специфические нормы,
регулирующие эти отношения;
достаточно крупная
общественная значимость определенного
круга общественных отношений;
достаточно обширный
объем нормативно-правового материала;
заинтересованность общества
в выделении новой отрасли
права;
специальные принципы
права, регулирующие построение
новой отрасли права1.
Если рассмотреть эти
критерии применительно к совокупности
норм и принципов права, применяемого
в период вооруженных конфликтов,
можно вывести следующее:
Предметом правового
регулирования права вооруженных
конфликтов являются специфические
общественные отношения, возникающие
в период вооруженной борьбы
или в связи с вооруженной
борьбой, которая может принять
форму войны, международного вооруженного
конфликта, конфликта немеждународного
характера.
Специфический характер
норм права вооруженных конфликтов
вытекает из предмета регулирования
и заключается в том, что
они в основном устанавливают
поведение субъектов международного
права в период конфронтации
между ними (война, вооруженный
конфликт). Никакая другая отрасль
международного права не содержит
таких норм. Действие этих норм
ограничено в пространстве и
времени. Их характерная черта
– относительная новизна принятия
таких норм. Например, научно-техническая
революция в военном деле привела
к появлению мин-ловушек и шариковых
бомб. Содержимое этих бомб составляют
шарики, которые не просматриваются
в человеческом теле рентгеном.
Мины-ловушки и шариковые бомбы
– антигуманное оружие (если какое-либо
оружие и можно рассматривать
как гуманное), от применения которого
страдает, прежде всего, гражданское
население. В 1980 году была принята
специальная конвенция, запрещающая
применение этого оружия против
гражданского населения и в
1996 году она была дополнена
Протоколами ООН №№ I, II1.
Крупная общественная
значимость, объективно обусловленный
интерес в самостоятельном регулировании
данного комплекса объясняется
теми последствиями, которые несут
с собой войны и вооруженные
конфликты. Известно, что уже после
второй мировой войны в вооруженных
конфликтах погибло более 25 млн.
человек, многие из которых
– из-за неурегулированных отдельных
областей права вооруженных конфликтов.
Объем нормативного
материала права вооруженных
конфликтов достаточно обширен.
Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.)
считают, что само образование отрасли
международного права, возможно, лишь
в том случае, когда “государства договариваются
о формировании широкого универсального
международно-правового акта, содержащего
основные принципы международного права
в данной отрасли”2, то есть формирование
той или иной отрасли права в системе международного
права связывается с наличием универсального
международно-правового акта. Такие универсальные
акты по праву вооруженных конфликтов
имеются (Санкт-Петербургская об отмене
употребления взрывчатых и зажигательных
пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г.
и 1907 г. “Об открытии военных действий”,
“О законах и обычаях сухопутной войны”
и др., Женевские конвенции от 12 августа
1949 г., а также дополнительные Протоколы
к ним и т.п.3).
С учетом рассмотренных
критериев право вооруженных
конфликтов можно определить
как совокупность создаваемых
путем международных соглашений
или обычая юридических норм,
применяемых в войнах, международных
и немеждународных вооруженных
конфликтах, запрещающих использование
определенных средств и методов
ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих
защиту прав индивида в ходе
этой борьбы и устанавливающих
международно-правовую ответственность
государств и уголовную ответственность
физических лиц за их нарушение1.
На наш взгляд более правильным будет
употребление термина ''международное
право во время вооруженных конфликтов''.
ГЛАВА 2 ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ
КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЕ И
ПРОЦЕСС.
§ 1 Общественная суть и особенности
международного конфликта.
Россия, точно так же
как и остальные страны мира,
является неотъемлемой частью
сложной, саморазвивающейся, открытой
системы - системы международных
отношений. Процессы, происходящие
на международной арене, прямо
и опосредованно влияют на
характер политического, социального
и экономического развития российского
общества. Вследствие этого изучение,
анализ и прогнозирование всех
процессов, происходящих в жизни
страны, немыслимы вне их корреляции
с международными.
Важнейшая составная
часть международных отношений
- межгосударственные отношения
(МГО). Их отличительной особенностью
является то, что субъектами этой
системы выступают государства
или их объединения. Как и
любая другая органическая система,
система МГО имеет собственную
структуру, т.е. совокупность государств
и их политических объединений,
обладающих определенными связями,
и функционирует и развивается
на основе целого ряда закономерностей.
Эти закономерности имеют общесистемный
характер и определены характером
ее структуры в пределах рассматриваемого
пространственного и временного континуума.
Иначе говоря, система МГО задает определенные
"правила игры" своим субъектам, следование
которым - не столько акт доброй воли, сколько
условие самосохранения каждого государства.
Попытки обойти эти правила не только
вносят серьезный дисбаланс в функционирование
системы МГО, но и в первую очередь могут
иметь деструктивные последствия для
самих инициаторов подобных действий.
С точки зрения теории
международных отношений международный
конфликт рассматривается как
особое политическое отношение
двух или нескольких сторон - народов,
государств или группы государств,
- концентрированно воспроизводящее
в форме косвенного или непосредственного
столкновения экономические, социально-классовые,
политические, территориальные, национальные,
религиозные или иные по природе
и характеру интересы. Международные
конфликты, таким образом, являются
разновидностью международных отношений,
в которые вступают различные
государства на почве противоречий
интересов. Разумеется, международный
конфликт - это особое, а не рутинное
политическое отношение, поскольку
оно означает и объективно
и субъективно разрешение разнородных
конкретных противоречий и порождаемых
ими проблема конфликтной форме
и в ходе своего развития
может порождать международные
кризисы и вооруженную борьбу
государств.
Часто международный
конфликт отождествляют с международным
кризисом. Однако соотношение международного
конфликта и кризиса - это соотношение
целого и части. Международный
кризис лишь одна из возможных
фаз конфликта. Он может возникнуть
как закономерное следствие развития
конфликта, как его фаза, означающая,
что конфликт дошел в своем
развитии до той грани, которая
отделяет его от вооруженного
столкновения, от войны. Кризис
придает всему развитию международного
конфликта весьма серьезный и
трудноуправляемый характер, формируя
кризисную логику развития, убыстряя эскалацию
всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно
возрастает роль субъективного фактора,
поскольку, как правило, весьма ответственные
политические решения принимаются узкой
группой лиц в условиях острого дефицита
времени.
Однако международный
кризис - это совсем не обязательная
и неизбежная фаза конфликта.
Его течение достаточно длительное
время может оставаться латентным,
не порождая непосредственно
кризисных ситуаций. Вместе с
тем кризис - далеко не всегда
завершающая фаза конфликта даже
при отсутствии прямых перспектив
перерастания его в вооруженную
борьбу. Тот или иной кризис
усилиями политиков может быть
преодолен, а международный конфликт в
целом способен при этом сохраняться и
возвращаться к скрытому состоянию. Но
при определенных обстоятельствах этот
конфликт может вновь достигать фазы кризиса,
при этом кризисы могут следовать с определенной
цикличностью.
Наибольшей остроты
и крайне опасной формы международный
конфликт достигает в фазе
вооруженной борьбы. Но вооруженный
конфликт - это также не единственная
и не неизбежная фаза международного
конфликта. Он представляет собой
высшую фазу конфликта, следствие
непримиримых противоречий в
интересах субъектов системы
международных отношений.
§ 2 Фазы международного конфликта
Необходимо отметить,
что международный конфликт как
система никогда не выступает
в "законченной" форме. В
любом случае он представляет
собой процесс или совокупность
процессов развития, предстающих
как определенная целостность.
При этом в процессе развития
может происходить изменение
субъектов конфликта, а следовательно,
и характера противоречий, лежащих в основе
международного конфликта. Изучение конфликта
в его последовательно сменяющихся фазах
позволяет рассматривать его как единый
процесс, обладающий различными, но взаимосвязанными
сторонами: исторической (генетической),
причинно-следственной и структурно-функциональной.
Фазы развития конфликта
- это не абстрактные схемы,
а реальные, детерминированные в
историческом и социальном планах
конкретные состояния международного
конфликта как системы. В зависимости
от сущности, содержания и формы
того или иного конфликта, конкретных
интересов и целей его участников,
применяемых средств и возможностей
введения новых, вовлечения других
или выхода имеющихся участников,
индивидуального хода и общих
международных условий его развития
международный конфликт может
проходить через самые различные,
в том числе и нестандартные
фазы.
Первая фаза международного
конфликта - это сформировавшееся
на основе определенных объективных
и субъективных противоречий
принципиальное политическое отношение
и соответствующие ему экономические,
идеологические, международно-правовые,
военно-стратегические, дипломатические
отношения по поводу данных
противоречий, выраженные в более
или менее острой конфликтной
форме.
Вторая фаза международного
конфликта - это субъективное
определение непосредственными
сторонами конфликт своих интересов,
целей, стратегии и форм борьбы
для разрешения объективных или
субъективных противоречий с
учетом своего потенциала и
возможностей применения мирных
и военных средств, использования
международных союзов и обязательств,
оценки общей внутренней и
международной ситуации. На этой
фазе сторонами определяется
или частично реализуется система
взаимных практических действий,
носящих характер борьбы сотрудничества,
с целью разрешить противоречие
в интересах той или иной
стороны или на основе компромисса
между ними.
Третья фаза международного
конфликта заключается в использовании
сторонами достаточно широкого диапазона
экономических, политических, идеологических,
психологических, моральных, международно-правовых,
дипломатических и даже военных средств
(не применяя их, однако, в форме прямого
вооруженного насилия), вовлечения в той
или иной форме в борьбу непосредственно
конфликтующими сторонами других государств
(индивидуально, через военно-политические
союзы, договоры, через ООН) с последующим
усложнением системы политических отношений
и действий всех прямых и косвенных сторон
в данном конфликте.
Четвертая фаза международного
конфликта связана с увеличением борьбы
до наиболее острого политического уровня
- международного политического кризиса,
который может охватить отношения непосредственных
участников, государств данного региона,
ряда регионов, крупнейших мировых держав,
вовлечь ООН, а в ряде случаев - стать мировым
кризисом, что придает конфликту невиданную
ранее остроту и содержит прямую угрозу
того, что одной или несколькими сторонами
будет использована военная сила.
Пятая фаза - это международный
вооруженный конфликт, начинающийся с
ограниченного конфликта (ограничения
охватывают цели, территории, масштаб
и уровень ведения боевых действий, применяемые
военные средства, количество союзников
и их мировой статус), способного при определенных
обстоятельствах развиваться до более
высокого уровня вооруженной борьбы с
применением современного оружия и возможным
вовлечением союзников одной или обеими
сторонами. Если рассматривать эту фазу
международного конфликта в динамике,
то в ней можно выделить целый ряд полуфаз,
означающих эскалацию военных действий.
Шестая фаза международного
конфликта - это фаза урегулирования,
предполагающая постепенную деэскалацию,
снижение уровня интенсивности, более
активное вовлечение дипломатических
средств, поиск взаимных компромиссов,
переоценку и корректировку национально-государственных
интересов. При этом урегулирование конфликта
может стать следствием усилий одной или
всех сторон конфликта либо начаться вследствие
давления со стороны "третьей" стороны,
в роли которой может оказаться крупная
держава, международная организация либо
мировое сообщество в лице ООН.
Таким образом, рассмотренные
выше признаки могут быть использованы
для первичной идентификации
конфликта. Но при этом всегда
необходимо учитывать высокую
подвижность грани между такими
явлениями, как собственно военный
конфликт и война. Сущность
этих явлений одна и та же,
но она имеет различную степень
концентрации в каждом из них.
Отсюда и известная трудность
в различении войны и военного
конфликта.