Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:49, курсовая работа
Цель: изучить возможность использования комнатных растений в процессе преподавания биологии.
Задачи:
Дать общую характеристику использования комнатных растений на уроках биологии;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения органического мира;
Проанализировать возможность использования комнатных растений в процессе изучения закономерностей размножения и развития;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения наследственности и изменчивости растений;
Введение
4
ГЛАВА 1. Декоративное озеленение
1.1
История комнатного цветоводства
5
1.1.1
Эксперимент по созданию зимних садов
6
1.1.2
Волшебный «ящик Уорда»
7
1.1.3
Политический взгляд на растениеводство
9
1.1.4
Они всегда среди нас
10
1.2
Кое-что о комнатных растениях
11
1.2.1
Комнатные цветы и экология жилища
11
1.2.2
Растения, которые дарят нам энергию
13
1.2.3
Душистые растения
14
1.2.4
Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре
16
1.2.4.1
Влияние на атмосферу дома и офиса
16
1.2.4.2
Влияние на эмоциональное состояние
17
1.3
Размещение растений в интерьере
18
1.4
Методы и способы озеленения помещения
20
1.4.1
Комнатный садик
20
1.4.2
Пот-э-флер (цветущий горшок)
21
1.4.3
Террариум
21
1.4.4
Уголок пейзажа
21
1.4.5
Сад в аквариуме
22
1.4.6
Вертикальное озеленение.
23
1.4.7
Устремленные вверх
24
1.4.8
Озеленение балконов, лоджий, веранд
25
1.4.9
Аранжировка праздничных букетов
28
1.4.10
Закон флористов
29
1.5
Типы емкостей для растений
30
1.5.1
Выбор горшка. Импровизируйте
30
1.5.2
Контейнеры из пластика и керамики
31
1.5.3
О маленьких и больших
32
1.6
Знакомство с семействами комнатных растений
33
1.6.1
Классификатор комнатных растений
33
1.6.1.1
Бромелии
33
1.6.1.2
Декоративно – лиственные растения
33
1.6.1.3
Растения с копьевидными листьями
34
1.6.1.4
Ампельные и вьющиеся растения
37
1.6.1.5
Декоративноцветущие растения
40
1.6.1.6
Различные гибриды
41
1.6.1.7
Кактусы и суккуленты
48
1.6.1.8
Луковичные растения
52
1.6.1.9
Пальмы
53
1.7
Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии
6
ГЛАВА 2. Методические разработки применения комнатных растений на уроках биологии.
11
2.1
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Особенности органического мира».
11
2.2
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Закономерности размножения и развития организмов».
12
2.3
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Основные закономерности наследственности и изменчивости растений».
13
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
14
3.1
Методы и формы пеагогического экперимента
14
3.2
Констатирующий экперимент
15
3.3
Формирующий эксперимент
17
3.4
Контролирующий эксперимент
18
ВЫВОДЫ
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Этот несложный опыт позволит наглядно показать, в чем конкретно проявляется внутривидовая борьба за существование, понять, почему при выращивании культурных растений важно устанавливать оптимальные площади питания, густоту посева, чередование культур в севооборотах. Почему необходимо своевременно проводить прорывку, прореживание в посевах и посадках культурных растений.
На примере комнатных растений, происходящих из тропических лесов, можно показать сложную приспособленность организмов к жизни под пологом леса при недостаточном освещении. При этом надо обязательно обратить внимание учащихся на то, что характер таких приспособлений к одному и тому же неблагоприятному фактору среды у разных растений неодинаков. Учитель может подобрать соответствующие формы и на живых растениях наглядно продемонстрировать, что у одних растений (бегония, колеус) листья содержат красный и фиолетовый пигменты, способные улавливать слабый свет. У других (пестролистные драцены) по краям листовой пластинки имеется белая полоса, состоящая из специфических клеток, которые способны наподобие линз улавливать и аккумулировать рассеянный свет. Третьи (кливия, аспидистра, фикус) в условиях недостаточного освещения способны образовывать огромное количество зеленых пластид, отчего их листья имеют интенсивную темно-зеленую окраску. У лиан из этой зоны развились различные приспособления: присоски (гойя), усики (циссус) и другие, позволяющие им, цепляясь за ветви деревьев, подниматься на значительную высоту и выносить листья к свету.
На растениях из сухих мест учитель может продемонстрировать, как в результате естественного отбора, в условиях недостаточного увлажнения выживали формы, имеющие приспособления к наименьшему испарению воды, и что у разных форм такие приспособления неодинаковы. Это показывает, что процесс эволюции у них шел по различным направлениям. Так, у кактусов листья полностью редуцировались и превратились в колючки, а их функции стали выполнять разросшиеся мясистые зеленые стебли. У агавы и алоэ редуцировались стебли, а листья стали мясистыми и покрытыми кутикулой (в них содержится слизь, способная удерживать воду). У других растений (аспарагус) листовидные стебли сильно рассечены и превращены в кладодии, которые растение сбрасывает в условиях сильной засухи. У некоторых видов из класса однодольных (амариллис, зефирантес) листья в засушливое время отмирают, а питательные вещества они запасают в луковицах, сохраняющихся под землей. У многих растений сухих мест листья сильно опушены (сенполия) или имеют толстую кутикулу и восковой налет (гойя). При этом важно подчеркнуть, что все приспособления относительны, они полезны организму только в тех условиях, в которых исторически возникли, а при изменении условий эти приспособления даже мешают развиваться растению. Поэтому так важно изучать и знать условия возделывания культурных растений, соответствующие их биологии [2].
Так комнатные растения помогают учащимся усвоить сложный теоретический материал, самим увидеть результаты естественного отбора, убедиться в истинности научной информации. А выявляя биологию комнатных растений из различных экологических групп, школьники понимают, как осуществлять уход за растениями с учетом их происхождения и биологических особенностей, учитывать биологию культурных растений при их выращивании в открытом и защищенном грунте, чтобы получать наиболее высокие урожаи.
Приспособленность растений к перекрестному опылению можно показать на примуле, у которой пестики цветков длиннее тычинок, на арабидопсисе, у которого рыльца цветков созревают раньше тычинок и высовываются из околоцветника до распускания цветков.
Сложный для усвоения теоретический материал о дивергенции признаков, видообразовании и макроэволюции помогут учителю объяснить представители комнатных растений одного рода или семейства. Он может показать, в каком направлении шло формирование признаков, когда небольшие группы одной популяции или вида, попадая в необычные для них условия, изменялись под их влиянием. Новые условия способствовали выявлению и закреплению новых мутаций и изменению направления естественного отбора, дивергенции признаков, что приводило к изменению генофонда популяций, к еще большему их обособлению, а затем к образованию новых популяций, видов и родов, приспособленных к новым условиям.
Для того чтобы наглядно показать, как изменение условий существования влияет на изменение биологических особенностей организма, полезно с учащимися провести опыт по превращению наземного комнатного растения традесканции в водное растение (опыт описан в книге Н.М. Верзилина «Путешествие с комнатными растениями»). Окоренившиеся черенки традесканции надо посадить в почву, насыпанную в стеклянную банку, залить водой и закрыть стеклом. Два раза в день черенки опрыскивать водой в течение трех недель, а затем их можно пересадить в аквариум или в другую банку, на дно которой предварительно насыпать землю, прикрыв ее сверху слоем песка. Затем в аквариум налить воду. Традесканция будет жить под водой. Можно сразу пересадить традесканцию в аквариум или в высокую банку и в течение месяца подливать воду, постепенно повышая ее уровень.
С помощью микроскопа можно сравнить изменения в строении старых и новых листьев на поперечных срезах, подсчитать количество устьиц на кожице традесканции до погружения в воду и спустя месяц ее жизни в аквариуме [4] .
Использование комнатных растений, несомненно, поможет учащимся лучше усвоить сложный многоплановый теоретический материал об основных факторах эволюции, понять основную сущность и значение естественного отбора как главной движущей силы эволюции, увидеть его результаты, лучше уяснить процесс эволюции органического мира на Земле.
ГЛАВА 2. Методические разработки применения комнатных растений на уроках биологии.
Согласно школьной программе данная тема охватывает 45 минут.
Цель: исследовать использование комнатных растений с целью ознакомления школьников влияния освещения на продуктивность фотосинтеза.
Следовательно, понаблюдать за процессом влияния фотосинтеза на повышение продуктивности, роста и развития растения.
Совместно с учащимися на уроке был проведен опыт на определение влияния интенсивности освещения на выделение кислорода растением в процессе фотосинтеза.
Для этого нам понадобилось:
- ветка элодеи;
- мерный стакан;
- стеклянная палочка;
- нитки;
- настольная лампа.
В школьном аквариуме, который находится в кабинете биологии имеется элодея. Мы взяли веточку элодеи и привязали нитками к стеклянной палочке и опустили в стакан с водой, отрезали верхний конец веточки и поднесли к настольной лампе.
Учащиеся сразу начали наблюдать интенсивность выделения пузырьков кислорода. А если убрать настольную лампу, то количество пузырьков снижалось.
После проведения опыта учащиеся сделали вывод о том, что действительно свет влияет на рост и развитие растения. А так же что недостаток света может привести к ухудшению продуктивности растения.
Согласно школьной программе данная тема охватывает 45 минут.
Цель: исследовать влияние света на изменчивость признаков.
Для проведения данного опыта мы взяли комнатное растение, которое имеется в кабинет биологии – хлорофитум.
Один горшок с хлорофитумом был поставлен на подоконник, потому что там много света, а другой горшок был поставлен в более темное место.
Через один месяц учащиеся начали замечать различия в этих растениях: проявление перистости листьев у цветка, который стоял на подоконнике.
Учащиеся сделали вывод, что свет очень сильно влияет на изменчивость признаков, что при сильной освещенности увеличивается протекание фотосинтеза.
Хлорофитум
(Chlorophytum comosum) (Chlorophytum comosum)
Согласно школьной программе данная тема охватывает 45 минут.
Цель: получение гибридных форм комнатных растений.
Учащимся было предложено вырастить карликовые формы колеуса.
Для проведения данного опыта взяли маленькие черенки колеуса, укоренили их, а затем пересадили в цветочные горшки. Полив проводился по мере высыхания почвы.
В результате, т.к. растение любит влагу, а мы его поливали по мере необходимости, то у колеуса образовались меленькие листочки и рос медленно.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.
Да начала проведения эксперимента было выбрано два класса, 8 «А» (контрольный) и 8 «Б» (опытный) классы. В 8 «А» проводились обычные уроки, без использования комнатных растений.
Для проведения опытов использовался метод педагогического эксперимента.
Педагогический
эксперимент проводился в
1. Констатирующий эксперимент. Проводился в форме анкетирования для выявления исходного уровня умений и навыков на уроках биологии.
2. Формирующий эксперимент. Формировалось умение учащихся логически мыслить, сопоставлять, делать выводы; организация исследовательской деятельности; формирование показателей сформированности основных мотивов деятельности через включение использования натуральных объектов на уроках биологии.
3Контролирующий эксперимент. Проводился для определения эффективности применяемых методик.
В констатирующем эксперименте изучалось отношение учащихся к предмету биология (диаграмма 1, 2) за сентябрь и октябрь месяцы.
Опрос показал, что в 8 «А» классе 14 учащихся относится к предмету положительно, 3 – отрицательно, 5 – безразлично, а в 8 «Б» классе: 11 человек относится положительно, 4 отрицательно, 5 - безразлично.
Диаграмма № 1
После проведения эксперимента, ещё раз был проведен опрос, который показал, что в опытном 8 «Б» классе вырос уровень заинтересованности к предмету, снизилось отрицательное и безразличное отношение к биологии.
Диаграмма № 2
Так же изучался уровень успеваемости в контрольном 8 «А» классе и опытном 8 «Б» классе.
Таблица 1. Таблица успеваемости по биологии в 8 «А» класса.
Уровень |
Сентябрь |
9-10 |
- |
7-8 |
5 |
5-6 |
8 |
3-4 |
7 |
1-2 |
- |
Средний балл |
5.1 |
Таблица 2. Таблица успеваемости по биологии 8 «Б» класса
Уровень |
Сентябрь |
9-10 |
- |
7-8 |
5 |
5-6 |
6 |
3-4 |
9 |
1-2 |
- |
Средний балл |
5.1 |
Из таблиц 1, 2 видно, что в сентябре месяце успеваемость в контрольном и опытном классах была одинаковая и составила 5,1 баллов.
В ходе формирующего эксперимента в контрольном и опытном классах проводились уроки по биологии: в контрольном классе — это были обычные уроки, а в опытном классе — уроки проводились с включением использования комнатных растений.
В конце формирующего эксперимента было проведено:
1. Анкетирование, которое проводилось и до эксперимента для выявления показателей сформированности основных мотивов деятельности учащихся контрольного и опытного классов.
2. Контрольная работа по изученному материалу — как итог проделанной работы.
Результаты контролирующего эксперимента показали следующее: