Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:53, реферат
В первой части описываются процессы происходящие при дыхании живых организмов, значение дыхания и химизм этого процесса т.е. в основном справочные данные. Вторая часть развернута более глубоко т.к. проблема загрязнения окружающей среды практически во всех странах мира стоит на первом месте. При выборе темы к.р. у меня было 2 варианта на выбор - первый и одиннадцатый поэтому в процессе работы над литературой и написания черновиков
я собирал данные по обоим вариантам. На первый вопрос первого варианта набралось достаточно много материала, я включил его третьей частью моего реферата .
1. Вступление..................................................................2
2. Дыхание живых организмов ...................................................3
2.1. Что такое дыхание........................................................4
2.2. Дыхание клетки............................................................5
2.3. Дыхание различных организмов..............................................6
3. Значение дыхания и химизм процесса .........................................8
3.1. Значение дыхания .........................................................9
3.2. Химизм процесса в клетке ................................................10
3.2. Химизм процесса в клетке ................................................10
4. Охрана воды воздуха и почв.................................................11
4.1. Что и от чего надо охранять .............................................2
4.2. Источники загрязнений.....................................................3
4.3. ..........................................................................4
4.4. Загрязнение природных вод.................................................5
4.5. Загрязнение мирового океана...............................................6
4.6. Загрязнение почвы.........................................................7
4.7. Радиация .................................................................8
5. Общие мероприятия по предотвращению загрязнений............................20
5.1. .........................................................................21
5.2. .......................................................................
6. Использование достижений биологических наук в практической деятельности человека 3
6.1. Введение.................................................................21
6.2. Биология разных направлений..........................................
6. Заключение..................................................................4
7. Список литературы:..........................................................5
та.
_ б) Сернистый ангидрид. . Выделяется в процессе сгорания серосодержащего
топлива или переработки сернистых руд (до 170 млн.т. в год). Часть
соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных
отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого
ангидрида составило 65 процентов от общемирового выброса.
_ в) Серный ангидрид. Образуется
при окислении сернистого
Конечным продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты
в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных
путей человека. Выпадение аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов
химических предприятий отмечается при низкой облачности и высокой влаж-
ности воздуха. Листовые пластинки растений, произрастающих на расстоянии
менее 11 км. от таких предприятий, обычно бывают густо усеяны мелкими
некротическими пятнами, образовавшихся в местах оседания капель серной
кислоты.
Пирометаллургические предприятия цветной и черной металлургии, а также ТЭС
ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн серного ан-
гидрида.
_ г) Сероводород и сероуглерод.
Поступают в атмосферу
в другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются
предприятия по изготовлению искусственного волокна,
сахара,коксохимические, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы. В
атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются медленному
окислению до серного ангидрида.
_ д) Оксилы азота. .Основными источниками выброса являются предприятия,
производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые
красители, нитросоединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество оксилов
азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн.т. в год.
_ е) Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по
производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений.
Фторосодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных
соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения
характеризуются токсическим эффектом. Производные фтора являются сильными
инсектицидами.
_ ж) Соединения хлора.
Поступают в атмосферу от
производящих соляную кислоту, хлоросодержащие пестициды, органические
красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются
как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора
определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической
промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на
сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых
газов. Так, в расчете на 11 т. передельного чугуна выделяется кроме 12,7
кг. сернистого газа и 14,5 кг. пылевых частиц, определяющих количество
соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких
металлов,смоляных веществ и цианистого водорода.
2) Транспорт – загрязнение атмосферы .
Это автомобили, работающие на бензине (около 60 %), затем самолеты (примерно
5 % ), автомобили с дизельными двигателями (около 10 %), тракторы и другие
сельскохозяйственные машины (около 10 % ), железнодорожный и водный транспорт
(примерно 5 %). К основным
загрязняющим атмосферу
выбрасывают подвижные источники (общее число таких веществ превышает 40),
относятся оксид углерода , углеводороды и оксиды азота . Оксид углерода и
оксиды азота поступают в атмосферу только с выхлопными газами, тогда как не
полностью сгоревшие углеводороды поступают как вместе с выхлопными газами
(что составляет примерно 60 % от общей массы выбрасываемых углеводородов),
так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора
(примерно 10 %); твердые примеси
поступают в основном с
%) и из картера (10 %).
Наибольшее количество загрязняющих
веществ выбрасывается при
автомобиля, собенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из
диапазона наиболее экономичных). Относительная доля (от общей массы выбросов)
углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом
ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что
автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и
при движении с малой скоростью.
Создаваемые в городах системы движения в режиме "зеленой волны", существенно
сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, призваны сократить
загрязнение атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и
количество выбросов примесей оказывает режим работы двигателя, в частности
соотношение между массами топлива и воздуха, момент зажигания, качество
топлива, отношение поверхности камеры сгорания к ее объему и др. При
увеличении отношения массы воздуха и топлива, поступающих в камеру сгорания,
сокращаются выбросы оксида углерода и углеводородов, но возрастает выброс
оксидов азота
Несмотря на то что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ,
как СО, HnCm, NОx, выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно
больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к
тому же обладает неприятным
запахом создаваемым
углеводородами). В сочетании же с создаваемым шумом дизельные двигатели не
только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека
гораздо в большей степени, чем бензиновые.
Самолеты также вносят определенный вклад в загрязнение окружающей среды. К
тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете
выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество
примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства,
подъезжающие и отъезжающие автомобили.
Согласно полученным оценкам, в среднем около 42 % общего расхода топлива
тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед
взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22
мин). При этом доля несгоревшего и выброшенного в атмосферу топлива при
рулении намного больше, чем в полете. Помимо улучшения работы двигателей
(распыление топлива, обогащение
смеси в зоне горения,
присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного уменьшения выбросов
можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле и
числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего
достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).
В последние 10 - 15 лет большое внимание уделяется исследованию тех
эффектов, которые могут возникнуть в связи с полетами сверхзвуковых
самолетов и космических кораблей. Эти полеты сопровождаются загрязнением
стратосферы оксидами азота и серной кислотой (сверхзвуковые самолеты), а
также частицами оксида алюминия (транспортные космические корабли).
Поскольку эти загрязняющие вещества разрушают озон, то первоначально
создалось мнение (подкрепленное соответствующими модельными расчетами), что
планируемый рост числа полетов
сверхзвуковых самолетов и
космических кораблей приведет к существенному уменьшению содержания озона со
всеми последующими губительными воздействиями ультрафиолетовой радиации на
биосферу Земли. Однако более глубокий подход к этой проблеме позволил
сделать заключение о слабом влиянии выбросы сверхзвуковых самолетов на
состояние стратосферы. Так,
при современном числе
выбросе загрязняющих веществ на высоте около 16 км относительное уменьшение
содержания О3 может составить примерно 0.60 ; если их число возрастет до 200
и высота полета будет близка к 20 км, то относительное уменьшение содержания
О3 может подняться до 17%. Глобальная приземная температура воздуха за счет
парникового эффекта, создаваемого выбросами сверхзвуковыми самолетами может
повысится не более чем на 0,1°C/
3) Вещества используемые в быту - загрязнение атмосферы и сточных вод
Более сильное воздействие на озонный слой и глобальную температуру воздуха
могут оказать хлорфторметаны (ХФМ0 фреон-11 и фреон-12 - газы, образующиеся в
частности, при испарении аэрозольных препаратов, которые используются
(преимущественно женщинами) для крашения волос. Поскольку ХФМ очень инертны,
то они распространяются и долго живут не только в тропосфере, но и в
стратосфере. Обладая довольно сильными полосами поглощения в окне
прозрачности атмосферы (8-12 мкм), фреоны усиливают парниковый эффект.
Наметившееся в последние десятилетия темпы роста производства фреонов могут
привести к увеличению содержания фреона-11 и фреона-12 в 2030 г. до 0,8 и 2,3
млрд (при современных значениях 0,1 и 0,2 млрд). Под влиянием такого
количества фреонов общее содержание озона в атмосфере уменьшится на 18%, а в
нижней стратосфере даже на 40; глобальная приземная температура возрастет на
0,12-0,21°С.
В заключение можно отметить, что все эти антропогенные эффекты перекрываются
в глобальном масштабе естественными факторами, например, загрязнением
атмосферы вулканическими извержениями.
2. Химическое загрязнение
Свой реферат я начну с обзора тех факторов, которые приводят к ухудшению
состояния одной из важнейших составляющих биосферы - атмосферы. Человек
загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления
огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны.
Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась
черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для
человека важнее, чем чистый воздух и незаконченные стены пещеры. Это
начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали
тогда небольшими группами, занимая непомерно обширную нетронутую природную
среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой
территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще
серьезными последствиями.
Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет
развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами,
последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли
города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат
великих изобретений и завоеваний человека.
2.1. Основные загрязняющие
В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы:
промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников
в общем, загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места.
Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное
производство. Источники загрязнения - теплоэлектростанции, которые вместе с
дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические
предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух
оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора,
частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы.
Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд
промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки
бытовых и промышленных отходов.
Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно
в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних.
Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида,
который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты.
При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы
сульфата аммония.
Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических
реакций между загрязняющими
веществами
компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным
источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые
электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные
установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого
топлива. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются
следующие:
а) Оксид углерода. Получается при неполном сгорании
углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых
отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно
этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн. т. Оксид углерода является
соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и
способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.
б) Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего
топлива или переработки сернистых руд (до 170 млн. т. в год). Часть