Исследование психологических причин конфликтности личности в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ причин конфликтности личности в компании ИМЭКС.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
сделать краткий аналитический обзор зарубежных и отечественных источников по проблеме конфликтов в организации;
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
оценить конфликтность в коллективе компании «ИМЭКС» методом тестирования;
выявить психологические причины конфликтности людей в условиях организации;
представить результаты практической части и разработать практические рекомендации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ 6
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА 6
1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТА 15
2 ПОНЯТИЙНАЯ СХЕМА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1 ПРИЧИНЫ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ 17
2.2 КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА 22
2.3 СТРУКТУРА И УРОВНИ КОНФЛИКТА 27
2.4 ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ 37
2.5 ПОДХОД К. ТОМАСА К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ 44
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 49
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.2 ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК 50
3.3 ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Вложенные файлы: 1 файл

конфл лич 3.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

- обосновывайте, аргументируйте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте    свою    заинтересованность    человеком    и    его проблемой.

      Существует  еще ряд правил, как избежать ненужных конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинчивым, возбужденным человеком;
  • прежде   чем   сказать   о   неприятном,   создайте   благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
  • попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
  • не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
  • заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
  • умейте говорить спокойно и мягко, уверено и доброжелательно;
  • признавайте достоинства окружающих во весь голос и врагов станет меньше;
  • если вы чувствуете что не правы, признайте это сразу.
 

          Заключение

        Изучение социальных процессов,  происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной работе была предпринята попытка дать краткий аналитический обзор некоторых психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт и провести теоретический анализ понятия конфликта в организации, а также выявить психологические причины конфликтности личности и разработать рекомендации по минимизированию влияния причин на конфликтность личности в компании ИМЭКС.

      Конфликт  в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений.

Существуют  пять типов стратегий поведения  индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

     Исходя  из цели выпускной квалификационной работы было проведено исследование, включавшее тестирование людей в организации (компании «ИМЭКС»), диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов организации по методике К. Томаса, диагностику причин конфликтности и оценки другими причин конфликтности личности. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. По результатам оценок эксперта группа была проранжирована по уровню конфликтности. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание, самооценка испытуемых значительно отличается от оценки экспертов, менее конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов.

     В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь  между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии,  т. е.  оценки отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности.

     Таким образом, исходя из цели работы и  из результатов исследования в компании «ИМЭКС» можно сделать следующие выводы:

        1. Существует взаимосвязь между причинами конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте,  которую можно проиллюстрировать зависимостью между малым количеством причин конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
  1. Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными,  предпочитают  стратегию избегания (по методики К.  Томаса);
  2. Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве,  т. е.  желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
  3. В любой организации выделяются сотрудники с повышенной и пониженной конфликтностью.

          Также были выявлены такие причины, как:

    • противоборство между различными людьми: руководителями и лидерами; формальными и неформальными микрогруппами; различие статусов этих групп; разные микрогруппы
    • наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы (общества)
    • разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри их
    • проявление и преобладание негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между элементами общества и группы

        Для минимизирования влияния  психологических причин рекомендуется использовать следующие: 

     - расстановка людей с учетом  их индивидуально-психологических  особенностей, чтобы обеспечить  их совместимость

    -использование внутренней мотивации;

    - ранняя  диагностика конфликта и выявление  его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;

    - «выплескивание»,  «разрядка» негативных эмоций  через совместные  деятельности; обеспечение слаженности и организованности;

    - постоянное  изучение и оценка степени  сплоченности группы;

    - метод  последовательных взаимных уступок;

    - переговоры  участников конфликта;

- обращение  к арбитру;

-обращение  к посреднику. Здесь большую роль  может сыграть работник психологической службы, роль которой заключается в управлении человеческими ресурсами, разрешения конфликтов, проведения переговоров внутри коллектива, между коллективом и администрацией, привлечения в необходимых случаях специалистов-конфликтологов.

       Список использованных источников

 
 
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С. 552
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история,  библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 145
  3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 207 
  4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2001.- С. 182
  5. Бородкин Ф.М., Коряк И.М.  Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 141
  6. Виханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С. 435
  7. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,  1978. – С. 206
  8. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 36
  9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.:  Лениздат, 1990. – С. 175
  10. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ, 1994.- С.19
  11. Данькова Т.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971.  – Тбилиси:  Мецниереба, 1971. – С. 1005
  12. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000.  - С. 191
  13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 204
  14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119-134
  15. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе// Вестник МУ. –сер. 14, № 4. – 1977. – С. 23-33
  16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – С. 400
  17. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 40
  18. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 1996. –С. 64  
  19. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. - М.: Мысль, 1979. - С. 254
  20. Калашников Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа ( по результатам экспертного опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. – 1999. - № 7. – С. 17-22
  21. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С.  271
  22. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994 – С. 56
  23. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий (под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова). - Л.: Лениздат, 1987.- С. 143
  24. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. – С. 19
  25. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. – С. 342
  26. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения (сост. Лысов О.Е.). – Л.: ИПК СП, 1990. – С. 44
  27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.  Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207
  28. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на  II  научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. - С. 17-19
  29. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха,  2000. – С. 72
  30. Меньшова В.Н.  Конфликтология. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. – С. 184
  31. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: ,1992. – С. 25
  32. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.:  Наука, -  С. 192  
  33. Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-309
  34. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С. 52
  35. Платонов К.К., Казаков В.Г.  Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой). - М.: Изд-во МУ, 1979.– С. 143-167
  36. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184
  37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – С. 176
  38. Скотт Д.Г.  Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - С. 191.
  39. Смирнов Г.Л.  Советский человек. Формирование социалистического типа личности. - М.: Наука,1973. – С. 207

 

Рисунок 1-Двухмерная модель Томаса - Килменна 

Рисунок 2 - Трехмерная модель Томаса -Килменна- Емельянова

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Методика  диагностики стратегий поведения  личности в конфликте

К. Томаса.

1. А.  Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба  согласны.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я  пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я  стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я  считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я  первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я  предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я  пытаюсь найти компромиссное  решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я  стараюсь успокоить другого и  главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я  настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я  пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я  стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я  пытаюсь убедить другого в  преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я  стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

Б. Я  даю возможность другому в  чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я  стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я  стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я  всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Информация о работе Исследование психологических причин конфликтности личности в организации