Формирование речевой активности в процессе рассматривания картин
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:00, контрольная работа
Краткое описание
Понятие «связная речь». Значение развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста, задачи ее формирования.
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность- это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Содержание
Понятие «связная речь». Значение развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста, задачи ее формирования…………………………………..3 Значение наглядности на занятиях по развитию связной речи. Особенности восприятия детьми картины……………………………………………………………........4 Особенности речевой активности детей в процессе рассматривания картины на занятиях. Соответствие педагогических условий, создаваемых воспитателем в процессе занятий требованиям методики формирования речевой активности детей…………7 Педагогические рекомендации воспитателям по оптимизации педагогической работы в процессе занятий по обучению рассказыванию по картине………………….13 Заключение……………………………………………………………………..15 Литература……………………………………………………………………...17
среднего профессионального
образования Ярославской области
Ярославский инудустриально-педагогический
колледж
домашняя контрольная
работа
Дисциплина: Методика развития детской
речи с практикумом
по логопедии
Вариант: № 6
Тема: Формирование речевой активности
в процессе рассматривания
картин
Выполнила студентка 4 курса
Группы № 21 специальности
«Дошкольное образование»
Первунинская Татьяна Павловна
Личный код студента: П-96
Руководитель: Ефремова А.Л.
Ярославль
2011г.
Регистрация: №_____от______2011г.
Содержание
Понятие «связная речь». Значение
развития связной диалогической речи
у детей дошкольного возраста, задачи
ее формирования…………………………………..3
Значение наглядности на занятиях
по развитию связной речи. Особенности
восприятия детьми картины……………………………………………………………........4
Особенности речевой активности
детей в процессе рассматривания картины
на занятиях. Соответствие педагогических
условий, создаваемых воспитателем в процессе
занятий требованиям методики формирования
речевой активности детей…………7
Педагогические рекомендации
воспитателям по оптимизации педагогической
работы в процессе занятий по обучению
рассказыванию по картине………………….13
Заключение……………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………...17
Понятие «связная
речь». Значение развития связной диалогической
речи у детей дошкольного возраста, задачи
ее формирования.
Связная речь - это смысловое
развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание. Связность-
это адекватность речевого оформления
мысли говорящего или пишущего с точки
зрения ее понятности для слушателя или
читателя. Следовательно, основной характеристикой
связной речи является ее понятность для
собеседника.
Связная речь - это такая
речь, которая отражает все существенные
стороны своего предметного содержания.
Речь может быть несвязной по двум причинам:
либо потому, что эти связи не осознаны
и не представлены в мысли говорящего,
либо эти связи не выявлены надлежащим
образом в его речи.
В методике термин «связная
речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего; 2)
продукт этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию
речи. Как синонимические используются
термины «высказывание», «текст». Высказывание
- это и речевая деятельность, и результат
этой деятельности, определенное речевое
произведение, большее, чем предложение.
Его стержнем является смысл. Связная
речь - это единое смысловое и структурное
целое, включающее связанные между собой
и тематически объединенные, законченные
отрезки.
Основная функция связной речи
– коммуникативная. Она осуществляется
в двух основных формах – диалоге и монологе.
Каждая имеет свои особенности, которые
определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет
собой особенно яркое проявление функции
языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника
с прослушиванием и последующим говорением
другого. Диалогическая речь отличается
непроизвольностью, реактивностью.
Очевидно, что навыки и умения
диалогической речи являются основой
овладения монологом, поэтому так важно
развитие связной диалогической речи
у детей дошкольного возраста. В ходе обучения
диалогической речи создаются предпосылки
для овладения повествованием, описанием.
Этому помогает и связность диалога: последовательность
реплик, обусловленная темой разговора,
логико-смысловая связь отдельных высказываний
между собой. В раннем возрасте формирование
диалогической речи предшествует становлению
монологической, а в дальнейшем работа
по развитию этих двух форм речи протекает
параллельно.
Развитие связной диалогической
речи играет огромную роль в процессе
речевого развития ребенка и занимает
одно из центральных мест в общей системе
по развитию речи в детском саду.
Связная диалогическая речь
имеет важнейшее социальное значение:
помогает ребенку устанавливать связи
с окружающими людьми, определяет и
регулирует нормы поведения в обществе,
что является решающим условием для развития
его личности.
Обучение связной диалогической
речи оказывает влияние и на эстетическое
воспитание: обогащает художественно-речевой
опыт детей.
Основными задачами формирования
связной диалогической речи ребенка
дошкольного возраста являются:
-овладение нормами и правилами
родного языка, определенными для каждого
этапа и развития его коммуникативных
способностей;
-совершенствование монологической
речи.
Эти основные задачи можно подразделить
на несколько составляющих задач:
-структурная: формирование
структурных уровней системы языка (фонетического,
лексического, грамматического);
-функциональная: формирование
навыков владения языком в его коммуникативной
функции - развитие связной речи, речевого
общения;
-когнитивная: (познавательное
формирование способности к элементарному
осознанию языков и речевых явлений);
Значение наглядности
на занятиях по развитию связной речи.
Особенности восприятия детьми картины.
Наглядность на занятиях по
развитию речи имеет большое значение.
Дети, опираясь на последовательно
демонстрируемые картины, учатся строить
логически законченные части рассказа,
из которых в итоге складывается целостное
повествование. Для упражнений также используется
раздаточный материал, например предметные
картинки, которые получает на занятии
каждый ребенок.
Занятия по рассматриванию
картин имеют важное значение в системе
обучения рассказыванию.
В детском саду проводятся два
вида таких занятий: рассматривание картин
с беседой о них и составление детьми рассказов
на материале картин.
На первых дошкольники овладевают
преимущественно диалогической речью:
учатся выслушивать вопросы педагога,
отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют
развитию монологической речи: дети приобретают
навыки составления рассказа, в котором
все части контекстно связаны друг с другом,
логически и синтаксически объединены.
В обучении детей рассказыванию
по картине принято выделять несколько
этапов. В младшем возрасте осуществляется
подготовительный этап, который имеет
своей целью обогатить словарь, активизировать
речь детей, научить их рассматривать
картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте
детей учат составлять описательные рассказы
по предметным и сюжетным картинкам, сначала
по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст
характеризуется возросшей речевой и
мыслительной активностью детей. Поэтому
ребенок может самостоятельно или с небольшой
помощью педагога составлять не только
описательные, но и повествовательные
рассказы, придумывать начало и конец
сюжета картины.
Подбирая сюжетные картинки
для рассказывания, необходимо учитывать,
чтобы их содержание было доступно детям,
связано с жизнью детского сада, с окружающей
действительностью.
Для коллективных рассказов
выбираются картины с достаточным по объему
материалом: многофигурные, на которых
изображено несколько сценок в рамках
одного сюжета. В сериях, изданных для
детских садов, к таким картинам относятся
«Зимние развлечения», «Летом в парке»
и др.
При обучении рассказыванию
используется разнообразный изобразительный
материал. Так, на занятиях находят применение
картины, представленные сериями, - с изображением
продолжающегося действия.
В соответствии с «Программой
воспитания в детском саду» занятия по
рассматриванию картин проводятся во
всех возрастных группах. Но если дети
младшего и среднего возраста учатся описывать
картины, опираясь на вопросы педагога,
то в старшей и подготовительной к школе
группах основное внимание уделяется
самостоятельному рассказыванию.
Ребенок дошкольного возраста
любит рассматривать картины и рассказывает
о них живо и заинтересованно. Велико его
желание поделиться своими впечатлениями
с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький
ребенок все время говорит. Педагог должен
поддерживать этот детский разговор, должен
сам говорить с детьми, путем наводящих
вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание
картины побуждает ребенка к речевой активности,
обусловливает тему и содержание рассказов,
их нравственную направленность.
Степень связности, точности,
полноты рассказов, во многом зависит
от того, насколько правильно ребенок
воспринял, осмыслил и пережил изображенное,
насколько ясными и эмоционально значимыми
стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображенное
на картине, ребенок с помощью воспитателя
учится соотносить слово со зрительно
воспринимаемым материалом. Он начинает
сосредоточивать внимание на отборе слов,
на практике усваивает, как важно точное
слово-обозначение и т. п.
Важнейшей отличительной особенностью
восприятия детей дошкольного возраста
выступает тот факт, что зрительное восприятие
становится одним из ведущих. Поэтому
столь важно в формировании речевой активности
детей использовать наглядную основу,
в данном случае- рассматривание картин
на занятиях и не только.
Младший дошкольник еще не может
управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно
перемещается по картине. А в 5-7 лет у ребенка
появляется систематическое рассматривания,
движение взора характеризуется последовательностью.
По данным Н.Г.Агеносовой, время рассматривания
простой по содержанию картинки у дошкольника
постоянно возрастает, составляя в 3-4 года
6 минут 8 секунд, в 5- 7 минут 6 секунд, а в
6 лет- 10 минут 3 секунды.
Восприятием детей картины
3-4 лет управляет и руководит только взрослый.
В ходе выполнения разных видов деятельности
при соответствующем педагогическом руководстве
средние дошкольники учатся рассматривать
различные картины. Первоначально дети
воспринимают картины в целом. Затем вычленяют
главные части, и только потом мелкие детали
картины.
После 3 лет восприятие, становясь
управляемым, осмысленным процессом, позволяет
более детально и тщательно рассматривать
картины, замечать мельчайшие особенности
и детали, развивается художественно-эстетическое
восприятие картин.
В раннем детстве ребенок нередко
смешивает изображенную и реальную действительность.
Поэтому он пытается сорвать с картинки
нарисованные цветы или взять нарисованное
яблоко.
На первом уровне ребенок в
3-4 года эмоционально радуется изображению
знакомых предметов и животных, которых
он узнал на рисунке, но не образу. На втором
уровне ребенок к 5 годам начинает не только
видеть, но и осознавать те элементарные
эстетические качества в произведении,
которые делают картинку для него привлекательной.
Дети могут получать элементарное эстетическое
наслаждение , оценивая в картине как красивое
и цвет, и цветовые сочетания изображенных
предметов и явлений, реже форму и композиционные
приемы. На третьем, высшем, уровне
дети 6-7 лет поднимаются до способности
воспринимать больше, чем заложено во
внешних признаках изображаемого явления.
Ребенок улавливает внутреннюю характеристику
изображенного на картине.
Особенности речевой
активности детей в процессе рассматривания
картины на занятиях. Соответствие педагогических
условий, создаваемых воспитателем в процессе
занятий требованиям методики формирования
речевой активности детей.
Рассказывание по картине является
особенно сложным видом речевой деятельности
для ребенка. Проблема организации такого
занятия в том, что дети должны выслушивать
рассказы по одной картине сначала воспитателя
(образец), а затем своих товарищей. Содержание
рассказов почти одинаковое. Варьируются
лишь количество предложений и их развернутость.
Детские рассказы страдают скудностью
(подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов,
длительными паузами между предложениями.
Но главным негативом является то, что
ребенок не строит свой рассказ сам, а
повторяет предыдущий с очень незначительной
интерпретацией. В течение одного занятия
педагог успевает опросить только 4-6 детей,
остальные при этом являются пассивными
слушателями.
Тем не менее, трудно поспорить
с тем, что ребенок должен к школе уметь
рассказывать по картине. Поэтому такой
вид работы должен проводиться и давать
положительные результаты.
Существуют различные особенности
речевой активности в процессе рассматривания
детьми картин на занятии. Дети легче описывают
картины с помощью отдельных предложений,
и испытывают значительные трудности
в употреблении различных форм связи и
согласования фраз.
На третьем году жизни активная
речь ребенка развивается быстрыми темпами,
возрастает словарный запас детей. На
занятиях, в процессе рассматривания картин,
речь детей все еще носит ситуативный
характер, грамматически мало оформлена,
в основном дети данного возраста употребляют
простые сказуемые и подлежащие.
В дошкольном возрасте
происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта, речь приобретает
форму монологической контекстной. Но
при всем при этом описательная речь детей
отличается нарушенной последовательностью,
недостаточной полнотой и законченностью.
Дети зачастую торопятся, испытывают затруднения
в подборе нужных слов и выражений, страдает
и выразительность речи.