разработки бизнес-плана  является планирование хозяйственной  деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю  решить следующие основные задачи:

  1. Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  2. Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
  3. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  4. Оценить соответствие персонала фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

 

  1. Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п;
  2. Оценить материальное и финансовое положение фирмы, соответствие материальных и финансовых ресурсов  достижению поставленных целей;
  3. Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.

Как правило потребность в бизнес-плане возникает при реализации таких остро актуальных задач как:

  1. Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
  2. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  3. Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы , основных направлений ее коммерческой деятельности;
  4. Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов направлений и способов осуществления производственных и коммерческих операций;
  5. Составление проспектов, эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизированных и частных фирм;
  6. Выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

 

Ценность бизнес-плана  определяется качеством содержащейся в нем информации и предположений. Он не должен отражать существующие в  действительности преувеличения или  предубеждения составителей. Качественно  составленный бизнес-план - это также высокоэффективный и полезный инструмент маркетинговой деятельности. Вероятность его исполнения в течение времени прямо отражает компетентность управления предприятием, на чем особо акцентируется внимание инвесторов.

1.2. Порядок составления  бизнес-плана

Менеджеры компании постоянно  работают в условиях динамично изменяющейся среды. Поэтому достоверное планирование, являясь важной частью деловой активности, обеспечивает надежность функционирования предприятия. Однако, в значительном числе компаний реальное планирование далеко не всегда является комплексным и завершенным, поскольку многие менеджеры порой стараются его избегать, считая эту работу скучной, рутинной и необходимой только для крупных компаний. В кругу этого персонала бытует мнение, что можно эффективно руководить компанией без формально составленного бизнес-плана, являющегося лишь атрибутом бюрократической системы управления. Лишь не многие менеджеры реально занимаются плановой работой, понимая свою недостаточную квалификацию. Отсутствие реального планирования обходится компаниям очень дорого. Так, работники, не понимая целей и зная планы компании, порой не воспринимают и ее требований к своей работе.

Процесс планирования бизнеса - это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия, такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.

Цели компании могут уточняться в результате периодической ее оценки. Это позволяет лучше понять стратегию  и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать  по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.

Перед составлением бизнес-плана  для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную  возможность его изучения. Необходим  ли он? Если да, то должны быть сделаны  определенные дополнительные исследования по изучению проекта. В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций  управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино  плановые показатели и исходную информацию. Для определения стратегии достижения целей компании должны быть даны ответы на следующие вопросы: будет ли эффективный  данный проект? готова ли компания принять  новый проект? какова структура управления компанией? какая финансовая отчетность предпочтительней - в сокращенном виде или развернутая, и способна ли компания ее составлять? способна ли компания осуществлять необходимые инвестиции? может ли компания увеличить необходимые фонды для внедрения проекта? Сколько необходимо средств и когда? какова вероятность успеха и что должна сделать компания для повышения его шансов? чем рискует компания, не предпринимая никаких действий? какова продолжительность достижения стратегических целей? каким образом будет минимизирован риск? каковы последствия ошибок? когда будет достигнута точка безубыточности продукции или услуг? каково влияние внешних факторов, таких как изменение потребительского спроса, замедление темпов развития экономики, усиление государственного регулирования, конкуренции и т.п.?

 

1.3 Этапы разработки бизнес-плана

 Существует несколько  подходов к определению этапов  разработки. Одни подходы основаны  на очень подробной схеме составления  бизнес-плана, и в этом случае  этапов очень много – от 10 до 20 и более. Другие основаны  на выделении крупных блоков  в составлении бизнес-плана, и  в этом случае этапов очень  мало – пять.

 Можно рассмотреть  два подхода: более подробный  и менее подробный.

 При более подробном  подходе алгоритм составления  бизнес-плана содержит наиболее  общие стадии процесса планирования  нового дела. Данный алгоритм  еще называют планом действий  по разработке бизнес-плана. При  достижении определенного опыта  на основе данного алгоритма  можно составить свой план  действий (с учетом специфики  сферы деятельности предприятия  или проекта). Однако при разработке  бизнес-плана в какой-либо новой  сфере деятельности лучше придерживаться  данного (или подобного) подробного  варианта, так как он позволит  наиболее всесторонне изучить  новый объект приложения сил.

 При детальном подходе  выделяют следующие этапы в  процессе разработки бизнес-плана:

 Этап 1. Решение о начале  деятельности в новом бизнесе  или начале реализации нового  проекта или разработке нового  бизнес-плана.

 Этап 2. Формирование цели  нового бизнеса или нового  проекта.

 Этап 3. Формирование представлений  о бизнес-плане и его структуре.

 Этап 4. Поиск источников  необходимой информации.

 Этап 5. Анализ и оценка  собственного потенциала (возможностей  и способностей) для начала новой  деятельности.

 Этап 6. Выбор объекта,  являющегося основой новой деятельности (профиля предприятия).

 Этап 7. Исследование потенциального  рынка сбыта.

 Этап 8. Разработка предварительного  прогноза продаж.

 Этап 9. Территориального  размещение бизнеса.

 Этап 10. Разработка маркетингового  плана.

 Этап 11. Разработка календарного  плана.

 Этап 12. Разработка производственного  плана.

 Этап 13. Выбор организационно-правовой  формы и юридического статуса.

 Этап 14. Разработка организационного  плана.

 Этап 15. Принятие решения  о персонале.

 Этап 16. Разработка финансового  плана.

 Этап 17. Разработка плана  страхования рисков деятельности.

 Этап 18. Подготовка делового  резюме бизнес-плана.

 Этап 19. Оформление бизнес-плана.

 Этап 20. Презентация бизнес-плана.

 Этап 21. Принятие решения  о начале деятельности 

 При втором подходе,  как же говорилось выше, выделяют  более крупные блоки. Но эти  блоки, по сути, содержат те  же этапы, что и в предыдущем  подходе. Данный вариант больше  подходит для опытного пользователя.

 Выделяют пять этапов:

 

 На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.

 Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.

 В системе бизнеса  цель выполняет пять функций:

  1. инициативы – сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
  2. критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
  3. инструмента управления – руководящего требования к действиям, определения направлений бизнеса;
  4. координации – обеспечения бесконфликтных отношений лиц, принимающих решение, согласования работ специализированных подразделений;
  5. контроля – сопоставления оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем

 На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. В бизнес-плане можно выделить следующие разделы:

 Титульный лист.

  1. Меморандум о конфиденциальности.
  2. Резюме.
  3. Описание отрасли.
  4. Характеристика предприятия (фирмы).
  5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
  6. План маркетинга.
  7. Производственный план.
  8. Организационная структура предприятия.
  9. Финансовый план и бюджет предприятия.
  10. Анализ рисков.
  11. Организационный план.
  12. Приложения.

Информация о работе Техника составления и структура бизнес-плана